Заместитель директора ГПНТБ СО РАН

Джаз этого города

Город-импровизатор мотает от одного исполнительского стиля и ритма к другому. За свою недолгую историю — совпадающую с джазовой — мы испробовали на себе и военную «эру больших оркестров», и модерн 60-х, и авангардный хаос 90-х. Перемены в нашей общественно-политической жизни не всегда совпадали с джазовыми вехами, но идеологии пластов обновления вечно переплетались.

Нелинейная история третьего мегаполиса в стране развивается всецело по законам импровизации. Пьеса, положенная в основу, была значимой только в самом начале. Мост обязал будущий город подстраиваться под транспортно-транзитные задачи. Позднее от нее остались лишь гармонические основы. В войну в город хлынули интеллигенция и высочайшие военные технологии. Потом отступили и они — в пользу научного лада. Дальше была эра экономической и гармонической свободы. Сегодня мы вновь вернулись в «академическую» эру, где мейнстрим мирится с лирическими отступлениями в виде технопарков и ИТ-кластера.

Стало сложнее определить продюсера. И дирижера. Оркестр спасают выскочки. Усталые солисты губят.

Хочется поверить алгеброй гармонию. Мысль утопичная, конечно. Но что если истина — на стыке великого искусства и сплошного экономического старания? Как масштабировать армию зрителей сложной музыки, чтобы подключить источник новой энергии развития нашего бизнеса?

Мнения разошлись. Пианист и композитор Роман Столяр уверен, что о сегодняшнем состоянии джаза в Новосибирске говорить почти нечего — в XXI век он вступил под эгидой неумолимой стагнации. «Процесс, впрочем, закономерный, — делится своими аргументами Роман Столяр. — Прежде всего сработала мина замедленного действия, кроящаяся в самом джазе, в двойственности его природы — развлекательной и экспериментальной. Развлекательное, узнаваемое, стандартное в конце концов победило. Иначе как расценивать тот факт, что фраза «ты играешь, как кто-то из крутых американцев» для музыканта джазового мейнстрима уже лет 50 как является высшей похвалой. Те же, кто осмеливаются играть, как они сами, не ориентируясь на авторитеты, удостаиваются клейма шарлатанов, неумех, да к тому же — о ужас! — «неджазовых» музыкантов. Впрочем, именно этими «неджазовыми» в свое время прославился Новосибирск — достаточно вспомнить Homo Liber и «Снежных детей», уникальные симпозиумы новоджазовой музыки, многостилевые джазовые фестивали… Ничего этого нет и в помине в сегодняшних реалиях Новосибирска. Былые экспериментаторы-бунтари постарели и заболели хроническим консерватизмом, джазовые фестивали все больше склонны к реверансам в сторону массовой публики, выпускники джазового отделения колледжа уезжают куда подальше, а их наставники — апологеты мейнстрима — нашли прибежище в ресторанах, за неимением настоящих джазовых клубов и настоящей джазовой аудитории».

Сергей Летов (слева) и Роман Столяр
Сергей Летов (слева) и Роман Столяр

В финансовом мире мы — благодаря нашей пытливости, интеллекту и эрудированности — никогда не теряли общего нотного строя. «В то время, когда соседние города из плохой диверсификации часто фальшивят и выпадают из общей песни, в Новосибирске все стабильно, — замечает инвестиционный консультант управляющей компании «Альфа-Капитал» Александр Кайсин. — Очередное облигационное размещение состоялось на прошлой неделе и традиционно разошлось по пенсионным фондам. Бумага не пользуется особым интересом, ликвидность в ней небольшая. Мы бэк-вокал Москвы и тем более мировых финансов».

Роману Столяру развлекательный стандартизированный джаз скучен, а практически все совместные проекты с единомышленниками-экспериментаторами осуществляются им на территориях, далеких от так называемой сибирской столицы.

«Функция столицы — и сибирской, и джазовой — в славном городе Новосибирске безудержно стремится к нулю», — заключает музыкант. К похожему выводу приходит и финансист: «С точки зрения игры в свою экономическую мелодию — да, мы хороши в хоре из 85 регионов, у нас неплохие вокальные данные. Но, к сожалению, нас нет в списке регионов-доноров, а это значит, что есть те, кто поет лучше нас».

Поклонники рассчитывают уловить скрипучий, не лоснящийся, не ладный голос — такой джаз, который буквально выворачивает наизнанку. Похоже, ровно такого же поворота ждут и инвесторы. Известный сибирский финансист Игорь Ладыгин напоминает, что в музыке иногда именно импровизация рождает коммерчески удачные мелодии: «Так же и в экономике — нестандартные маркетинговые ходы, импровизация иногда дают резкий приток клиентов или рождение нового, востребованного прибыльного продукта или услуги».

Собственно, джазовое напряжение 90-х начало спадать уже к концу десятилетия. Сначала стерся флер особой, штучной музыки — достаточно было двух-трех тусклых концертов и нескольких псевдоджазовых программ академических коллективов. Потом публика утратила интерес к гастролям звезд: многие из высокочтимых джазменов в регионах ограничивались спонтанным джем-сейшеном с местными музыкантами и в исполнении джазовых стандартов ничем особенно не выделялись на их фоне. Позднее выяснилось, что и местные инструменталисты — за редким исключением — не готовы представлять публике авторские программы. Одни с головой заняты работой в питейных заведениях города и утратили азарт к «чистому искусству», другие, как пианист Алексей Подымкин или трубач Андрей Лобанов, давно покинули Сибирь.

Пользуясь терминологией барабанщика, сподвижника и архивариуса Сергея Беличенко, не только собаку на джазе съевшего, но и защитившего кандидатскую диссертацию, «музыканты утратили две важные позиции: «специфическую джазовую среду» и отчасти «педагогическую базу». И все же первые два этапа формирования новосибирской джазовой школы, а именно «обретение независимости джазового музицирования от политической конъюнктуры и выделение джазового крыла исполнителей из самодеятельной сети художественного творчества», уже необратимы. Сергей Беличенко готовит новые проекты, но пока держит их в секрете. Об этом кино снимать нужно. Вот мы и снимем.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ