Новосибирск против снега: вместе победим

Снег традиционно остается одной из самых обсуждаемых тем сибирской зимы. Каждый год он обрушивается на головы новосибирцев сугробом проблем из пробок, ломающихся крыш и несчастных случаев. Не меньшей проблемой стихия оборачивается и для бизнеса: по заснеженным дорогам клиенты не могут проехать к торговым точкам, посетителям бизнес-центров негде ставить свои автомобили, а управляющим компаниям приходится искать резервы для своевременной уборки территорий. Как предпринимательское сообщество справляется с аномальными осадками, выяснял «КС».

Совместными усилиями

Эта зима для Новосибирска оказалась слишком снежной даже по сибирским меркам. По информации синоптиков с октября до середины января при общей норме в 138 мм уже выпало больше 220 мм осадков. Пресс-центр мэрии сообщил, что с улиц города вывезено почти столько же снега, как за весь прошедший сезон. «Ситуация такова сегодня со снегом, что требует усилий, может быть, всех новосибирцев», — прокомментировал на одной из встреч мэр Новосибирска Анатолий Локоть и предложил ответить стихии сообща. Кстати, после этого ряд общественников и СМИ разместили неточные слова мэра, что вызвало множество гневных комментариев в его адрес. Однако позже пресс-секретарь главы города Артем Роговский пояснил, что цитата была искажена.

Неточными оказались и публикации в СМИ о том, что денег на уборку снега в бюджете Новосибирска больше нет. Запланированные лимиты средств, действительно, уже исчерпаны, однако, мэрия прибегла к дополнительным мерам и работы будут продолжаться всю зиму без перерывов. «Деньги там, где они должны быть — в бюджете. Деньги никогда не кончаются, они не имеют свойства заканчиваться. Деньги есть всегда, главное их правильно и умно потратить», — сказал по этому поводу начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Сергей Райхман на встрече с журналистами.

sneg_4023Интересно, что уборка снега является одной из основных причин жалоб на руководство Новосибирском вне зависимости от того, кто является мэром города на текущий момент. Кстати, эта особенность характерна не только для столицы Сибири. Недавно жители Томска начали сбор подписей за отставку градоначальника (на момент публикации петиция на change.org собрала 17 тыс подписей). Причина всё та же — снег на улицах. Правда, в данном случае больше внимания привлекла реакция Ивана Кляйна. Согласно сообщениям СМИ, он заявил, что автор письма сам планирует выдвигаться в мэры Томска, а площадку change.org назвал «сайтом Госдепа США».

Однако, о том, как переживает снежное испытание для коммунальных служб муниципальная власть, «КС» уже писал ранее. Теперь же в фокусе внимания редакции оказалась роль бизнес-сообщества в этом вопросе. Городская власть и администрации всех районов города обратились к крупным компаниям и другим хозяйствующим субъектам с просьбой посодействовать в уборке прилежащих к их зданиям и офисам территорий, а также соседних улиц. На призыв власти откликнулись сразу несколько крупных организаций. АО «СИБЭКО» очистило от снега несколько улиц Центрального округа, выделив для этого 7 единиц техники. Управление Западно-Сибирской железной дороги провело расчистку ул. Урицкого с использованием 9 единиц автомобильной и 4 единиц погрузочной техники. НМЗ «Искра» при помощи грейдера и двух тракторов очистил микрорайон «Гвардейский». Также предприятие время от времени убирает социальные объекты поселка Пашино. А МУП «Новосибирский метрополитен» организовало работы на ул. Серебрениковской, куда вышли 6 самосвалов и погрузчиков. «Это собственная техника метрополитена, — прокомментировал на брифинге начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Андрей Ксензов, — Помогли нам и соседи, учреждения, которые на Серебрениковской находятся: мы совместно с ними это производим». Помимо этого, уже существуют договоренности с ОАО «Синар», заводом полупроводниковых приборов и другими организациями.


Кроме того, уже летом по поручению мэра Новосибирска главы всех районов города начали заключать соглашения с коммерческими организациями, возле входов в которые есть парковочные карманы. Согласно этим документам, компаниям необходимо самостоятельно озаботиться состоянием парковок в зимний период. По информации пресс-службы мэрии города, за лето и осень такие соглашения подписали несколько десятков различных предприятий. Однако, полного списка в мэрии нет, так как этой работой каждый район занимается самостоятельно. Как рассказал Сергей Райхман, муниципалитет контролирует выполнение этих соглашений и собирает перечень организаций, которые ответственно отнеслись к взятым на себя обязательствам.

sneg_4032Может показаться, что помощь хозяйствующих субъектов в общем объеме работ незначительна. Однако, первый заместитель главы Центрального округа Владимир Архипов, выступая на брифинге, отметил, что чем больше компаний отзовутся на призыв, тем более ощутимым окажется результат. Высказывая благодарность подключившимся к уборке организациям, он сказал: «Если на их примере еще и другие поддержат эту инициативу, то капелька по капельке будет огромная работа сделана».

Стоит отметить, что по действующим правилам благоустройства Новосибирска, хозяйствующие субъекты (собственники и арендаторы зданий) обязаны проводить уборку только на принадлежащей им территории до, так называемой, «красной линии». И, зачастую, туда входит только крыльцо либо небольшой участок перед ним, а вся остальная земля принадлежит либо муниципалитету либо району. Поэтому уборка тротуаров, парковочных карманов и улиц предприятиями — это их личная инициатива.

Вокруг офиса

В наибольшей степени в уборке территории от снега заинтересованы компании, управляющие или владеющие крупными зданиями, а именно — торговыми и бизнес-центрами. При этом, как рассказывают участники рынка и арендаторы, существует три основных подхода к проблеме. Бизнес-центры либо вообще не занимаются уборкой снега, полностью отдавая это на откуп муниципалитета, либо заранее включают эти работы в арендную плату (то есть ведут их за свой счет), либо же берут с арендаторов дополнительные деньги за вывоз снега. «Думаю, что все центры категорий «А» и «Б+» сами занимаются этим вопросом, а от «Б» и ниже — это уже зависит от личности управляющего», — предположил один из собеседников «КС». В любом случае выходит, что следят за территорией, в первую очередь, управляющие организации. Разумеется, свои дворники есть практически везде, но снег приходится еще и вывозить, а также расчищать парковки, для чего уже необходима техника. И, если работы не ведутся, то чаще всего это связано с банальной экономией или нехваткой средств.

Как рассказал «КС» управляющий БЦ MOST Дмитрий Радионов, бизнес-центр по собственной инициативе убирает прилежащую к зданию территорию: тротуары, парковочные карманы, пешеходные и эвакуационные проходы и парковку во дворе. «Мы заявляемся бизнес-центром класса «В+» и должны этому соответствовать. У нас сравнительно немаленькая арендная ставка, в которую к слову, включены в том числе и расходы связанные с уборкой офисов и прилегающей территории. Наши клиенты должны понимать наглядно, за что они платят», — сказал он. При этом работы ведутся силами подрядной организации, то есть каждый вывоз снега MOST оплачивает отдельно. «Мы ни в коем случае не перевыставляем счета нашим арендаторам за вывоз снега. Есть бизнес-центры, которые так делают. Я считаю, что это категорически неправильно», — добавил Дмитрий Радионов.

sneg_4047Но можно сказать, что бизнес-центрам, расположенным вдоль основных городских магистралей, повезло куда больше, чем тем, кто находится на других улицах. Дороги, по которым ходит общественный транспорт, муниципалитет расчищает регулярно. Чего нельзя сказать о более мелких улицах, которые оставляют «на потом». В итоге бизнес-центры могут сколько угодно чистить парковочные карманы и территорию вокруг своего здания, но если все подъезды заблокированы снегом, это бесполезно.

Управляющий бизнес-центром «Партнер» Владислав Сафонов уже долгое время пытается добиться, чтобы муниципалитет вывез снег с улицы Орджоникидзе и Трудового переулка, которые соседствуют со зданием и относятся к юрисдикции Центрального округа. Дело в том, что снежные завалы на этих участках мешают проезду к «Партнеру», а это вредит и имиджу бизнес-центра, и комфорту арендаторов. «Ко мне не могут подъехать ни посетители, ни сами арендаторы, — говорит Владислав Сафонов. — Своими силами мы убираем тротуар вдоль бизнес-центра и прилегающую территорию. Но мы же не можем расчистить всю улицу. А без этого наша работа не имеет смысла: всё равно к зданию не проехать». По словам управляющего, муниципалитет обещал расчистить улицы до 4 января, однако работы начались только ночью на 12 января: очистили проезжую часть и тротуар до БЦ «Партнер». Владислав Сафонов подготовил письма в адрес мэрии и администрации Центрального округа в надежде добиться своевременной уборки проезжей части. «Конечно же, мы должны помогать городу с уборкой, и мы делаем это. Но и муниципалитет должен свои обязанности выполнять — иначе результата не будет», — добавил он.

Актуальна эта тема и для организаций, которые, как правило, располагаются в отдельностоящих зданиях или имеют отдельные входы. Это банки, автосалоны, рестораны и другие компании. И аномально-снежная зима «ударила по карману» многим из них.

Экс-директор одного из дилерских центров Новосибирска на условиях анонимности рассказала «КС», что за уборку и вывоз снега ее автосалону приходилось отдавать до 250 тыс руб. «Для дилерского центра премиум-бренда важно очищать территорию около салона, — отмечает собеседник «КС». — Удовольствие не из дешевых, но других вариантов нет». По ее  словам, аренда КАМАЗа для вывоза снега стоит около 1400 руб. в час, а грейдера — 1700 руб., причем минимальный заказ составляет 4 часа. «На этом рынке не так много крупных игроков, но достаточно мелких компаний. У кого есть спецтехника, с радостью подключаются, чтобы заработать», — отмечает она.

sneg_4058Анализ объявлений показал, что за вывоз снега частные компании просят от 150 руб/м3, а механизированная уборка стоит около 1,5 тыс руб в час в зависимости от типа техники. При этом дозвониться до специализированных организаций, по опыту корреспондента «КС», оказалось практически невозможно.

Крупные федеральные компании с большими бюджетами в меньшей степени страдают от нехватки средств и лучше справляются с ситуацией. Так, в пресс-службе Сибирского банка ПАО Сбербанк заверили «КС», что компания всегда с вниманием относится к территории, прилегающей к банковским офисам. «Уборка осуществляется силами подрядной организации или управляющей компании, в соответствии с договорами, заключенными со Сбербанком. Также банк обеспечивает крыльцо удобными поручнями, на ступенях размещен специальный противоскользящий материал либо плитка. В большинстве офисов предусмотрен пандус для маломобильных граждан и детских колясок», — прокомментировали в Сбербанке.

Что касается крупных торгово-развлекательных центров, то, согласно наблюдениям «КС», все они успешно справляются с расчисткой прилегающих территорий и своих немаленьких парковок. Например, в администрации ТЦ «Галерея Новосибирск» рассказали, что уборка снега с прилегающей территории ведется подрядной организацией с применением снегоуборочной техники. «Мы стараемся сделать посещение торгового центра максимально комфортным и безопасным для посетителей, поэтому оказываем содействие муниципалитету и убираем часть городской территории. Зима в этом году такая, что только совместными усилиями можно обеспечить чистоту и порядок в городе», — прокомментировали в ТЦ.

Вокруг дома

Не менее актуальным для любого жителя Новосибирска, будь то бизнесмен или простой работник, остается вопрос уборки придомовых территорий, отвечают за которые управляющие организации.

sneg_4105На запрос «КС» департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска ответил, что работа по привлечению управляющих организаций к очистке крыш многоквартирных домов и вывозу снега с придомовых территорий началась 3 января. «За это время специалистами управляющих организаций было очищено 2 183 кровель многоквартирных домов, 5 755 дворовых территорий, вывезено 6 095 кубометров снега с городских дворов», — говорится в ответе от 10 января. Также сообщается, что специалисты муниципальной жилищной инспекции регулярно проводят выездные мероприятия по контролю за уборкой придомовых территорий. Если в ходе осмотра выясняется, что содержание дома не соответствует правилам благоустройства, то информация направляется на рассмотрение в административные комиссии, которые могут назначить управляющей организации штраф от 10 до 20 тыс руб. Отметим, что с начала 2017 года в муниципальную инспекцию уже поступило около 200 обращений граждан.

И всё же, по наблюдению «КС», далеко не везде уборка ведется должным образом. Особенно это касается тех домов, которые находятся «под крылом» крупных управляющих компаний. Президент фонда «Дом с часами» и заместитель председателя ТСЖ этого памятника архитектуры Олег Викторович рассказал «КС», что на своей территории жильцы убирают регулярно, в том числе организуют субботники, и средств на вывоз снега не жалеют. Однако, на прилегающих к дому участках ситуация обстоит хуже. В частности, единственный пожарный проезд к зданию находится в зоне, которую обслуживает возглавляемая Ольгой Попковой управляющая компания «Уют», и он заблокирован огромным сугробом. Еще одна беда дома — незаконно-размещенные на тротуарах рекламные конструкции, которые делают невозможной механизированную уборку снега. «Все ругают муниципалитет, что снег плохо убирают. А как тут уберешь, если ни трактору ни грейдеру не проехать?  — задается вопросом Олег Викторович. — То лайт-боксы, то другие конструкции стоят. Мы боремся с этим уже много лет — обещают-обещают убрать, но ничего не меняется». Картину дополняет брошенный автомобиль «Жигули» без номеров, погребенный под снегом.

7_nЖалуются новосибирцы и на другие управляющие компании. Среди собеседников «КС» больше всего негативных высказываний получила УК «Дзержинец». Как рассказали опрошенные жители многоквартирных домов (в числе которых и бизнесмены), территории, обслуживаемые этой управляющей организацией завалены снегом, который как будто никто и не собирается вывозить. Если механизированная уборка парковок и проводится, то всё сваливается тут же, создавая многометровые завалы. Кроме того, не ведется расчистка кровли и карнизов от нависающего снега и льда, а это уже угрожает жизни граждан. Причем часто бывает, что под окнами находится единственная прочищенная или протоптанная дорога.

В заключение стоит отметить, что каждый житель Новосибирска может оказать посильную помощь в уборке снега, даже не принимая в работах непосредственного участия. Например, коммунальные службы постоянно обращаются к автолюбителям с просьбой освобождать внутриквартальные проезды, придомовые территории и парковки на время очистки улиц от снега и не оставлять автомобили вдоль дорог. Также, по информации отдела контроля за сохранностью жилищного фонда комитета муниципальной жилищной инспекции Новосибирска, собственники жилых помещений, проживающие в многоквартирных домах, отвечают за очистку балконных плит и карнизов от снега и льдообразований, так что эту работу тоже должен выполнять любой житель города.

О проблемах, связанных со снегоуборкой, вы можете рассказать в комментариях к этой статье или на наших страницах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

sneg_4124ТОЧКА ЗРЕНИЯ:

Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting

— Навести порядок в своем доме и около него должно быть законом для любого из нас. Жить надо в порядке. Что касается коммерческих предприятий, то расчистить территорию вокруг своего здания — это повысить его привлекательность. Это касается и бизнес-центров, и других компаний. Странно, что некоторые руководители этого не понимают. А уборка придомовых территорий — это работа управляющих организаций, и с них надо спрашивать. Спрашивать как жильцам домов, так и департаменту энергетики и ЖКХ мэрии, который на деятельность управляющих организаций так или иначе влияет.

Михаил Мезенцев, официальный представитель Федерации автовладельцев России по Новосибирску:

— Если коротко, то из года в год у нас повторяется одна и та же ситуация, только причины каждый раз новые и совершенно неожиданные. То это недостаточное финансирование, то это ледяной дождь, то это ранние обильные снегопады. И в независимости от причин, результат всегда один и тот же — заваленный снегом город и негодование горожан. Если интересно мое личное мнение, то я по-прежнему убежден в том, что первоочередные причины происходящего в некомпетентности руководства профильного департамента, которое не может не только правильно организовать работу, но и обеспечить должный контроль за деятельностью своих подразделений. В итоге, к недоукомплектованности добавляется неэффективность, еще более снижая качество производства работ и итоговый результат, что мы и видим на дорогах, тротуарах, остановках общественного транспорта и пешеходных переходах.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ