120 миллиардов в мусор

 

В правительстве Новосибирской области готовы платить ООО «Экология», взявшемуся за строительство мусоросортировочных комплексов, порядка 200 млн руб. в месяц, а если доходность концессионера упадет ниже 9%, перечислить 120 млрд руб. неустойки, но не готовы представить проект Законодательному собранию региона. Также власти отвечают отказом на запрос депутатов предоставить данные о финансовой модели заводов.

Вокруг строительства мусоросортировочных комплексов в Новосибирской области появляется все больше и больше вопросов. Сначала правительство региона и инвестор ООО «Экология» долго не могли определиться с формой взаимодействия и заключить концессионное соглашение.

Более того, до текущей недели существовала и неразбериха со статусом предприятий. Изначально власти заявляли о строительстве мусороперерабатывающих комплексов в селах Верх-Тула и Раздольное. В принципе, на тот момент эта информация не вызывала вопросов, так как озвученная сумма реализации проекта составляла 6,5 млрд руб. при общей заявленной мощности двух предприятий в 800 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. Для сравнения: строительство действующего мусоросортировочного комплекса в Новокузнецке мощностью в 200 тыс. тонн год потребовало всего 1 млрд руб. Кстати, это один из примеров успешно действующих предприятий рассматриваемого сектора, но секрет кроется в том, что тариф, благодаря которому предприятие может функционировать, в данном случае дотирует правительство Кемеровской области. Как рассказывал «КС» Евгений Комаров, на тот момент занимавший пост и. о. генерального директора ООО «Эколенд», народ взбунтовался, когда завод заработал, а тариф, соответственно, вырос до 3 руб. за переработку и вывоз с одного квадратного метра. Компромисс был найден, только когда региональные власти согласились компенсировать 2 руб. тарифа.

В свою очередь Новосибирский мусороперерабатывающий завод № 2 обанкротился по причине именно низкого тарифа, и на текущий момент его загрузка не превышает 10%.

Соответственно, до некоторых пор формулировка «мусороперерабатывающий» подозрений не вызывала, пока не появилось концессионное соглашение, где было указано, что рассматриваемые заводы — мусоросортировочные. И тогда возник вопрос, а чем обоснована такая стоимость, предприятия же не предполагают линии переработки. В правительстве Новосибирской области определялись с формулировкой вплоть до 6 сентября. И когда корреспондент «КС» направил запрос в пресс-службу с целью уточнить статус предприятия, то получил ответ, что такой информации в правительстве предоставить не могут, но готовятся созвать пресс-конференцию.

Указанное мероприятие состоялось недели через полторы после отправки запроса в пресс-центре ИА «Интерфакс-Сибирь». К этому моменту в департаменте энергетики и ЖКХ региона уже утвердили статус и называли будущие комплексы исключительно мусоросортировочными.

Впрочем, объем инвестиций на реализацию проектов так и не сократился. «Когда нам начинают рассказывать про оптическую систему распознавания образов, про автоматическую сортировку мусора, опасаюсь, что вся эта история закончится тем, что оптика и автоматика в конечном итоге окажется парой глаз и рук представителя Центральной Азии, который будет сидеть и перебирать это вторсырье», — сомневается в возможности высокотехнологичного оснащения предприятий заместитель председателя комитета по бюджету, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля.

Также у него вызывает сомнение и заявленная в концессионном соглашении рентабельность. «Если основываться на публичных данных, то рентабельность получается 300–400% в месяц, и все за счет бюджета. И у меня возникает вопрос: с каких пор у нас такие условия? Если же я не прав в своей логике, то с удовольствием готов выслушать цифры и аргументы, да только вот незадача — уже второй месяц пытаюсь получить финансовую модель этого замечательного проекта и получаю ответ: финансовой модели нет!» — утверждает депутат.

Кроме того, как следует из опубликованного соглашения, если доходность концессионера упадет ниже 9%, то он может разорвать контракт, и в этом случае область должна будет ему выплатить 120 млрд руб.

По подсчетам Юрия Зозули на основе концессионного соглашения, за ближайшие 10 лет средний доход концессионера, гарантированный бюджетом области, составляет около 2,4 млрд руб. в год, или 200 млн руб. в месяц.

Что касается затрат ООО «Экология», то, согласно проекту, на двух заводах ежегодно будет сортироваться 800 тыс. тонн мусора, соответственно, в месяц предприятия смогут отсортировать 65–66 тыс. тонн, или 2,2 тыс. тонн в сутки. Если при этом учесть, что завод работает 20 часов в сутки, то получается, что примерно 110 тонн мусора в час перерабатывается на двух заводах. Для работы с таким объемом, по словам Юрия Зозули, потребуется примерно 10 грузовых машин для перевозки и персонал. В документах общее количество персонала на одном предприятии значится в количестве 115 человек, из них 90 человек на мусоросортировочном заводе и 25 на полигоне. Итого 230 человек работает на двух заводах. При средней зарплате в 30 тыс. руб., налогах, порядка 10 млн затрат на топливо, починку техники, охрану периметра и так далее и еще 10 млн погрешности в расчетах получается около 30 млн руб. расходов со стороны концессионера. Возможно, говорит собеседник «КС», еще столько же уйдет на амортизацию оптоэлектронного оборудования для сортировки мусора.

«Напоминаю, согласно проекту, платежи предприятию составляют 200 миллионов рублей в месяц. Вторсырье вообще осталось за кадром, а согласно приложению 1 к концессионному соглашению это около 25% от общего объема, и я совершенно не удивлюсь, что на нем зарабатывается не менее 30 миллионов рублей. Получается, что концессионер практически ничего не расходует и получает ежемесячный доход 200 миллионов рублей. Найдите мне еще такой бизнес, с такой гарантией из бюджета на ближайшие 40 лет. Я не против того, чтобы люди зарабатывали, но почему эти доходы гарантированы за счет бюджета? Почему эта компания имеет такие преференции? Я не могу понять, чем вызвана подобная благотворительность», — задается вопросами Юрий Зозуля. Также он приводит в пример аналогичный проект, который готовится к реализации в Челябинске, но при этом в Уральском регионе инвесторы не требуют гарантии из бюджетов.

При этом, глядя на не самые, мягко выражаясь, выгодные условия для правительства Новосибирской области, начальник департамента ЖКХ и знергетики Евгений Ким во время пресс-конференции отметил, что у правительства нет обязательств перед Законодательным собранием по согласованию проекта.

«Бесспорно, с мусором надо бороться, можно решить и вопрос с местом размещения, — считает вице-спикер ЗС Владимир Карпов. — Но остаются юридический и экономический вопросы. Проекты ГЧП сейчас рассматриваются как один из показателей деятельности власти. Но их практика может быть и негативной: либо лопается проект, либо исчезает фирма. Здесь, учитывая огромнейшие объемы и сроки, надо отмерить даже не семь, а семьдесят семь раз. Поэтому нужны полноценные депутатские слушания, которые дадут возможность со всех сторон рассмотреть эти проекты и выработать предупредительные меры по рискам, которые они несут».

«Более того, интересно, почему исполнительная власть гарантирует концессионеру внесение изменения в закон, в бюджет? Вообще-то у нас все законы принимаются Законодательным собранием. Если исполнительная власть гарантирует изменения в законы, возникает вопрос: а мы вообще зачем здесь? Это что, некий мудрый Каа и набор бандерлогов, сидящих где-то в джунглях Законодательного собрания, которые по указанию мудрого удава должны выполнять все его причуды? Хотя, как это уже прозвучало на пресс-конференции, согласия депутатов никто и не собирается спрашивать!» — возмущен Юрий Зозуля.

Остается открытым и вопрос изменения тарифов за переработку ТКО для населения. А тариф, уверен парламентарий, без сомнения, вырастет. Впрочем, таких данных ему в правительстве также не представили. «Если учесть, что в год в Новосибирске в среднем образуется порядка 1,5 млн тонн твердых коммунальных отходов, следовательно, на каждого жителя в год приходится по тонне мусора. Соответственно, семья из трех человек накапливает три тонны. И если ориентироваться на те цифры, что представлены в проекте, то стоимость сортировки 1 тонны ТКО на заводах общей мощностью в 800 тыс. обойдется в 3 тысячи рублей, таким образом, получается, что на семью в год ложится нагрузка в 9 тысяч рублей. И если, например, практика строительства подобных комплексов продолжится, и они смогут сортировать весь объем отходов, то только за сортировку семья в месяц будет платить около тысячи рублей, без учета сбора и перевозки ТКО», — рассуждает депутат.

Во время пресс-конференции учредитель ООО «Экология» Игорь Фраинт пообещал, что проект строительства мусоросортировочного завода в селе Раздольное Новосибирской области будет направлен на строительную и экологическую экспертизу в октябре-ноябре текущего года. По планам, строительство завода должно занять не более 33 месяцев.

«КС» продолжит следить за развитием ситуации.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ