ГЧП: государственно-частные перспективы?

Депутаты горсовета, городские власти, представители муниципальных предприятий и бизнесмены собрались 20 июня за круглым столом, в рамках которого обсудили возможность развития государственно-частного партнерства в Новосибирске. Корреспондент «КС» вместе с участниками разбирался, почему в теории ГЧП реально, а на практике бизнес предпочитает реализовывать проекты самостоятельно.

Как отметил председатель комиссии Совета депутатов по муниципальной собственности Сергей Бондаренко, для нашего города тема более чем актуальна. По большому счету, Новосибирск так и не усвоил, что же такое государственно-частное партнерство и как его выстраивать. Власти по-прежнему жалуются на то, что бизнес не заинтересован в долгосрочных инвестициях, сам бизнес оперирует чересчур сложными и долгими разрешительными процедурами, которые ставят под сомнение саму возможность подобного рода сотрудничества.

Как отметил руководитель департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александр Веселков, парадокс, но последние инвестиционные проекты в городе в рамках рассматриваемой схемы были реализованы еще семь лет назад — речь идет о реконструкции родильного дома, где обосновался медицинский центр «Авиценна», а также реконструкции здания детского сада, где сейчас расположен частный сад «Жарки». Впрочем, потом один из участников вспомнил еще о школе № 211, построенной в Калининском районе Новосибирска строительной компанией «Энергомнонтаж». Ей деньги за строительство будут переданы — правда, через некоторое время и постепенно.

Теория расходится с практикой

Теорию государственно-частного партнерства всем собравшимся проговорил экс-глава агентства по привлечению инвестиций в Сибирь, директор департамента по привлечению негосударственных инвестиций Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Тарас Демиденко. По его словам, ГЧП изначально подразумевает то, что реализованные проекты обойдутся дороже для потребителей, чем те, которые создаются с государственным участием — коммерческие деньги и, соответственно, кредиты всегда дороже. Еще один очень важный момент — возможные объекты ГЧП. По мнению Демиденко, к ним относятся школы, детские сады, больницы и учреждения культуры и спорта. Как правило, эти проекты реализует государство, но допустить к ним частные инвестиции, тем более в такое непростое с точки зрения финансов время, очень уместно. Однако на практике бизнес к государственным надеждам глух.

Как отметила заместитель руководителя департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Дара Разживина, реализуемые на данный момент проекты ГЧП можно по пальцам пересчитать — среди них строительство крытого спортивного комплекса около школы № 13, а также обсуждается возможное строительство 25-метрового бассейна с шестью дорожками. Правда, где будет построен объект ни мэрия, ни инвесторы пока не определились. Реализация еще нескольких ранее заявленных проектов пока под вопросом — частный центр «Дельфания» от строительства уже отказался, а проект «Наша школа» к заявленной реконструкции не приступил. Впрочем, как пояснил гендиректор предприятия Валерий Николаев, дело не в отсутствии желания или инвестиций — школе до сих пор не могут выдать разрешение на строительство. Как рассказал «КС» Николаев, только когда подключились первые лица города и области, дело сдвинулось с мертвой точки.

Глобальные задачи на будущее

Впрочем, несмотря на неутешительную статистику, город строит серьезные планы государственно-частного партнерства на будущее. Власти напомнили, что сейчас обсуждается реконструкция набережной Оби и обзорного колеса в Центральном парке. Помимо этого, предполагается привлечь частные инвестиции в реконструкцию библиотеки в Советском районе и к зданию по улице Энгельса, 14. В возможности их реализации некоторые депутаты высказали сомнение. Как отметил депутат Совета депутатов Новосибирска Игорь Салов, в городе нет практики работы над совместными проектами в рамках ГЧП. А все, что появляется в регионе, проходит через областное правительство. Более того, единичные случаи прихода инвесторов показывают, что город не готов к частным инвестициям. Так, в новосибирском парке «Березовая Роща» отремонтированный за счет инвесторов фонтан за 90 миллионов рублей до сих пор не работает — когда начали разбираться, выяснилось, что муниципальная служба не хотела его брать себе на баланс. В итоге вмешиваться пришлось не только депутатам, но и первым лицам города. Салов высказал общее мнение, что такой пример еще более умерил желание инвесторов реализовывать проекты в рамках ГЧП.

Депутат горсовета Наталья Пинус предложила всем собравшимся более реально смотреть на сложившуюся ситуацию: отлично, когда есть желание привлечь инвесторов к крупным проектам, но в городе, по ее информации, есть ряд бизнесменов, желающих поучаствовать в более мелких программах. Например, в обустройстве конечных пунктов автобусных остановок. Об этом речь ведется уже давно, и 10 организаций заявили о готовности обустроить остановки. Однако дальше обсуждения тема пока не сдвинулась, и Пинус вполне резонно поинтересовалась, почему. Второй момент, который напрямую должен волновать городские власти, — какие проблемы города отталкивают бизнес от вкладывания денег в его развитие? Пинус полагает, что улучшением инвестиционного климата и поиском потенциальных инвесторов для Новосибирска могли бы заняться специалисты АИР, пусть и на условиях аутсорсинга. На такую инициативу Сергей Бондаренко предложил иное решение — внести в штат мэрии специалиста или отдел, который бы отвечал за привлечение и сопровождение проекта, планируемого к реализации. По информации Бондаренко, ранее в мэрии была подобная структура. Однако после штатных корректировок ее убрали. К увеличению аппарата даже с учетом современных экономических реалий все собравшиеся отнеслись положительно. Более того, некоторые даже отметили, что новый специалист или отдел должен не столько искать новых, сколько помогать уже пришедшим инвесторам — таким как Валерий Николаев, который свою проблему смог решить только после встречи с одним из заместителей мэра Новосибирска. Это предложение и стало главным пунктом в итоговом протоколе встречи.

Сергей Бондаренко еще раз подчеркнул всеобщее мнение по поводу ввода новых специалистов мэрии, а также предложил изменить по просьбам собравшихся некоторые формулировки в местных инвестиционных программах. Например, государственно-частное партнерство должно подразумевать не только реконструкцию уже построенных объектов, но и возведение новых. Для недавно появившихся в Новосибирске микрорайонов это уточнение очень актуально.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ