Четвертому мосту в Новосибирске — быть?

В Новосибирске продолжаются споры вокруг проекта строительства четвертого моста через Обь. Между тем уже определены претенденты на участие в конкурсе на концессию, а в уставный капитал АО «Центральный мост» вносятся бюджетные деньги. Существует даже инициатива о проведении референдума по поводу необходимости указанного объекта, однако областной парламент пока не планирует обсуждать эту идею.

Напомним, что референдум с вопросом: «Считаете ли вы необходимым строительство в городе Новосибирске мостового перехода через реку Обь в створе улицы Ипподромской и его эксплуатацию на платной основе при условии, что плата за проезд за одну поездку составит для легкового автомобиля более 30 рублей?» предложило провести местное отделение партии «Родина». Избирательная комиссия Новосибирской области не нашла нарушений в представленных документах, однако направить бумаги в Законодательное собрание Новосибирской области (следующая инстанция одобрения) пока не успела. Соответственно, внеочередная сессия областного парламента, которой ждали инициаторы, пока даже не обсуждалась. Сейчас можно предположить, что, вероятнее всего, этот вопрос будет внесен в повестку ближайшей очередной сессии, а она запланирована только на 29 сентября — то есть уже после Единого дня голосования, к которому должен был быть приурочен референдум.

Руководитель фракции «Единая Россия» в ЗС Новосибирской области Андрей Панферов подтвердил «КС», что никаких бумаг от избиркома не поступало, поэтому оснований говорить о том, что состоится внеочередная сессия, на которой будет рассмотрен вопрос о референдуме, пока нет. «Вопрос настолько серьезный, что он должен пройти предварительное рассмотрение на комитетах и во фракциях», — добавил он.

По словам независимого депутата городского Совета Новосибирска Вячеслава Илюхина, который является одним из инициаторов референдума, избирательная комиссия ссылается на то, что не успевает быстро оформить документы в связи с большой загруженностью перед выборами. Однако он надеется, что коллеги из Законодательного собрания все же постараются рассмотреть вопрос до очередной сессии, и политика этому не помешает. Но даже если референдум не успеют одобрить до 18 сентября, Вячеслав Илюхин продолжит заниматься этим проектом. «Хотя организовать голосование будет технически уже гораздо сложнее», — сказал он «КС». «Если власть в регионе действительно интересует мнение жителей, то они могли бы активизироваться и рассмотреть вопрос о референдуме до 18 сентября. Но я не уверен, что мнение жителей действительно кого-то интересует. Если это так, то это очень печально», — добавил депутат. Также стоит отметить, что на текущий момент собрано уже около 10 тыс. подписей жителей Новосибирской области за идею проведения референдума.

По мнению некоторых наблюдателей, вопрос о референдуме сейчас, перед выборами, носит скорее политический характер. Хотя оргкомитет и позиционируется как внепартийный, идея проведения референдума ассоциируется с партией «Родина». Стоит учитывать, что в депутатском корпусе большинство принадлежит «Единой России». Но и представители других политических сил также ведут предвыборную кампанию, а в ней каждый сам за себя. С другой стороны, эксперты предполагают, что и со стороны партии «Родина» заявка на референдум может быть не более чем предвыборным пиаром.

Что касается денег, которые уже потрачены на проект моста, то к 1 сентября Новосибирская область сделает очередное вложение. 23 августа на сайте правительства региона было опубликовано распоряжение, согласно которому до конца августа министерство транспорта Новосибирской области предоставит 175 млн руб. на увеличение уставного капитала АО «Центральный мост». Это будет сделано за счет приобретения акций дополнительного выпуска. Акционерному обществу предлагается потратить эти деньги на подготовку и организацию конкурсных процедур по реализации проекта и проектирование объекта. Напомним, что изначально правительство Новосибирской области хотело использовать на данные цели 355 млн руб., однако депутаты Законодательного собрания предложили потратить имеющиеся деньги на ремонт сельских дорог. Оставшиеся 180 млн руб. могут быть выплачены «Центральному мосту» в случае, если в бюджете останутся сэкономленные средства.

Между тем конкурсная комиссия по аукциону на право заключения концессионного соглашения по строительству моста уже закончила рассмотрение заявок и допустила к участию всех троих претендентов. Это ООО «Северо-восточная магистраль» (Москва), ООО «Сибирская концессионная компания» (Новосибирск) и ООО «Новосибирская концессионная компания» (Москва). Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», 75% Сибирской концессионной компании принадлежит АО «Сибмост». Новосибирская концессионная компания частично находится во владении «Сест инфраструктурный консалтинг», а частично — «ИИ Холдинг» (группа ВТБ). А «Северо-восточная магистраль» на 40%  принадлежит ООО «Инфраструктурные инвестиции-2», на 35% — ООО «Новое качество дорог» и на 25% — ОАО «Главная дорога». Победитель конкурса будет объявлен 9 декабря.

Напомним, что концессионное соглашение включает в себя строительство и эксплуатацию моста на платной основе. Задаток на участие в конкурсе по отбору концессионера составляет 12,3 млн руб. Соглашение подписывается на 25 лет, при этом мост должен быть сдан до 31 декабря 2021 года. Капитальный грант концедента не превышает 25,3 млрд руб., общая стоимость строительства моста и сопутствующих расходов не должна превышать 45,6 млрд, стоимость самого строительства — не выше 33,8 млрд. Вложения концессионера — не менее 25%.

Концессионное соглашение предполагает компенсацию гарантированного дохода, если он не соответствует запланированному инвестором, — 91,6 млрд на 20 лет. Именно этот момент вызывал наибольшие возражения со стороны депутатов. На круглом столе 14 июля они предложили уточнить финансовую модель и переложить риски на инвестора. Эти изменения должны были найти отражение в уточненной финансовой модели проекта. Правительство области обещало предоставить ее депутатам до 15 августа, однако пока этого не сделало.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области сообщило «КС», что финансовая модель проекта еще дорабатывается. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков отметил, что «проводится доработка финансовой модели как основного инструмента концессионного соглашения с учетом снижения ключевой кредитной ставки Центрального банка РФ. Работа находится на завершающей стадии и с учетом внесенных изменений будет представлена на рассмотрение депутатам законодательного собрания». Кстати, Министерство транспорта РФ уже утвердило методику отбора проектов строительства автомобильных дорог, реализуемых субъектами РФ в рамках концессионных соглашений, которые могут претендовать на федеральные деньги. Именно этого документа ждали в области, чтобы закончить финансовую модель. Заявка на получение межбюджетного трансферта должна быть направлена в Федеральное дорожное агентство уже до 1 сентября. Напомним, что грант на строительство четвертого моста может составить 25,4 млрд руб. На получение этих денег сейчас претендуют семь проектов из разных регионов.

Парламентарии по-разному отреагировали на задержку уточненной финансовой модели. Так, по словам депутата Законодательного собрания Новосибирской области Юрия Зозули, «складывается ощущение, что обсуждение на круглом столе не привело ни к чему, кроме шума — уже середина августа, а воз и ныне там». А спикер Законодательного собрания Андрей Шимкив, напротив, заверил «КС», что работа по проекту продолжается. «Этим вопросом мы занимаемся — процесс не остановился. Идет совместная работа с правительством и губернатором Новосибирской области», — сказал он. Отметим также, что многие члены транспортного комитета временно выпали из процесса по причине отпусков или сильной занятости в избирательной кампании.

«КС» внимательно следит за обсуждением проекта четвертого моста в Новосибирске и призывает всех заинтересованных участников процесса к обмену мнениями. Вы можете озвучить свою точку зрения в комментариях к этому материалу, а также в аккаунтах издания в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Усиленно пропихивают нам этот мост. Ну чистая же махинация по отмыванию денег. Не будет того трафика что в доках, не будет такой гарантированной прибыли. Просто кто-то придумал, как хапнуть мнооооого деньжат из бюджета

  2. «а воз и ныне там» — все эти проволочки явно для того, чтобы шумиха поутихла и на поствыборном пространстве мост тихонько разворовали. Пока люди заняты своей обычной деятельностью — выживанием без миллионных доходов, как у наших правящих партийцев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ