Рост на падающем рынке

По данным участников рынка, в сравнении с докризисным 2014 годом, спрос на цемент в Сибири сократился почти на 30%. Причина — резкое падение темпов строительства. Тем интереснее тот факт, что «Ачинский Цемент» (входит в холдинг «БазэлЦемент») показывает положительную динамику. Эксперты объясняют это грамотной стратегией развития компании. Завод входит в число предприятий, по сути, формирующих строительный рынок Красноярского края, а также находится в тройке ведущих предприятий в СФО. Подробнее — в материале «КС».

За прошлый год потребление цемента в стране снизилось на 12% по сравнению с предыдущим периодом. За первую половину 2016 года, по оценкам «Союзцемента», потребление в целом по стране снизилось еще на 14%. По итогам текущего года падение рынка ожидается, как минимум, на 10%. В Сибири статистика еще тревожнее: потребление в прошлом году упало на 17%. За 6 месяцев текущего — еще на 13%.
В таких условиях большинство компаний соответственно сокращают объемы производства. Нетипичная ситуация сложилась на «Ачинском Цементе».

«В первом полугодии 2016 г. на предприятии зафиксирован прирост производства на 11% к уровню прошлого года, выпущено более 410 000 тонн цемента и клинкера, — приводит данные генеральный директор ООО «Ачинский Цемент» Владимир Колычев. — Также увеличилась доля высокомарочного цемента до 36% от общего объема отгрузок». В 2015 году на заводе снижение производства было, но некритичное: при этом даже возросла доля на рынке цементной продукции Сибири с 11% до 13% (цемент и клинкер).

По мнению Владимира Колычева, этого удалось достичь благодаря своевременной реализации инвестпроекта. «В прошлом году на заводе модернизировали цех помола, ввели в эксплуатацию динамический сепаратор производства Christian Pfeiffer GmbH, — рассказывает собеседник «КС». — Инвестиции составили 160 млн рублей. Основные вложения были сделаны еще до роста валютного курса, сейчас затраты были бы выше».

В компании считают, что рост доли высокомарочного цемента помогает улучшить экономику предприятия. Этому способствует и изменение структуры продаж. За прошлый год отгрузка товарного клинкера выросла более чем в 2,5 раза, почти на столько же — продажи высокомарочного цемента ПЦ 500-Д0 и ЦЕМ I 42,5Б.
«Производственные показатели «Ачинского Цемента» достигнуты за счет оптимизации продуктовой линейки и внесения корректировок в стратегию продаж, — отмечает заместитель генерального директора, директор департамента исследований и аналитики СМПРО Евгений Высоцкий. — В частности, увеличение сбыта клинкера на «Норильский Никель» в весенне-летний период позволило увеличить общую загрузку завода, а рост доли реализации 500-й марки цемента — повысить маржинальность продаж».

«Ачинский Цемент» также скорректировал сбытовую стратегию, сосредоточившись на рынке СФО. «За последние три года компания переориентировала потоки реализации своей продукции, снизив объем поставок в другие регионы с 20 до 5 процентов, — рассказывает генеральный директор ООО «Ачинский Цемент» Владимир Колычев. — Цель — наиболее полно удовлетворить запросы и потребности местных строителей». На сегодня 95% производимой компанией продукции реализуется в СФО, остальные — в Уральском федеральном округе, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

30_AC_02Заместитель генерального директора департамента исследований и аналитики СМПРО Евгений Высоцкий отмечает, что выбранная компанией стратегия продаж отвечает текущим условиям развития рынка и является своевременной. «Удерживая традиционную для Ачинска долю рынка в Сибири, компания максимизирует доходность продаж, — размышляет эксперт. — Было бы неоправданным сейчас любыми способами пытаться увеличить поставки на фоне падения стройки и общего потребления цемента в России и Сибири».

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев констатирует, что ситуация в строительной отрасли остается непростой. Согласно данным Росстата, в целом по стране объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» за январь—июнь 2016 года, снизился на 5,7%, по Сибири снижение составило 4,5%. «Динамика строительства различается от региона к региону. Собственно, росли объемы строительных работ как раз в тех регионах, на которые ориентируется производство «Ачинского Цемента», — делится эксперт. — Например, рост по Красноярскому краю составил 7,3%. Таким образом, можно сказать, что на хорошие результаты компании могла повлиять правильно выбранная стратегия с ориентацией на ближнего потребителя».

На «Ачинском Цементе» среди положительных факторов, повлиявших на динамику производства, называют участие в тендерах по крупным инфраструктурным проектам: компания поставляет продукцию на строительство Северобайкальского тоннеля в Республике Бурятия, возведение Богучанского алюминиевого завода и реконструкцию международного аэропорта Емельяново в Красноярске.

Также перспективным направлением на предприятии считают расширение географии продаж тарированного цемента. Этим летом на «Ачинском Цементе» запустили новый участок по тарировке и погрузке мешков в крытые железнодорожные вагоны. Если ранее компания поставляла тарированный цемент потребителям ближайших территорий, то теперь и отдаленным от Красноярского края регионов — Новосибирской и Томской областей, Алтайского края и других.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ