Депутаты против мусорной концессии

Тариф на обработку и перевозку твердых коммунальных отходов в случае запуска мусоросортировочных комплексов в Новосибирской области может вырасти в 10 раз. Депутаты комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заксобрания Новосибирской области намерены пересмотреть условия концессионного соглашения с ООО «Экология-Новосибирск».

На заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам законодательного собрания Новосибирской области 12 октября депутаты рассмотрели условия концессионного соглашения по строительству двух мусоросортировочных комплексов в селе Раздольное и Верх-Тула Новосибирской области.

Напомним, что общая мощность предприятий заявлялась в объеме 800 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. Стоимость заводов – 6,5 млрд руб. Согласно справке департамента по социально-экономическим вопросам, срок окупаемости предприятий составляет 10 лет. Соглашение заключается на 40 лет. По условиям заключенного документа, Новосибирская область, например, обязуется выплатить концессионеру неустойку в размере 120 млрд руб., если его рентабельность опустится ниже 9%. Неустойку, правда, здесь уже существует верхний предел – не более 300 млн руб., придется заплатить и в случае расторжения соглашения.

Во время обсуждения условий концессионного соглашения депутаты обратили внимание на ряд недоработок и прежде всего на рост тарифа за обработку и перевозку ТКО, а также многомиллионные компенсации в случае недобора выручки концессионера из бюджета Новосибирской области.

Так, на отсутствие четких сроков для реализации обязательств концессионера указал депутат Вадим Агеенко. «С одной стороны обязанности наступают со дня подписания документа, например, об обеспечении земельным участком, техническими условиями. С другой стороны, сроки концессионера представлены в соглашении довольно расплывчато. Например, в срок, не превышающий 33 месяца, инвестор должен построить объекты – это два полигона и два сортировочных завода. Это 2019 год. В то время, как на сегодня мы уже на себя взяли обязанность в 2017 году поставить определенный объем мусора на комплекс в Раздольное, и при этом плановая выручка должна составить 270 миллионов рублей. Но этого просто не может быть, так как там даже полигона нет», – привел аргументы член комитета.

«Меня возмутило то, что правительство полгода занималось этим соглашением, и мы только постфактум узнали об этом, когда уже все было подписано. С нами никто не советовался, не узнавал, будет ли повышен тариф», – заявил зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрий Козловский.

Что же касается тарифа, то предварительные расчеты на заседании представил начальник департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров. На текущий момент на утилизацию ТКО в Новосибирской области установлен тариф от 41,1 руб. до 45,7 руб., на мусороперерабатывающем заводе – 102 рубля и в ООО «ТБО», которое также осуществляет переработку отходов, 145 руб. В результате платеж горожанина за обработку, утилизацию и перевозку ТКО в год сегодня составляет 495, 4 руб.

«Согласно концессионному соглашению, получится 450 рублей за куб с учетом захоронения, обработки и утилизации. При среднегодовом объеме в 2,56 кубов на человека в год совокупный платеж гражданина составит 1332 рублей и соответственно 111 рублей с человека в месяц», – сообщил Гарей Асмодьяров. Таким образом, тариф вырастет почти в 3 раза.

По условиям соглашения, новый тариф может и не ограничится 450 руб. за куб, а составить и 700 руб. за кубический метр, что с учетом сбора и перемещения ТКО на полигон, уже приведет к десятикратному увеличению платежа.

«Лично мне вообще не понятны условия концессионного соглашения, подписанного 22 июля 2016 года, — отметил заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Сметанин. – Соглашение выгодно предпринимателям, которые хотят заработать на жителях Новосибирской области. И очевидно невыгодно региону. Моментов, которые могут быть оспорены, очень много. В справке, подготовленной профильными департаментами Законодательного собрания, указано множество примеров нарушения действующего законодательства и возможного экономического ущерба, которые понесет областной бюджет. У меня вызывает удивление факт, что Министерство экономического развития Новосибирской области не удосужилось проинформировать Законодательное собрание о подписании крупной сделки, которая затрагивает интересы каждого жителя области».

Возмущение коллеги разделил и Евгений Покровский. «Вызывает удивление факт подписания этого соглашения без ведома депутатов. В справке, подготовленной социально-экономическим и департаментом Заксобрания, указано, что подписанное соглашение не позволяет в полной мере провести анализ финансово-экономических взаимоотношений сторон, так как не содержит достаточной информации об инвестиционных и производственных расходах, других параметров, использованных для расчета стоимости услуг концессионера. При этом речь идет о шести миллиардах рублей! Не понимаю, как можно подписывать такие документы, не зная технических параметров? И главный вопрос, который возникает – кто будет отвечать за последствия этой сделки?», – высказался депутат.

Необходимость заявленных мощностей мусоросортировочных заводов – 800 тыс. т под сомнение поставил Вадим Агеенко. «Вчера на рабочей группе мы изучили статистические данные, на основе показателей облстата. В 2015 году город отвез на полигоны порядка 350 тысяч тонн мусора, а мы в целом обещаем 800 тысяч. Но я допускаю, что какая-то часть, действительно, могла быть не учтена, но все-таки 500 тысяч тонн невозможно рассовать по оврагам», – усомнился парламентарий.

Также депутата насторожила и финансовая состоятельность ООО «Экология-Новосибирск». «Так как условия соглашения экономически невыгодны для Новосибирской области, которая обязуется на 40 лет взять на себя значительную финансовую нагрузку, то необходимо либо вынуждать концессионера вносить изменения в договор, либо расторгать это соглашение с таким концессионером, это по бумагам даже видно, который пришел не с деньгами, а с желанием эту сферу монополизировать, чтобы возили отходы только на два полигона, у которого уставной капитал – 100 тысяч рублей, а в позапрошлом году было 10 тысяч, и у которого денег-то собственных нет. Понятно, что пойдет и в банке возьмет, если ему дадут 6,5 миллиардов рублей. Причем, как написано в соглашении, когда концессионер будет брать этот заем или выпускать облигации на определенную сумму, область обязана выступить гарантом. И по банковскому займу, и по облигациям. То есть мы гарантируем, что, если он разорится, мы все вернем. Непонятная схема», – недоумевает депутат.

В результате рассмотрения вопроса члены комитета решили создать рабочую группу, которую возглавил Вадим Агеенко. Основную задачу рабочего органа парламентарий видит прежде всего в том, чтобы, по возможности, снизить необоснованные риски для региональной казны и населения области при заключении концессионного соглашения по созданию столь важных и необходимых региону инфраструктурных объектов.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ