Угольная генерация: что дальше?

Начало научной программе форума «Уголь России и Майнинг» положил круглый стол «Будущее угля — будущее Кузбасса: проблемы и возможности». Участники обсудили главные вызовы отрасли, в том числе возможность создания в Сибири «безуглеродной зоны». Энергетики Сибирской генерирующей компании, представители власти, отраслевой науки и угольщики считают неоправданной такую инициативу.

По мнению заместителя губернатора Кемеровской области по угольной промышленности Александра Данильченко, сегодня в мире объявлен «крестовый поход против угля». Противники угольной генерации называют такой вид топлива не иначе как «грязным» и выступают за сокращение мощностей, работающих на «черном золоте». В результате спрос на внутреннем рынке год от года падает, что негативно сказывается на стоимости. «В 2015 году цены на энергетический уголь снизились на 25–30% по сравнению с 2014-м, достигнув минимального уровня за последние семь лет», — сообщил Александр Данильченко. Вице-губернатор также отметил, что представителям угольного бизнеса «не добавляет оптимизма» идея создания «безуглеродной зоны» в Сибири.

Такая инициатива родилась после проведения международной климатической конференции в Париже в конце прошлого года. «В мире усиленно убеждают, что уголь — «грязное» топливо, — поделился Данильченко. — Однако сегодня есть новые технологии, а современные угольные станции далеко продвинулись в области экологии, улавливая почти все вредные выбросы», — заявил он. Спикер также подчеркнул, что введение углеродного налога будет ударом не только по энергетике, но и по добывающим отраслям, которые и без того переживают нелегкие времена из-за падения цен на энергоносители. «Одна из возможностей развития отрасли — инновационные эффективные технологии в процессе добычи, переработки, транспортировки и комплексного использования угля, — подчеркнул заместитель губернатора. — Это в первую очередь увеличение доли электрогенерации, включая строительство электростанций на борту разреза», — добавил он.

Стагнацию мирового рынка угля в среднесрочной перспективе спрогнозировал корпоративный консультант по стратегическому развитию, партнер Кузбасского технопарка Артем Рада. «К 2030 году доля возобновляемых источников энергии в топливном мировом балансе вырастет», — высказал предположение эксперт. Также, согласно мнению господина Рады, цены на данный вид топлива несколько возрастут, но в том лишь случае, если будут скорректированы мощности добычи. При этом показатели, по словам докладчика, вряд ли достигнут своего максимума, зафиксированного в 2008 году. Эксперт также заявил, что перспективы развития угля в России, на его взгляд, будут связаны с угольной электрогенерацией.
«Любые перспективы развития угля и углехимии в России связаны и будут отталкиваться от угольной генерации. Также и новые технологии будут интегрированы в угольную генерацию. Других сценариев просто не существует», — отметил Артем Рада.

Перспективным топливом уголь считают и в Сибирской генерирующей компании. В СГК подчеркивают, что угольные электростанции Восточной Сибири являются основными источниками не только электроэнергии, но и тепла, а их полный уход с рынка с заменой на ГЭС и ВИЭ невозможен из-за особенностей инфраструктуры, а также экономически невыгоден. Введение же углеродного налога, как предлагают сторонники Парижской климатической конференции, и вовсе поставит крест на экспортном потенциале отечественных товаропроизводителей и их конкурентном преимуществе перед импортными товарами на внутреннем рынке.

Заместитель директора по инвестициям Кузбасского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» Юрий Грецингер рассказал, что потребление угля в Кузбасском филиале растет. По данным спикера, расход данного вида топлива здесь составляет 10 690 тыс. тонн по итогам 2015 года, что на 18% больше, чем годом ранее. При этом выработка электроэнергии выросла на 24,1% по сравнению с 2014 годом, составив 19 876 млн кВт•ч. На своих предприятиях СГК производит из угля одновременно электрическую и тепловую энергию. А это обеспечивает более низкую себестоимость угольной генерации. Доля «черного золота» в структуре расхода топлива составляет 97,2% (96,5% — в 2014 году). При этом современные технологии сжигания, которые используются, позволяют существенно снижать негативное воздействие на окружающую среду.

Юрий Грецингер отметил, что возможно и дальнейшее увеличение потребления угля в регионе за счет дальнейшего расширения Томь-Усинской ГРЭС, реконструкции турбоагрегата № 9 Кемеровской ГРЭС, строительства 1–2-го блоков Беловской ГРЭС, реконструкции турбоагрегата № 8 Ново-Кемеровской ТЭЦ. Но при условии роста энергопотребления и гарантии возврата инвестиций.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ