Сибирский веб-рынок прирастать будет… Москвой?

С какими результатами участники сибирского веб-рынка заканчивают 2016 год? Какие цели и ориентиры поставили для себя на следующий? Насколько справедлив тезис, что жизнь на этом рынке идет за счет московских клиентов? Ведущие веб-студии Новосибирска и других регионов Сибири согласились дать «КС» ответы на эти вопросы, собственную оценку текущей ситуации, а заодно и прогноз на будущее.

Стал ли 2016 год переломным для веб-разработки и SEO-продвижения? По мнению аналитиков независимого агентства «Тэглайн», однозначно нет. «На новосибирском рынке практически ничего не происходит примерно с 2009 года: не появляется новых игроков, а у существующих эффективно получается адаптироваться к изменениям рынка. В Барнауле, Томске и Красноярске ситуация такая же», — констатирует главный редактор «Тэглайна» Алексей Раменский. По его словам, итоги 2016 года соответствовали ожиданиям: в среднем по стране у компаний, где руководство грамотно подошло к вопросам управления и планирования, доходы выросли на 50–100%, в то время как у остальных изменились настолько же, но в противоположную сторону. В Сибири ситуация примерно такая же, только изменения в доходах оказались меньше в среднем в 2–2,5 раза. «В целом оборот остался примерно на том же уровне, околорекламные и креативные услуги стали расти, но принципиально медленнее, чем стоило бы для того, чтобы можно было говорить о появлении рынка», — считает Алексей Раменский.

Однако что по итогам года говорят сами участники рынка? В какой степени реальный 2016 год соответствовал их предварительным прогнозам и оценкам?

С тезисом о том, что расстановка сил практически не поменялись, согласен директор студии «Сибирикс» (наряду с Kinetica и Punk You Brands входит в состав ГК SPYK) Владимир Завертайлов, который в то же время подчеркивает, что все больше клиентов стали выбирать «конструкторы» на простых решениях. «У нас же все больше и больше в обороте проектов со сложными интеграциями, стартапами и высоконагруженными проектами или автоматизацией. Это радует, — оценивает итоги собеседник «КС». — Прогнозы строить сложно, но одно можно сказать точно: мы обязательно займемся автоматизацией внутренних бизнес-процессов. Будем вкладываться в систему управления. Мы очень много сделали для автоматизации в этом году, особенно рутины по техподдержке и обработке лидов. Сейчас на очереди балансировка нагрузки и автоматизация опережающих метрик эффективности работы команд над проектами».

По словам директора студии ITConstruct Романа Петрова, 2016 год ознаменовался для его компании работой по нескольким крупных проектам и параллельной работой над множеством небольших проектов для самых разных сегментов бизнеса. «Мы замечаем, что сегмент средних проектов вымывается в пользу решений «Быстрый старт + развитие», когда за 2–6 недель запускается проект и потом постоянно модернизируется. В результате за тот же срок, что и разработка индивидуального проекта, и за сравнимый бюджет получается сайт или интернет-магазин, более полно отражающий потребности заказчика и приносящий прибыль уже в процессе его разработки», — поясняет Роман Петров. Говорить о том, оправдались ли прогнозы, по его словам, еще рано, поскольку год еще не закончился, но в целом видно, что бюджеты стали тратиться более обдуманно. «Мы прогнозировали это. По обороту и выработке за 10 месяцев 2016 года в нашей компании показатели сравнимы с 2015 годом, а впереди еще декабрь, традиционно «высокий» месяц», — расставляет акценты Роман Петров.

В свою очередь CEO digital-агентства Wow Николай Глухих отмечает, что хотя год еще не закончился, уже сейчас можно сказать, что главный его итог для рынка — еще большая специализация агентств и студий. «Наверное, это взросление рынка — у компаний налаживается самоидентификация. В целом же можно сказать, что вопреки ожиданиям, не все так плохо: крупные игроки, за которыми получается следить, достаточно загружены работой, и даже ожидавшиеся закрытия в итоге не состоялись», — отмечает Николай Глухих. По его словам, в целом прогнозы на 2016 год, можно сказать, оправдались. «Агентство в уходящем году претерпело достаточно сильную реорганизацию, смену структуры собственности, но даже несмотря на это, мы покажем и рост маржинальности, и рост выручки в расчете на одного сотрудника. Также в этом году доля доходов от разработки в общей выручке несколько снижалась, а поддержка и ведение социальных медиа, напротив, росли», — констатирует Николай Глухих.

Впрочем, некоторые участники рынка считают, что на рынке вообще не происходит ничего принципиально нового. Так, директор агентства DirectLine Денис Осадчий оценивает рынок как уже достаточно зрелый, большинству известных агентств и студий в районе 10 лет, и новым агентствам выходить на рынок достаточно сложно в силу конкуренции за кадры и заказы, в первую очередь за кадры. «Появляются нишевые агентства — дизайн-продакшены, которые частично работают с клиентами, частично на субподряде у московских и местных агентств, — дает свою оценку Денис Осадчий. — Прогнозы не сбылись — в середине прошлого года мы сделали ставку на «перформанс»: на построение сквозной аналитики до продаж как основы рекламных кампаний и дальнейшее тестирование рекламных инструментов для поиска всех эффективных возможностей привлечения заказчиков. Но, видимо, это сделано преждевременно, к тому же сказывается кризис, и клиенты хотят не строить что-то, а получить результат сейчас. Поэтому аналитика и постоянное повышение эффективности кампаний нужны в рамках одного-двух инструментов, с небольшим бюджетом. Мы переориентируемся и стараемся внедрять performance-подход внутри относительно небольших рекламных кампаний — определяем целевые показатели, оптимизируем по ним кампании и тестируем таргетинги, но не всегда внедряем сквозную аналитику. Для таких кампаний эффективнее оптимизация по микроконверсиям или онлайн-конверсиям, без учета звонков и других офлайн-активностей».

Среди опрошенных «КС» крупных веб-студий годом роста для себя считают 2016 год в «Космос-Вебе». «Появилось много новых заказчиков, а также нам удалось достичь новых высот по направлению продвижения сайтов. Что касается изменений на рынке — думаю, что благополучно пережившие кризис компании также смогли улучшить свои позиции, — резюмирует итоги года директор компании «Космос-Веб» Василий Чупис. — Наши ожидания сбылись — в уходящем году рынок начал активнее  расти».

Удачным оказался год и для компании «МартДизайн». «Я заметил, что в этом году появилось довольно много новых небольших агентств. Это здорово, потому что свежая кровь и здоровая конкуренция всегда положительно сказываются на рынке. Единственное, что хотелось бы отметить: молодые команды, как правило, нестабильны. Клиентам это нужно учитывать, заключая контракты. Следующий момент — специализация компаний, которые все больше фокусируются на каких-то сегментах разработки: кто-то делает только промосайты, кто-то только интернет-магазины, кто-то только проектирует интерфейсы. Что касается студии «МартДизайн», мы сфокусировались на том, что мы умеем лучше всего — на продуманном, качественном дизайне», — подводит итог руководитель студии «МартДизайн» Николай Запорожский.

Среди «новых» веб-студий, впервые попавших в этом году в общероссийский рейтинг «Тэглайна», есть и две сибирские компании — томская «Студия 15» и кемеровская «Атвинта». Обе работают с 2011 года и держатся в средней ценовой категории.

«В целом рынок продолжает ровное развитие. Каких-либо существенных перестановок не произошло, все компании развивают свои ниши. Мы достигаем поставленных целей. Считаем, следующий год будет также растущим, без резких и революционных изменений. Несмотря на общий кризис в экономике, сфера ИТ и интернет-рекламы продолжит развитие. Бизнесы видят в ней для себя рост эффективности», — резюмирует руководитель отдела продаж компании «Вебселлерс» Андрей Гупалик.

Говоря языком цифр

Насколько — и в какую сторону — изменились обороты сибирских веб-игроков? Как изменился топ лидеров этого рынка, а кто по итогам года, напротив, попал в аутсайдеры? Участники рынка неохотно делятся такой информацией. Тем не менее несколько игроков рынка огласили «КС» свои результаты.

«По итогам года оборот составит около 60 млн рублей, по сравнению с 2015 годом рост составит порядка 30%, — дает оценку работы DirectLine Денис Осадчий. — Половину оборота приносит поисковое продвижение. 35–40% оборота приходят за контекстную рекламу — за саму рекламу и за услуги настройки и сопровождения, а также аналитику кампаний. Остальные 10–15% — это веб-разработка новых и доработки действующих сайтов, включая проектирование и анализ юзабилити. В разных рейтингах мы занимаем от 7-го до 11-го места в России по объему клиентов в поисковом продвижении. Больше всего у нас выросла в 2016 году контекстная реклама, рост составил порядка 60–70%. Поскольку такая реклама дает самый быстрый результат, в кризис она очень актуальна. Сказывается и то, что мы начали вкладываться в это направление около двух лет назад — в построение процесса, в автоматизацию, расширение штата, экспериментируем с автоматическими стратегиями управления рекламой. Сейчас это приносит результаты».

Для студии «Космос-Веб» самыми быстрорастущими направлениями в 2016 году стали SEO и реклама — рост по ним достиг 130%. Другие направления также показали рост, но не столь быстрый: разработка «выросла» на 20%, поддержка существующих проектов — на 5%. В целом, по оценке Василия Чуписа, совокупный оборот компании составил 38,8 млн рублей, из которых 22,5 млн принесла разработка, 3,3 млн — поддержка, 12,8 млн — SEOи реклама.

«МартДизайн» и «Вебселлерс» констатировали прирост выручки по сравнению с предыдущим годом на 20%. Другие участники опроса отметили, что итоги года подводить пока рано, в декабре многое может измениться.

Чего хотят клиенты, чего предлагают студии

Благодаря чему веб-рынок закончил 2016 год в плюсе? Какие предложения стали ключевыми драйверами? По мнению представителей агентства «Тэглайн», драйверы роста в регионах — те же самые, что наблюдались в столице 7–8 лет назад: SMM, digital-стратегии, аналитика, превращение дизайна в UI/UX (пользовательские интерфейсы). Текущее состояние федерального рынка находится под влиянием двух трендов: продолжение сужения позиционирования у большинства игроков и принципиальное повышение интереса индустрии к всевозможным образовательным программам. «Если брать медийные тренды, то основные драйверы рынка — это «умные вещи», «Интернет вещей» и e-CRM», — отмечает Алексей Раменский.

Одним из важных факторов, определяющих, что будет двигать веб-рынок вперед, Николай Глухих называет его сильную сегментированность, в силу которой тяжело найти какое-либо универсальное решение. «Кто-то растет за счет перехода к более простым технологическим решениям, кто-то — за счет роста клиентских бюджетов на закупку трафика, кто-то — за счет сложных программных интеграций. Мы в Wow продолжаем делать упор на интеграции различных каналов коммуникаций и свои маркетинговую и креативную экспертизы, благодаря чему и растем, — поясняет Николай Глухих. — В принципе, ничего сверхъестественного заказчики запрашивать не стали. Другое дело, что на наш рынок пришло большое количество крупных региональных компаний, перераспределяющих в пользу цифрового маркетинга все большие бюджеты. В Москве этот процесс активно начался с 2008 года, но это не значит, что Сибирь отстает от столицы на восемь лет, просто большинство B2С-рынков в регионах становятся все более интересны крупным федеральным игрокам, и местные компании вынуждены реагировать на растущую конкуренцию новыми подходами и инструментами».

tab_6_1«Самое интересное, что, несмотря на общий спад экономики, все направления продолжают расти, — отмечает Денис Осадчий. — Понятно, что растет «моментальная» реклама, контекстная и таргетированная, которую можно запустить за три дня и сразу увидеть первые заявки. Но показательно, что количество заказов на веб-разработку тоже растет — у всех крупных студий ресурс расписан на ближайшие месяцы. Клиенты вкладываются и в переработку сайтов, и в разработку новых проектов, например, тестируя новые ниши или модели продаж. Думаю, это отражает растущую роль веба не для маркетинга, а для бизнеса вообще. При этом простая разработка все больше уходит на конструкторы, а успешные студии занимаются сложными сайтами, с большим объемом поддержки, доработок и нестандартного функционала, либо с дизайнерскими решениями». Что касается клиентских запросов, то они, по оценке Дениса Осадчего, в кризис стали гораздо прагматичнее: «Нужны конкретные и ощутимые результаты: звонки, продажи, заказы в корзине, рекламный бюджет должен давать определенное количество новых обращений. Если результата нет — клиенты уходят, если есть — продолжают размещать рекламу. И никакой дополнительный сервис, удобство, классные коммуникации не могут принципиально повлиять на решение. Главное — результат. Заказчики стали более грамотными и требовательными: большинство из них уже ведут рекламные кампании или продвигают свои сайты и приходят за более высокой эффективностью, то есть они начинают не с нуля и уже имеют возможность сравнивать. Заказчики хорошо ориентируются в подходах, составе работ и оценке результатов. Хотя до сих пор заметно отставание в этом новосибирских клиентов от заказчиков из европейской части».

По наблюдениям директора компании «Контур» Александра Кириллова, сейчас явно чувствуется разворот рынка под маркетинговые задачи. «Бизнес почувствовал, что сайты могут служить реальными каналами продаж и коммуникации с потребителями. Также, в связи с быстрым развитием рынка мобильных устройств, подстраивается и рынок веб-разработки: сегодня не иметь мобильное приложение, даже для среднего магазина, уже скорее исключение из правил, нежели обычная ситуация», — рассказывает Александр Кириллов. По его словам, в 2016 году заметно увеличилась доля рынка мобильной разработки: «Это не только приложения интернет-магазинов, но также различные приложения сервисов услуг для коммуникаций с потребителями, например банки, службы доставки или заказа такси и так далее».

На то, что несколько последних лет локомотивом рынка выступают интернет-магазины, обращает внимание Николай Запорожский. По его мнению, это будет продолжаться довольно долго. «Из интересных направлений, которые набирают обороты, — создание сайтов на конструкторах, например, на Tilda. Это позволяет убрать из процесса разработки программистов и создавать сайты исключительно силами дизайнеров. Разумеется, конструкторы имеют ограничения функциональности, но для простых сайтов они подходят идеально и экономят клиентам бюджет и время разработки. Клиенты все меньше приходят с запросом на какие-то мегакреативные решения, все больше хотят простых, понятных, то есть стандартных решений Общим местом стал адаптивный дизайн — если три года назад это было дополнительной услугой, то сейчас все сайты создаются адаптивными по умолчанию», — поясняет собеседник «КС».

В свою очередь Владимир Завертайлов выделил такие тренды, как интеграция с ERP-системами, отстройка интегрированных бизнес-процессов клиента: «Очень много было проектов, связанных с логистикой: автоматизация доставок, перевозок из-за рубежа, эвакуации, аренды спецтехники. Похоже, что вслед за такси этот сегмент начал активно автоматизироваться и стараться быть человечнее».

Василий Чупис назвал основным направлением рынка и драйвером роста perfomance-подход, который позволяет показывать измеримый результат: «Такой подход помогает продавать качественную разработку и продвижение. Со стороны заказчиков в 2016 году чаще поступали заказы на доработку или полный редизайн имеющихся у компаний сайтов, нежели на создание первых сайтов».

Весь рынок — внутри МКАД?

Некоторое время назад в одном из материалов «КС» прозвучал тезис, согласно которому внутренний рынок программных и веб-разработок развит пока недостаточно хорошо, и  порядка 90% его сосредоточено внутри МКАД. Насколько, по мнению аналитиков и разработчиков, данный тезис справедлив? Действительно ли жизнь на сибирском рынке веба идет главным образом за счет московских клиентов?

По мнению представителей «Тэглайна», весь сибирский рынок можно разделить на две категории: «Пару десятков компаний, которые работают с федеральными заказчиками и стараются идти в ногу со столичными трендами, и остальные компании, которые по-прежнему считают, что веб-разработка — это в лучшем случае «сайты на Битриксе», и отстают от первой категории на 7–8 лет». По оценке Алексея Раменского, порядка 95–97% digital-бюджета страны управляется из Москвы.

Впрочем, не все участники рынка ориентируются на столицу. «Для нас это в корне неверное утверждение, география наших заказчиков простирается от центральной части России до Камчатского края», — подчеркивает Александр Кириллов.

Иначе обстоят дела у других участников рынка. «Большая часть нашего оборота — Москва, — констатирует Владимир Завертайлов. — Более того, мы сами купили в этом году офис в Москве. Однако я вижу тенденцию, что крупные проекты по автоматизации и e-commerce заказывают компании за рамками МКАД. В этом году были и есть хорошие активности с компаниями Урала, а также Сибири (Томска, Новосибирска) и даже Дальнего Востока».

О том, что основная часть рекламных бюджетов действительно сосредоточена в Москве, особенно в медийной и видеорекламе, говорит и Денис Осадчий. «Контекстная реклама, SEO, SMM, веб-разработка — более массовые инструменты, доступны и эффективны для SMB, поэтому эти рынки более равномерно распределены по регионам. Новосибирские веб-студии и агентства работают как с московскими, так и с региональными клиентами, и думаю, региональные преобладают. При этом если смотреть исполнителей, то многие агентства имеют продакшен как раз в регионах или отдают разработку на подряд в регионы, поэтому доля услуг, которые производятся вне Москвы, достаточно большая, больше, чем доля заказов», — говорит Денис Осадчий.

Не совсем согласен с гипертрофированной ролью Москвы Николай Запорожский. «В столице, разумеется, много компаний и заказчиков, но 90% — это сильное преувеличение, — считает Николай Запорожский. — Если говорить о нашем портфеле клиентов, то примерно 30% выручки приносят московские клиенты».

«Применительно к ИТ-отрасли в целом, возможно, тезис и справедлив, — считает Василий Чупис. — Но применительно к более узкой сфере веб-разработки — точно нет. Есть множество компаний за пределами МКАД, которые нуждаются в продвижении, разработке сайтов, веб-сервисах, поддержке и хостинге. Например, у нас лишь порядка 25% оборота от заказчиков из пределов МКАД».

Андрей Гупалик признает, что московские клиенты оказывают существенное влияние на региональный рынок разработки и рекламы. Многие сибирские компании работают на субподряде у московских агентств, некоторые работают с заказчиками напрямую. «Мы же, наоборот, в большей мере сосредоточены на взаимодействии с сибирскими компаниями либо филиалами московских в Сибирском регионе», — говорит Андрей Гупалик.

«У нас сильные позиции на рынке Новосибирска, но при этом около 50% оборота нам дают московские клиенты, — добавляет Роман Петров. — Если бы у нас не было офиса в Москве, компания была бы совсем другой, меньше и не такой рентабельной».

«Тяжело дать однозначный ответ, — подводит итог Николай Глухих. — С одной стороны, штаб-квартиры и российские офисы большинства крупных федеральных и московских компаний действительно расположены в Москве и, соответственно, маркетинговые бюджеты распределяются оттуда. С другой стороны — большая часть этих самых бюджетов доходит только до тех сибирских компаний, которые работают на аутсорсе у московских студий и агентств, а львиная доля «прямых» заказчиков местных игроков рынка веб-разработки — это местные же компании».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ