Переформатирует ли краудсорсинг сибирский рынок курьерской доставки?

На новом витке развития

Рынок курьерской доставки в России переживает второе рождение — новизну в него привнесли сервисы на платформе краудсорсинга. Курьерами в них выступают обычные горожане, располагающие свободным временем и желанием подзаработать. Довольно активно в Новосибирске сейчас развиваются компании Zavezu и Bringo: в совокупности на них уже работают более 500 курьеров. Эксперты оценивают объем данного рынка в 100–150 млн рублей и считают, что перспективы его роста весьма высоки.

По оценкам группы компаний «ФИНАМ», в совокупности рост отечественного рынка экспресс-доставки, подразумевающего доставку в течение 1–4 дней грузов документарного и не документарного характера, в 2015 году составил чуть менее 10%. В денежном эквиваленте объем рынок составил около 58 млрд рублей.

«На города-миллионники приходится оценочно 70% рынка. При этом рынок в регионах и в городах-миллионниках растет примерно одинаковыми темпами, что позволяет предположить сохранение подобной структуры рынка и в долгосрочной перспективе», — поясняет финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. К ключевым игрокам на рынке, по его мнению, можно отнести Почту России, DHL, DPD, Pony Express, Major Express и SPSR Express.

В сегменте экспресс-доставки посредством разного рода краудсорсинговых сервисов можно выделить такие компании, как «Достависта», «Пешкарики», YouDo, Bringo, Zavezu. Основная идея краудсорсинга в том, что курьерами в службе доставки работают не постоянные сотрудники компании, а обычные граждане, располагающие свободным временем и желанием заработать.

Посредством диспетчерской онлайн-системы курьер-краудсорсер получает заказ, выбирая район своей локации, и выполняет его, доставляя груз по указанному адресу. Основную выручку компания получает с процента с доставок. В Bringo, к примеру, эта цифра колеблется в размере от 10% до 25%.

Объем рассматриваемого сегмента, по оценкам «ФИНАМа», составляет в России сейчас не более 100–150 млн рублей. «Его рост заметно опережает среднерыночные темпы на фоне низкой базы. Обычно средний курьер-фрилансер в месяц доставляет 10–40 посылок в зависимости от бизнес-модели компании. Основные клиенты — небольшие B2C интернет-магазины без собственной службы доставки и сети пунктов выдачи», — говорит Нигматуллин.

В компании «2ГИС» сообщили «КС», что конкретно в Новосибирске число организаций, которые предоставляют услуги по доставке почты, срочных документов и небольших грузов «в кратчайшие сроки в любую точку мира», с июня 2015-го по июнь 2016 года увеличилось на 20% и достигло отметки в 131 компанию.

Довольно активно экспресс-доставку посредством краудсорсинговых сервисов в городе сегодня осуществляют федеральная компания Bringo и Zavezu. Первая вышла на новосибирский рынок в мае 2016 года.

Доставка «на побегушках»

«Наши ожидания по выходу на новосибирский рынок оправдались, ровно так же, как в Самаре и Екатеринбурге. Полноценно сервис Bringo начал работу в Новосибирске с 27 мая, этому предшествовала техническая отладка, — рассказывает директор по региональному развитию Bringo в России и СНГ Андрей Заворин. — Проект масштабируется под наших федеральных партнеров — торговые сети и логистические компании, с которыми мы работаем на основе технологической платформы. С крупными компаниями взаимодействие происходит через API-интеграцию».

В Новосибирске, по данным на июнь 2016 года, Bringo работает с рядом компаний, в частности, DPD, Pony Express, City Express, и 12 интернет-магазинами. Помимо этого, в числе заказчиков Bringo — два крупных агентства недвижимости, известная страховая и консалтинговая компании.

«В наших ближайших планах — вывести на рынок доставку еды за 60 минут. Будем сотрудничать с региональными отделениями продуктовых ритейлеров», — уточняет Андрей Заворин. На текущий момент в рассматриваемой нише (доставке продуктов питания) в Новосибирске активно развивается сервис Zavezu, главой которого является основатель службы доставки «Харакири» и сервиса «Таксисто» Александр Войтов.

Тем не менее Bringo не считает сервис Zavezu своим прямым конкурентом. «Последний сосредоточен на доставке заказов частных лиц, как правило, еды. Большая часть доставок приходится именно на частные лица. В Bringo данная цифра составляет не более 2% в общем объеме перевозок. Zavezu — это, на мой взгляд, в большей степени сервис частных поручений «завезти», «купить», «поднять», компания хорошо с этой задачей справляется. Для Bringo сервис поручений не является приоритетным, мы планируем сосредоточиться на массовом и корпоративном рынке доставок», — объясняет Заворин.

Проводя параллели с рынком, на котором он работал ранее, Андрей Заворин сравнивает Zavezu с небольшой таксомоторной компанией, располагающей примерно 10 «Мерседесами» и определенной ценовой матрицей, а своей задачей он видит стать гигантом уровня «Яндекс.Такси» или Uber.

«Мы работаем в Новосибирске с такими ресторанами, как «ДроваМука», Trattoria la trenta, службами доставки еды, причем как суши, так и пиццы, например, «СушиMake». Но среди клиентов Zavezu есть и цветочные магазины — «Сибирская орхидея», «Жасмин», несколько интернет-магазинов, медицинские центры и страховые компании. В общей сложности порядка 100 организаций», — рассказывает основатель Zavezu Александр Войтов.

 Компания начала работу осенью 2015 года. На текущий момент в системе зарегистрировано более 300 курьеров. «Курьеры — это в основном мужчины среднего возраста до 50 лет, но есть женщины и молодые девушки. Наличие автомобиля обязательно, с развитием сервиса мы также планируем набрать штат пеших курьеров и велокурьеров», — уточняет Войтов.

Один курьер, как отмечают в Zavezu, может выполнить один заказ в день, а может и 10 — это зависит от его же времени и желания. Курьеры работают в свое свободное время, есть люди, для которых работа в Zavezu является постоянной, а для кого-то — подработкой.

«На частные заказы приходится около 20%. Мы привозим людям забытое детское питание, инструменты, делаем за них покупки в магазине, передаем документы, ключи и другие личные вещи, в общем, выполняем огромный массив разнообразных дел — от важных и крупных до мелких, — рассказывает Александр Войтов. — Не зря ведь Zavezu называется «приложение на побегушках». В этом и была основная цель — работать не только на крупные компании или состоятельных клиентов, но и на обычного горожанина. У современного жителя мегаполиса столько ежедневных забот, что в обществе уже давно назрел спрос на таких помощников».

Армия курьеров множится

У Bringo в Новосибирске сейчас числится около 200 курьеров. В Москве, к примеру, «брингеров» уже 70 000. В Новосибирске из 200 человек 70% — люди с автомобилями и 30% — пешие курьеры. До конца года намечен запуск платформы для всех российских городов-миллионников.

«Быстрый старт в регионах возможен благодаря существующим крупным партнерам компании — логистическим операторам и интернет-магазинам федерального уровня, предоставляющим Bringo готовый «стартовый» объем доставок в регионе», — подчеркивает Андрей Заворин.

«Условно нашими конкурентами, конечно, можно назвать Bringo и «Достависта», но, на мой взгляд, мы работаем в разных сегментах этого рынка», — рассуждает Войтов. По его словам, бизнес-модели участников рынка могут отличаться набором услуг. «Например, кроме услуги курьерской доставки, существует услуга «Купить и завезти»: физическое лицо может указать список товаров или наименование конкретного магазина, где необходимо купить и привезти оттуда конкретный товар, либо иными особенностями и возможностями», — поясняет собеседник «КС».

Кроме этого, в Zavezu считают своим преимуществом то, что компания является региональной, а следовательно, знает потребности местного рынка и уровень инфраструктуры. В планах Zavezu, как и у Bringo, выход в ближайшее время в соседние города Сибири, а также развитие по франшизе.

«Рынок экспресс-доставки на платформах краудсорсинга перспективен, сейчас он находится на стадии становления и возможности для роста большие, — уверен директор по продажам регионов Сибирь и Дальний Восток компании DPD Илья Мартынов. — Несмотря на то что есть тенденция, что получатели предпочитают забирать посылки в пунктах выдачи, в крупных городах этот сервис будет развиваться, хотя, возможно, и меньшими темпами, чем раньше».

По его словам, данный рынок не является конкурентным DPD, а скорее «партнерским». «Совместно с такими компаниями, как Bringo, к примеру, мы разрабатываем решения по доставке на «последней миле», что должно позволить даже в моменты пиковых нагрузок, таких как предновогодние дни, сохранять положительную репутацию компании и осуществлять доставку большого количества посылок», — говорит Мартынов.

Аналогичной позиции придерживается коммерческий директор компании СДЭК Сергей Егоров: «Bringo не является прямым конкурентом СДЭК, мы работаем в совершенно разных сегментах. На данный момент ведем с Bringo переговоры, чтобы осуществлять эксклюзивные услуги, к примеру, доставку за 60 минут или «блиц-экспресс», а также совместную работу в моменты высокой сезонной загрузки. Взаимодействие с Bringo по сглаживанию сезонной загрузки пока планируется только на территории Москвы».

По словам Ильи Мартынова, компания DPD работает с Bringo в столице с декабря 2015 года, в ближайшее время планирует начать совместную доставку и в Новосибирске.

«На старте мы планируем доставку порядка 100 посылок в день, но с течением времени эта цифра может меняться. Далее готовы расширять сотрудничество в других городах Сибири и Дальнего Востока. Чаще всего на «аутсорсинг» передаются посылки B2C, то есть доставка частным лицам. Это обусловлено тем, что существуют определенные ограничения по весу и стоимости посылок. Сейчас это 3 кг и 15 тыс. рублей», — уточняет Илья Мартынов.

Непосредственно DPD в 2016 году планирует дальнейшее увеличение доли рынка в Сибири как в сегменте доставки сборных грузов, так и в сегменте небольших посылок. Достичь этого компания намерена за счет развития сети партнерских пунктов выдачи PickUp. Сейчас их 500, а к концу года планируется иметь более 1000 пунктов выдачи и отправки посылок на территории России», — отмечает Илья Мартынов.

Увеличит число пунктов выдачи и СДЭК: по словам Сергея Егорова, на данный момент у компании 400 точек в шести странах и 380 почтоматов по партнерской программе с польской компанией InPost. К концу 2016 года в совокупности станет порядка 1000 пунктов. Помимо этого, в ближайшее время СДЭК намерен открыть представительство в Таиланде.

«Наши планы также включают выход на рынок отправлений для физических лиц, или С2С. Сейчас его 100%-ную долю занимает Почта России. В целом по стране это 10–12 млн отправлений. Работу в данном направлении мы уже начали: так, с мая текущего года на территории Новосибирской области СДЭК открывает пункты отправки и выдачи посылок. Сейчас таких пунктов уже 12, планируем, что в I квартале 2017 года их будет порядка 300. В перспективе планируем довести долю сектора C2С до 10% в структуре финансового оборота СДЭК», — рассказывает Егоров.

Что касается DPD, он также намерен запустить два новых продукта. Для консьюмерского сектора речь идет о доставке небольших посылок в 17 тыс. населенных пунктов России и стран Таможенного союза, а для корпоративного рынка — о доставке больших партий груза для B2B приблизительно в 10 тыс. населенных пунктов РФ.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ