Безопасность бизнеса в Новосибирске: везёт тому, кто везёт

По мнению экспертов прошедшего в Новосибирске форума «Инвестиции в безопасность бизнеса» решение проблем безопасности бизнеса по большому счету лежит в плоскости эффективных взаимоотношений власти, предпринимателей и потребителей.

Важность построения конструктивного диалога между бизнесом, властью и обществом для сохранения целостности общества в сложных экономических условиях трудно переоценить. Однако конструктивным взаимоотношениям постоянно что-то мешает. Речь идет о сложностях, вызванных высоким уровнем налогообложения, проверками и так называемыми «административными барьерами», о вызванном недостаточными инвестициями в безопасность бизнеса неадекватном качестве товаров и услуг, ущерб здоровью потребителей, работников предприятий и окружающей среде. А также потребительском экстремизме.

По мнению генерального директора ГК «Новосибирскстроймастер» Веры Коноваловой, поскольку потребитель стал очень разборчив, крайне важна история деятельности бизнеса. Предприятия, много лет работающие на рынке и закаленные чередой экономических кризисов, научились чтить закон, возвращать кредиты, грамотно выстраивать отношения с органами власти и обществом, поднимать профессиональный уровень своих специалистов. Они чаще объединяются по отраслевому признаку, совместно  лоббируют общие интересы и решают вопросы профессиональной этики. Поэтому события последних 3 лет для них фатальными не стали.

Генеральный директор ООО «Норд Сити Молл» Ваган Авакян рассказал, что в 90-ые состоял советником президента Армении по национальной безопасности, как раз в период Карабахской войны. И отметил, что в современном бизнесе все решается гораздо сложнее, чем в то время.  Спикер привел в пример случай с рынками ГБШ, посетовав, что команда экс-губернатора Василия Юрченко передала «Норд Сити Моллу» в аренду земельный участок размером 50 га, однако умолчала, что реально строить можно лишь на участке в 3 га. В связи с этим «Норд Сити Молл», по словам Авакяна, понес убытки, взяв в аренду другой участок.

По словам спикера, сложность состоит еще в том, что в инвестиционные проекты бизнес вкладывается преимущественно свои ресурсы, а основной вклад власти — создание условий для реализации. «Система обеспечения благоприятного инвестиционного климата» звучит красиво, но выглядит размыто, — прокомментировал Ваган Авакян. — Отдельные её элементы могут работать нормально, но в целом система не обеспечивает безопасности бизнеса. В  мировой практике её обеспечивают: понятные, одинаковые для всех участников правила игры, независимая объективная судебная система, гражданские институты защиты интересов бизнеса, включая общественные объединения предпринимателей и уполномоченного по защите прав предпринимателей». По словам Авакяна, «главное мерило доверия к государству — возможность добиться справедливости законным путем. Это «красная линия», преступать которую нельзя».

 Управляющий партнер адвокатского бюро «Гребнева и партнеры» Ирина Гребнева призвала органы власти задуматься о репутационных рисках: «О какой безопасности инвестиций и ГЧП (государственно-частном партнерстве) можно говорить, если большие инвестиционные проекты связаны со скандалами, связанными с предоставлением земельных участков в запретных зонах и «в чистом поле» без подключения к мощностям? А в связи с тем, что суд не оценивает последствия заключения предпринимателей под стражу, нарушения правил игры приводят к катастрофическим последствиям вплоть до ликвидации бизнеса».

«В 2015 году в аппарат Уполномоченного по правам предпринимателей в  Новосибирске поступило 170 обращений, — отчитался новосибирский бизнес-омбудсмен Виктор Вязовых. — Предприниматели не успевают реагировать на многочисленные изменения и потому имеют много проблем с контролирующими органами. За последние 2 года принято 120 новых законов. Бюджетный Кодекс РФ менялся более 100 раз. Инспектора ФНС, проведшего проверку без доначислений и штрафов, просто не поймут на работе».

По словам Виктора Вязовых, аппарат бизнес-омбудсмена имеет право участвовать в проверках предприятий без согласия проверяющих, однако для этого необходимо согласие проверяемых. С этой целью в 2015 году сотрудники аппарата обзвонили 200 предприятий Новосибирска, из которых дали согласие лишь 2. Это связано с тем, что далеко не все предприниматели готовы  вступить в конфликт с органами власти. «В 2014 году против бизнеса было возбуждено 200 тыс. уголовных дел. Дошли до суда лишь единицы. Однако тех, кто из-за уголовного преследования полностью или частично потерял бизнес, много больше. Никакие западные санкции не сравнятся с разрушительной мощью нашего государства», — пояснял Виктор Вязовых.

Заместитель председателя комитета по муниципальной собственности Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин уверен, что создание условий для работы бизнеса органами власти должно идти рука об руку с жестким спросом за качество работы. Не все получившие муниципальный заказ предприниматели добросовестно его выполняют. То же самое касается обслуживающих граждан транспортных предприятий и управляющих компаний многоквартирных домов. В связи с чем вскоре появятся «черные списки» предприятий, которые будут больше не допущены к муниципальному заказу.

Есть и другие положительные сдвиги. «Административное давление на бизнес слабеет, — отметил сопредседатель Новосибирского областного отделения организации «ОПОРА России» Сергей Соколов. — Государственная Дума прояснила ситуацию с внеплановыми проверками по анонимным обращениям. Теперь перед проверкой необходимо уточнить автора заявления и реальные обстоятельства дела».

Как поделился руководитель Комитета поддержки и развития предпринимательства мэрии Новосибирска Максим Останин, из года в год небольших предпринимателей города беспокоят дефицит профессионального персонала, высокие налоги, недостаточная доступность заемных средств и высокая конкуренция. Сегодня на первое место вышли проблема с привлечением финансирования и высокой стоимостью арендных площадей.

«Головной болью» малых предприятий также являются трудности с продвижением товаров в розничные сети и участием в поставке товаров и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Причем, если на уровне Новосибирской области в 2015 г. им «досталось» порядка 50% государственных заказов, то в мэрии Новосибирска около 21 тыс. из 22 тыс. контрактов.

По итогам 2015 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) в городе возросло по сравнению с предыдущим периодом на 12 тыс. до 110 708. В основном это микропредприятия с количеством занятых  до 15 человек. Значимость небольшого бизнеса для экономики города очевидна. В прошлом году в сегменте СМиСП Новосибирска было занято более 320 тыс. человек или более 40% трудоспособного населения. Его структура в порядке уменьшения доли состоит из предприятий торговли, операций в сфере недвижимости, переработки, строительства, индустрии гостеприимства и общественного питания.

Отрадно, что активность малого бизнеса в сфере обращения за поддержкой в Комитет поддержки и развития предпринимательства мэрии заметно возросла. Если за финансовой поддержкой в 2013 г. обратилось 60, то в 2015 г. — уже 270 предприятий. Однако этого для создания полноценной конкурентной среды в сфере господдержки недостаточно.  Чтобы улучшить взаимоотношения бизнеса и власти, Максим Останин призвал к «деформализации» общественных советов при различных органах власти и ведомствах, многие из которых существуют лишь «для статуса», к регулярным прямым контактам предпринимателей и их общественных объединений с должностными лицами уполномоченных работе с бизнесом органов власти. Везёт тому, кто сам везёт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Одна из тематических сессий форума «Инвестиции в безопасность бизнеса» были подняты вопросы контроля топливного рынка с точки зрения баланса эффективности и качества.  В дискуссии приняли участие представители инспекции государственного надзора Росстандарта, предприятий структуры региональных продаж «Газпром нефти» и независимых сетей АЗС.

IMG_0514Андрей Благов, директор Новосибирского отделения «Газпромнефть-Региональные продажи»

─ Не секрет, что в Новосибирской области существует «теневой» рынок топлива, сформированный из частных мини-НПЗ. Производимые ими нетоварные виды топлив не облагаются акцизами, а поэтому значительно ниже в цене и привлекательны для недобросовестных участников рынка. Общий «теневой» рынок нефтепродуктов в России, по данным Минтопэнерго, оценивается в $10 млн. в год, доля суррогатов на рынке бензинов составляет 5%, а на рынке дизеля – 27%. Цифра угрожающая, как с точки зрения ущерба экономике, так и с точки зрения транспортной и экологической безопасности. Данные Росстандарта также подтверждают, что на российском топливном рынке широко расходятся суррогаты: в 2015 году было проведено более 3,5 тысяч проверок НПЗ, нефтебаз и автозаправочных станций – и на 43% из них были выявлены нарушения против 30% годом ранее.

«Газпромнефть-Региональные продажи» реализует нефтепродукты экологического класса Евро-5. Все топливо проходит  многоступенчатую проверку. С 2014 года на предприятии действует независимая служба контроля качества, что позволяет гарантировать соответствие топлива всем нормам техрегламента.

Чтобы очистить рынок от контрафакта, недостаточно одних внутренних мер. С 1 июля в России допустима реализация только бензина и ДТ класса не ниже Евро-5. Надеемся, что это станет достойным вызовом для многих представителей топливных трейдеров и повысит уровень добросовестной конкуренции на рынке. А главным эффектом инвестиций, вложенных в систему контроля качества топлива, должны стать довольные потребители.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ