Завод начинается с чистоты

За десять лет своей работы Коченевский нефтеперерабатывающий завод ВПК-ОЙЛ заслужил репутацию производителя качественной продукции и надежного партнера. Об истории создания предприятия, его работе сегодня и перспективах развития в интервью «КС» рассказал директор ООО «ВПК-ОЙЛ» СЕРГЕЙ ТУМАШОВ.

— Сергей Владимирович, сегодня отрасль нефтепереработки играет важную роль в экономике Новосибирской области, и завод ВПК-ОЙЛ является одним из ведущих игроков в этой сфере. Расскажите о том, что представляло собой предприятие на момент его создания и как оно изменилось за годы своего существования.

— Начать нужно с того, что нефтеперерабатывающая отрасль промышленности для Новосибирской области не является типичной или, если можно так сказать, традиционной. Если нефтедобывающий сектор еще получил соответствующее развитие благодаря компании «Новосибирскнефтегаз», то в вопросе нефтепереработки никаких действительно значимых проектов не реализовывалось. Потому многие, услышав впервые про нефтеперерабатывающий завод рядом с Новосибирском, весьма сильно удивляются. И удивление возрастает, когда люди своими глазами видят наше производство: масштабное и высокотехнологичное. Именно таким оно является сегодня, а началось все достаточно давно, в 2006 году, когда мы приступили к освоению площадки, где сейчас размещается завод. Спустя год была введена в эксплуатацию первая очередь завода, мощностей которой хватало для переработки 50 тысяч тонн нефти в год. Сегодня годовой объем переработки составляет уже 600 тыс. тонн, и это наш повод для гордости — за годы существования объем производства увеличился в 12 раз.

Важно отметить, что предприятие развивалось не на базе старых цехов или мощностей. В России широко распространена такая бизнес-модель: сначала приватизируется территория бывшего завода, а потом производство дорабатывается и корректируется исходя из потребностей нового собственника. Это не наш случай, потому что Коченевский НПЗ — это предприятие, полностью созданное «с нуля». Даже территория, на которой размещен завод, изначально не предполагала промышленного строительства, это была болотистая местность. Мы адаптировали ее для возведения промышленного предприятия, для чего нам пришлось своими силами рекультивировать десятки тысяч кубометров земли. С появлением завода изменился имидж Коченева, теперь об этом районе Новосибирской области знают по всей России. В этом есть и наша заслуга, что, безусловно, приятно.

— Как строились ваши отношения с региональными властями?

— За время существования предприятия в Новосибирской области сменилось три губернатора. Мы начинали работать при Викторе Александровиче Толоконском, потом был Василий Алексеевич Юрченко, и теперь продолжаем работать с нынешним губернатором области Владимиром Филипповичем Городецким. Главная обязанность губернатора — развивать область, поэтому каждый из них уделял внимание нашему предприятию. Первая государственная поддержка была оказана губернатором Виктором Александровичем Толоконским. Примечательно, что она стала возможной благодаря усилиям бывшего губернатора Новосибирской области Ивана Ивановича Индинка, возглавившего тогда экспертный совет нашего предприятия, с участием которого рассматривался вопрос о предоставлении поддержки нашему заводу. В 2015 году постановлением Владимира Филипповича Городецкого ООО «ВПК-ОЙЛ» включено в список системообразующих предприятий Новосибирской области. Как частная коммерческая организация мы самостоятельны, но как социально ответственный субъект предпринимательской деятельности не можем оставаться в стороне от развития родной Новосибирской области. А Новосибирская область в свою очередь попросту не может игнорировать существование крупного промышленного предприятия. Поэтому завод и власть не остаются в стороне друг от друга, сотрудничая в допускаемых законом формах для достижения публично значимых целей.

44_vpk_oil_03— Как известно, Новосибирская область не является нефтяным регионом. Откуда вы берете сырье для вашего производства и почему решили разместить его в этом регионе?

— Новосибирск — это большой транспортный узел, и удивительно, что здесь до сих пор не было своего нефтеперерабатывающего завода. Рынок растет постоянно, его емкость увеличивается, транспортная составляющая с каждым годом все больше. При всем этом мы удалены от Ачинского и Омского заводов на расстояние более 600 км, что влияет на структуру спроса на рынке Новосибирска. Поэтому ВПК-ОЙЛ — это в первую очередь региональный завод, и наша базовая цель — региональные поставки моторного топлива, соответствующего международным требованиям. Работы здесь хватит всем: и нам, и гигантам нефтеперерабатывающей отрасли.

Конечно, для любого нефтеперерабатывающего завода источник сырья — один из самых важных вопросов, и у нас хорошие перспективы по сырьевому обеспечению. Сегодня у нас два основных источника сырья. Первое — Верх-Тарское месторождение, оттуда мы получаем 40% сырья посредством автотранспортных перевозок. Второе — Анжерская станция, трубная нефть. Оттуда нефть идет по железной дороге. Существенно, что железнодорожные пути у нас подходят прямо к заводу.

Также надо отметить, что ВПК-ОЙЛ включено в реестр Министерства энергетики РФ. Вступление в него добровольное, осуществляется следующим образом: предприятия подают заявки, Минэнерго их рассматривает, проверяя на соответствие определенным критериям, включая наличие в процессе производства вторичных процессов, соответствие объемов переработки определенным параметрам. Наша заявка в 2012 году была рассмотрена, по ней было принято положительное решение. И хотя это вступление добровольное, ни одна солидная нефтяная компания не начнет вести переговоры с перерабатывающим предприятием, не включенным в этот реестр, не говоря уже про подключение к трубопроводам ПАО «Транснефть». Если предприятие стремится к устойчивому развитию, перед ним неминуемо встает вопрос: вступить в этот «клуб» или остаться за бортом.

— Какие именно у вас планы по дальнейшему развитию производства?

— На текущий момент мы выпускаем на экспорт газовый стабильный бензин для нефтехимических производств, расположенных в том числе в Италии и Финляндии. Еще мы выпускаем судовое вязкое топливо, которое отправляем в Санкт-Петербург и Владивосток. В этом году в мае мы запустили вакуумную колонну, благодаря чему сейчас получаем прямогонный гудрон, который в дальнейшем будет использоваться в производстве битума для строительства дорог. Это большой прорыв. Мы планируем получать 80 тыс. тонн битума в год начиная с мая 2017 года. Основными рынками сбыта будут Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области. Что для нас особенно важно — мы будем выпускать битумы по новому ГОСТу, который вступил в действие с сентября этого года. На текущий момент лишь некоторые производители выпускают продукцию, соответствующую его требованиям. В ближайшей перспективе мы намерены принять участие в разработке регионального стандарта. Разработка ведется под контролем правительства Новосибирской области и Министерства транспорта. Наши коллеги из Башкирии и Татарстана уже прошли этот путь и внедрили в производство региональный стандарт, учитывающий специфику региональной потребности. Это очень важно, поскольку в каждом регионе особые климатические условия. Также в 2018 году мы планируем ввести в эксплуатацию установку получения водорода и установку гидроочистки дизельного топлива с объемом выпуска 300 тысяч тонн. Дизельное топливо будет соответствовать 5-му экологическому классу. Строительство сейчас идет полным ходом.

В 2019 году мы будем продвигаться в разработке нашего бензинового направления. Для этого потребуется каталитический риформинг с гидроочисткой прямогонного бензина, необходимый для получения бензина класса 5. Мы будем производить 92-й и 95-й бензин именно того качества, которое требуется в таможенном союзе.

44_vpk_oil_02— Как вы продвигаетесь в реализации этих планов?

— К запуску новой продукции важно подходить поэтапно. Мы закупаем оборудование и вводим его в эксплуатацию, обучаем персонал, готовимся к анализу продукции в лаборатории. Наша лаборатория, имеющая статус аккредитованной, работает круглосуточно, так как нефтепродукт нам привозят и днем, и ночью, а нам необходимо тщательно проверять как поступающий продукт, так и произведенный нами. С гордостью могу сказать, что сегодня это вторая по уровню технологической оснащенности лаборатория в Новосибирской области. Вторая, потому что мы не закупали лабораторное оборудования для отслеживания качества продукции, которую мы на текущий момент не выпускаем, и пока что наш функционал несколько ограничен.

Для примера могу сказать: недавно мы приобрели моторную установку для определения октанового числа. Такое оборудование выпускается только одним предприятием в России, стоимость одной установки достигает 24 млн рублей.
Что касается действий, напрямую не связанных с технологической модернизацией производства, то тут важно отметить следующее. В прошлом году мы проводили презентацию наших проектов в Министерстве энергетики РФ. Продемонстрировали перспективу развития, бизнес-план. И наш проект был одобрен к реализации в регионе.

Для региона очень важно качественное топливо, объемы производства которого мы планируем наращивать до 1 млн тонн в год. А для нас важно такое признание на столь высоком уровне.

Среди наших коллег «по цеху», независимых нефтеперерабатывающих заводов средней мощности, мы стараемся идти впереди. Например, проект вакуумной установки мы реализовали за 220 дней, от начала проектирования и до ввода в эксплуатацию.

Для сравнения: на крупных предприятиях только документальное составление проекта может занимать до трех лет.

— Если говорить о поставках оборудования для вашего производства, то работаете ли вы с отечественными компаниями или зарубежными?

— Мы работаем как c ведущими российскими, так и с иностранными компаниями. Например, 95% оборудования для новой вакуумной установки поставляют российские предприятия, 5% — зарубежные. Одним из наших давних стратегических партнеров является немецкий промышленный концерн ThyssenKrupp. Базовый проект установки гидроочистки дизельного топлива подготавливала французская компания Axens, которая уже более 50 лет занимает лидирующее место на рынке. Нам повезло также работать с американской компанией UOP, компанией с мировым именем и столетней историей. Такой выбор обусловлен в том числе тем, что нефтепереработка — очень специфичная область, для развития в которой необходимо использование передового опыта. Так, детальное проектирование мы проводим с ведущими проектными организациями России. Наконец, нельзя оставить без внимания состоявшуюся буквально неделю назад сделку с нашим давним партнером — Сибирским отделением Сбербанка. Нами было подписано кредитное соглашение, объем привлеченных инвестиций по нему составляет около 3 млрд рублей. Денежные средства предназначаются для финансирования строительства установки производства битума и установки гидроочистки дизельного топлива. Общая стоимость проекта — 4,53 млрд рублей, из них 30% приходится на собственные средства, 70% — заемные.

— Важную роль в любом производстве играют люди, которые работают на заводе. Какие условия работы им предоставляются на ВПК-ОЙЛ?

— Сегодня на предприятии работает 358 человек, 45% работников завода — жители Коченева. У нас работают и городские жители, для них предусмотрен служебный транспорт из города в Коченево и обратно. Есть и те, кто пришел из других компаний и регионов. Многие жители Коченева, работающие у нас практически с основания завода, получили в дальнейшем высшее образование в нефтеперерабатывающей отрасли. Мы создаем хорошие условия для личностного и профессионального развития, но одновременно с этим предъявляем к своему персоналу высокие требования. Ведь всегда нужно двигаться вперед. Когда мы запускали первую очередь, страшно было посмотреть на ближайшие участки, где еще предстояло строить. А сейчас здесь стоит новое предприятие, все чисто, аккуратно. На территории завода мы проводим озеленение, стараемся украсить место, где работаем. В цехах очень чисто и всегда тепло. К участкам, где планируется дальнейшее строительство, мы уже проложили дороги.

Говорят, театр начинается с вешалки. Наш завод начинается с чистой прихожей. Мы соблюдаем чистоту, стремясь сделать не только работу, но и простое пребывание на нашем заводе максимально комфортным. В совокупности с трудовой и производственной дисциплиной, охраной труда, культурой поведения и промышленной безопасностью это формирует верный облик нашего завода. Мы соблюдаем свои традиции, сложившиеся за 10 лет, и подходим к своей работе профессионально.

vpk_logo

ООО «ВПК-ОЙЛ»
Центральный офис: 630102, Новосибирск, ул. Обская, 2
Тел.: +7 (383)264–42–97
Факс: +7 (383)264–43–09
Завод: 632640, Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Коченево,
ул. Промышленная, 17
Тел.: +7 (38351)2–40–07
E-mail: info@vpk-oil.ru
www.vpk-oil.ru
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ