Директор ООО «СибФитнес»

Кафка в «Гоголь-центре»

 

Мне очень интересно творчество людей, которые называют Франца Кафку своим любимым писателем. Я вот Кафку начала читать поздно. Последний роман — совсем недавно, перед осенней премьерой «Процесса» в «Красном факеле». И вот теперь — «Кафка» в московском «Гоголь-центре».

46_08_kafka_4636Чтение оставило странные ощущения. Казалось, что блуждаю по чужим сновидениям. И еще не покидала мысль, что все свои записи писатель завещал сжечь. Но душеприказчик Макс Брод, пойдя против воли автора, собрал разрозненные главы, определил их порядок и издал несколько романов. Это усиливало ощущение зыбкости, фантасмагоричности и двойного дна текстов Кафки. Писательство было его тайной страстью, а реальность проходила по однообразному распорядку, по привычным маршрутам мелкого клерка, который терпеть не мог Прагу: «Сегодня вечером от скуки три раза подряд мыл руки в ванной».

46_08_kafka_09Всю сложность и противоречивость личности Кафки попытались показать на сцене в московском «Гоголь-центре». Театральный байопик создали драматург Василий Печейкин и режиссер Кирилл Серебренников. Название сцен спектакля словно бы взяты из романов писателя, которые по своему усмотрению и в своей хронологии расставил Макс Брод: «Кастинг», «На улице», «В семье», «В бассейне», «Похороны Кафки», «В санатории», «Молчание сирен»… Зрители еще рассаживаются по своим местам, а спектакль уже идет. Кафку (Семен Штейнберг) записывают на кинопленку, его лицо крупным планом на экране.

46_08_kafka_07В павильоне проводится кастинг подходящего голоса для озвучки. Мужчины и женщины читают один и тот же текст. Весь спектакль Франца будут «озвучивать», он же не произнесет ни слова. Мать — о том, что он должен жениться и нарожать детей, отец — что должен ходить в лавку, сестры — о любви и готовности к постоянной заботе, друг — о том же, вечная невеста Фелиция Бауэр — о нереализованном мужском потенциале. Связующим голосом выступает вымышленный персонаж Отто Пик (звезда «Интернов» Один Байрон). Вымышленные кафкианские герои как к себе домой заходят в биографические сцены: от Грегора Замзы, превратившегося в жука, летающих собачек, Марии Абрахам, задушившей своего ребенка галстуком, служанки Лени, мертвеца до Ивана (Никита Кукушкин), русского работника в школе плавания. И этот абсурд превращается в обыденность жизни.

46_08_kafka_02Среди всех многонаселенных сцен Кафка почти всегда на периферии, вжатый в стену, в шезлонг, прижатый к крышке гроба, «не отсвечивает». Это одиночество замечательно описывает подруга Кафки чешская журналистка Милена Есенская: «У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый среди одетых». Эмоции Франца вырываются наружу несколько раз. В бесполезной, как день сурка, попытке выброситься из окна, и в нервной, но настойчивой записи лечебной грязью на белом кафеле бассейна: «Verbrennenalle». «Сжечь все!» — эта просьба душеприказчику в прямом смысле красной строкой на электронном табло проходит через весь спектакль. В сцене «Похороны Кафки» его друзья, настоящие и вымышленные, собирают тексты, письма, записки, которыми делился с ними писатель. Фелиция Бауэр (Светлана Мамрешева) выворачивает наизнанку лаковую сумочку, из которой летит ворох переписки.

46_08_kafka_06В какой-то момент зрителям сообщают, что у каждого под сиденьем тоже лежит письмо Кафки. Все достают конверты, разворачивают, читают. Вот, например: «Перед безумием мира я ставлю свое личное безумие. Тогда мы — я и мир — начинаем говорить на одном языке. В эту минуту я похож на человека, который остался один в опустевшей деревне, рядом с пробудившимся вулканом. Приближается поток огненной лавы, а я стою, держа перед собой лист бумаги». Свое «Письмо Кафки» я унесла домой. У меня рука не поднялась сжечь, порвать или просто выбросить этот документ. Перечитывала, хотя это всего лишь реквизит спектакля. Но он подписан. Хотя бы одной буквой «К». На мой взгляд, создателям спектакля и прекрасному актерскому составу удалось воплотить на сцене центральный вопрос творчества Кафки: «Отчуждение — это всеобщая, всеобъемлющая категория бессмысленности и бесцельности человеческого существования». Неустранимого ни при каких обстоятельствах.

46_08_kafka_001

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ