«Мы точно знаем, в каком направлении необходимо двигаться дальше»

Как начинается высокий строительный сезон, что ждет отрасль в этом году и почему цемент необходимо вносить в перечень технических грузов, на которые не действуют временные ограничения движения большегрузов, в интервью «КС» рассказал генеральный директор ОАО «Искитимцемент» ВЛАДИМИР СКАКУН.

— Как вы оцениваете состояние строительного рынка СФО?

— Экономическая ситуация в стране в целом и в СФО в частности остается достаточно сложной. Отсутствие средств сказывается на загруженности строительных компаний — объемы ввода жилья и объектов инфраструктуры в нашем регионе снижаются, падает спрос на строительные материалы. В 2016 году ОАО «Искитимцемент» рассчитывает произвести и отгрузить потребителям около 1 млн 322 тыс. тонн цемента, что на 16,2% меньше аналогичного показателя 2015-го.

— Цементный завод — один из самых крупных работодателей в Искитиме. Удается ли сохранить благоприятный социальный климат в коллективе?

— В условиях общего экономического спада доходы предприятия серьезно сократились. В то же время затраты завода на ремонты и модернизацию оборудования, поддержание агрегатов в технически исправном состоянии значительно выросли, стали выше цены на энергоресурсы и железнодорожные тарифы. Но даже в этих обстоятельствах мы сохраняем благоприятный социальный климат — поддерживаем ветеранов, работников и их детей, обучаем специалистов. Предприятие в полной мере выполняет взятые на себя обязательства: своевременно выплачивает заработную плату, обеспечивает высокий уровень охраны труда, предоставляет льготы и гарантии. В срок и в полном объеме выполняем обязательства перед бюджетом и кредиторами.

— Что сделано для подготовки к высокому строительному сезону?

— Все. Созданы запасы сырьевых ресурсов, реализованы значимые проекты по переоснащению цехов, завершены ремонты оборудования всех переделов, например, вращающихся печей № 6 и № 8, сырьевой мельницы № 5, цементных мельниц № № 1, 4, 5 и 6. Выполнив запланированные работы, мы повысили уровень надежности и эффективности работы оборудования, снизили степень воздействия на окружающую среду. В общей сложности на проведение ремонтов и мероприятий по техническому обслуживанию агрегатов выделено более 120 млн руб.

Кроме того, мы создали запасы цемента в силосах. В прошлом году за счет этого удалось удовлетворить спрос на нашу продукцию, резко возросший в июле. К слову, в тот месяц предприятие достигло рекордных показателей — было произведено 219 тыс. тонн цемента, отгружено — 227 тыс.

— Кем сейчас в основном востребована строительная продукция?

— В связи с сокращением финансирования строительство крупных объектов в Новосибирске практически не ведется. Большая часть нашего цемента идет на строительство жилых зданий, производство железобетонных конструкций, асбестоцементных изделий, товарного бетона и сухих смесей. В 2015 году начали сотрудничество с ОАО «Новосибирскавтодор», ему поставляем цемент для дорожного строительства.

— Какие марки цемента в основном используются строителями Сибири?

— По-прежнему востребованы бездобавочные высокомарочные цементы: если в 2011 году их доля в общем объеме готовой продукции не превышала 20%, то в 2013-м она достигла 29%, в 2014-м — 37%, в 2015-м — 45,2%. Чаще всего приобретают цемент ЦЕМ I 42,5Б, используемый при изготовлении ответственных бетонных и железобетонных конструкций в промышленном строительстве, — в общем количестве продукции, реализованной заводом за пять месяцев 2016-го, его доля составила 43%.

— Расскажите о способах доставки цемента. Два года назад вы делали ставку на автомобили. Ожидания оправдались?

— Использовать стоит все возможные способы отгрузки — доставка производится железнодорожным, автомобильным, водным транспортом. При этом на протяжении трех лет увеличивается количество автоперевозок: за первые пять месяцев 2014-го их доля составила 49,7%, с января по май 2015-го — 52,2%, за аналогичный период 2016-го — 54,6%.

Автодоставка остается востребованным способом, и есть смысл и в дальнейшем развивать это направление. Однако существуют определенные трудности. Как известно, в ноябре 2015 года была запущена система «Платон», в результате затраты, связанные с эксплуатацией большегрузного транспорта, выросли. К тому же ежегодно вводится сезонное ограничение движения автомобилей с нагрузкой на ось свыше 5 тонн — такой транспорт не имеет права двигаться по дорогам города и области даже в порожнем состоянии. Чтобы осуществлять доставку цемента потребителям в период сезонного ограничения, не нарушая требований законодательства, приходится приобретать специальные разрешения на доставку. Стоимость разрешения на движение по дорогам Новосибирской области на один рейс составляет от 9 до 22 тыс. руб., по дорогам Новосибирска — до 69 тыс. «Искитимцемент» не перекладывает эти расходы на потребителей, несет убытки в период сезонного закрытия дорог.

Вместе с тем в Новосибирской области в перечень технологических грузов, перевозка которых не попадает под сезонное ограничение, внесен бетон, основным компонентом для производства которого служит цемент. Логично, если и наша продукция окажется в данном перечне. В настоящее время мы над этим работаем.

— В марте 2016 года вступило в силу постановление правительства РФ, в соответствии с которым введена обязательная сертификация цемента. На ваш взгляд, это поможет защитить производителей и потребителей от контрафакта?

— Только при активном взаимодействии всех органов, ответственных за контроль и исполнение соответствующего постановления правительства, удастся избежать появления на рынке контрафактной продукции.
Добросовестные производители в установленный срок прошли процедуру обязательной сертификации, получили все необходимые сертификаты. Для нас это нормальная ситуация, так как должен отметить, что с 1992 года завод сертифицировал продукцию добровольно.

Но вынужден констатировать: так называемые «черные насыпщики» как продавали поддельный цемент, в том числе и под брендом ОАО «Искитимцемент», так и продолжают это делать сейчас. Почему? Вопрос к контролирующим органам.

— В прессе появились сообщения о том, что прекращена государственная поддержка по проекту «Строительство цементного завода по сухому способу производства мощностью 1,3 млн тонн цемента в год». Как вы это прокомментируете?

— Да, действительно, государство больше не поддерживает данный проект в связи с прекращением деятельности ЗАО «Искитимцемент». Напомню, в целях оптимизации затрат и повышения эффективности управления в декабре 2015 года в результате реорганизации ЗАО «Искитимцемент» было присоединено к ОАО «Искитимцемент» — действующему цементному заводу. Все права и обязанности ЗАО «Искитимцемент» перешли к ОАО «Искитимцемент». Руководство нашего предприятия несет полную ответственность за реализацию проекта строительства завода. Если рыночная ситуация изменится и будут привлечены необходимые инвестиции, мы вернемся к активной фазе строительства. По календарному графику объект предстоит ввести в эксплуатацию через два года после возобновления работ.

— Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса?

— Сегодня в полной мере имеются все необходимые ресурсы для того, чтобы наращивать объемы производства и реализации. Однако многое зависит от общего состояния российской экономики, от ситуации в строительной отрасли. В текущий момент основные задачи предприятия — обеспечивать выпуск продукции стабильно высокого качества, по максимуму расширять рынки сбыта, искать новые возможности для развития бизнеса.

Мы точно знаем, в каком направлении необходимо двигаться дальше, а значит, сможем справиться со всеми трудностями. Эффективность, профессионализм и командный дух — вот то, что поможет нашему коллективу добиваться новых успехов, вести плодотворную работу.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ