Анатолий Локоть: «Я пришел всерьез и надолго»

Что удалось сделать за два года и над какими задачами продолжает работать команда мэрии Новосибирска? В интервью «КС» мэр города АНАТОЛИЙ ЛОКОТЬ отвечает на эти вопросы, рассуждает о политической обстановке в преддверии парламентских выборов, раскрывает планы своего участия в предвыборной кампании и говорит о том, покинет ли пост мэра ради Государственной думы.

Город — система инерционная

— Горожане в 2014 году голосовали за перемены. В апреле 2016-го, спустя два года после избрания нового мэра, читатели «КС», представители деловых и властных кругов продолжали сетовать, что город как был пыльным и грязным, а дороги разбитыми, так это и осталось. На ваш взгляд, это действительно так?

— Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в городе, копились десятилетиями: либо от неверных решений, либо от недофинансирования. Ожидать, что за два года ситуация может революционно измениться, было бы странно. Тем более при сегодняшнем финансовом состоянии.

Конечно, оценивать результаты должны прежде всего новосибирцы. На мой взгляд, определенные положительные подвижки в городе есть. И, может быть, я как участник процесса несколько субъективен, но уверен, что нам удалось серьезно сдвинуть с места решение многих вопросов.

Например, коренной перелом произошел в этом году в зимнем содержании дорог: дорожные службы чистили автомагистрали от снега подчистую — до асфальта. Был сбой в работе дорожников после первого ледяного дождя, но затем появилась системность в уборке дорожного покрытия. Снег в Новосибирске зимой идет всегда, ожидать, что через час он сам уляжется на обочину ровными кубиками, не приходится. Важно, чтобы улицы убирались, и убирались вовремя. А для этого необходимо, чтобы работа велась системно. И по сравнению с позапрошлой зимой, в текущем году нам удалось этого достичь.

— Представители бизнеса отмечают, что качество и экологичность городской среды — это еще и инвестиционный фактор. Ведь в отсутствие масштабных предприятий федерального значения сам по себе Новосибирск — это и есть наш главный экономический актив. И его, как и любой продукт, важно «красиво завернуть». Качество дорог, чистота улиц как раз и относятся к «упаковке», но сейчас она выглядит не лучшим образом.

— Я согласен, что состояние дорожного покрытия весной выглядит удручающе. Но если мы посмотрим именно на те участки дороги, которые ремонтировались в прошлом году, то увидим, что они находятся в удовлетворительном состоянии. Отсюда следует вывод: в плохом виде сейчас как раз те места, которые не ремонтировались годами.

Нам надо ежегодно ремонтировать не менее 10% дорог. Это позволит в целом содержать дорожную сеть в нормальном состоянии. Если переводить на деньги, затраты порядка 1,3 млрд руб. Однако в этом году на данную сферу удалось выделить только 600 млн руб., из которых 200 млн — субсидии области. То есть налицо хроническое недофинансирование дорожной отрасли. Не секрет, что у нас в Новосибирске многие дороги просто не стояли на балансе города, мы даже не могли требовать средства из Дорожного фонда на их содержание.

В конце прошлого года приступили к такой процедуре, как постановка дорог на кадастровый учет. Есть солидная часть улиц — больше 1000 км, — которые до этого вообще никому формально не принадлежали. Чтобы их юридически оформить, нужно проделать некоторую работу, и к концу года мы должны ее завершить. Тогда у нас будут основания предъявлять вышестоящему бюджету эти данные, чтобы из Дорожного фонда получать средства на содержание данных участков.

Кстати, часто поднимается вопрос о гарантийном ремонте. Так вот, в прошлом году мы именно за счет гарантийного ремонта сделали солидную долю улиц, в том числе и в центре города. Однако повторюсь, существующая система очень инерционна, и чтобы суметь решить эти проблемы, надо прикладывать серьезные усилия. И не только мэру.

Недобросовестный подход ломаем рублем

— В условиях недостаточного финансирования важно понимать, насколько эффективно «работают» деньги, выделенные на ремонт дорог. Как бы вы оценили качество деятельности подрядных организаций на сегодня? Как осуществляется контроль за результатами выполнения муниципальных заказов?

— Существуют различные методы оценки. В частности, мы делаем выемки дорожного покрытия, чтобы оценить их соответствие нормам. И пока эти исследования приводили к удовлетворительным выводам. Хотя мы знаем и такие компании, которые ремонт проводят из рук вон плохо. И у нас есть их список. Однако, как известно, закон сейчас требует конкурсных процедур, и главный критерий там — цена. Вписать в заявку качество мы стараемся, но если это делать напрямую, то надзорные органы обвиняют нас в нарушении антимонопольного законодательства, потому что мы должны делать условия равными для всех. В таких условиях те недобросовестные исполнители, о которых мы знаем, имеют возможность участвовать в тендере, демпинговать и выигрывать. И опять нам приходится иметь с ним дело. Я не хочу сказать, что это фатальная проблема, все-таки существуют способы ее решения, но трудности есть.

Также отмечу, что моя команда очень жестко подходит к таким схемам, где кто-то кому-то пытается что-то предложить. Это всячески искореняется!

— Еще один важный вопрос, примыкающий к данной теме: планируется ли пересмотреть практику использования илистого песка (о чем говорят некоторые общественники) для обработки дорожного покрытия в зимний период?

— В этой проблеме есть два основных момента. Первое — это качество песка. То, что с песком не все в порядке, я понимал с самого начала. Но чтобы полностью с этим разобраться, надо было сменить подходы, а значит, сменить и людей. Сегодня мы решили, что ответственные лица лично будут контролировать забор песка и проверять его соответствие заявленному качеству. Это должен быть материал без примесей ила, земли или других отложений. Обговаривается даже диаметр песчинок.

Но есть и другая сторона вопроса. Применение песка в любом случае оставляет после себя осадок, с которым мы сталкиваемся весной, ведь часть песчинок перетирается и превращается в пыль. Поэтому возникает вопрос: нельзя ли заменить его чем-то другим?

Первый вариант — использование химреагентов. По этому пути идут прежде всего города с серьезным финансовым потенциалом, потому что цена химических препаратов на порядок выше пескосоляной смеси. И экологический ущерб тоже серьезнее. Не надо забывать, что все, что на дороги выливается, потом попадает в канализацию и утекает в Обь, а также наносит ущерб зеленым насаждениям. Так что у этого способа есть свои недостатки.

Другой путь — перейти к более крупным фракциям, то есть к гравийной смеси. Так делают в Белоруссии и в городах других европейских стран. Но переход на эту технологию также требует средств, потому что необходимо менять разбрасывающую технику. Надо внимательно подходить и к закупкам самого гравия, разобраться, какой можно использовать, а какой нельзя. Не секрет, что в местных горных породах повышено содержания радона. Если такой материал разбрасывать по улицам, то это может повысить радиационный фон, чего не хотелось бы.

Так что мы сегодня примеряемся к этой технологии. Возможно, попробуем где-то реализовать в пилотном варианте. Но изучаем и другие технологии, вплоть до того, чтобы поливать соляными растворами. В общем, серьезно работаем над вопросом.

— Этим занимается какая-то рабочая группа?

— Всегда скептически относился к рабочим группам. Мне кажется, если хотят какую-то тему заболтать, то создают рабочую группу. В мэрии есть ответственная структура — департамент транспорта и дорожного строительства, и есть конкретные люди, которым я даю поручения. Создавать какие-то рабочие группы считаю бессмысленным. Есть специалисты, и если им не хватает квалификации для решения каких-то конкретных вопросов, то они имеют возможность привлекать сторонних экспертов.

За данный вопрос конкретно отвечает вице-мэр Данияр Сафиуллин. Он очень энергично занимается темой, и думаю, его усилия мы скоро почувствуем.

— Завершая дорожную тему: известно, что в Скандинавии и Канаде при тех же перепадах температур дороги подвержены разрушениям в гораздо меньшей степени. Как вы считаете, в перспективе сможет ли Новосибирск достигнуть такого же уровня? Когда этого можно ожидать?

— На самом деле если сравнивать с соседними городами, то результат получается в пользу Новосибирска. Например, недавно мне звонил знакомый мэр и спрашивал, что я такого делаю в городе. «Мне приводят в пример Новосибирск», — говорил он. Но я даже в Москве видел в некоторых местах, например, колейность. Так что эти проблемы есть везде. Даже при столичных финансовых возможностях не всегда получается вовремя все привести в порядок.

Но я возлагаю надежды на новые технологии, на наших ученых. Недавно у нас прошел форум «Городские технологии». Там прозвучал ряд очень интересных предложений, которые уже можно применять. В частности, я дал поручения провести испытания по укладке дорожного покрытия по новой технологии, которую предлагаю наши академики. По их словам, это очень дешево и надежно. И, самое главное, такое покрытие можно укладывать при минусовых температурах! Если это действительно так, то это было бы революционно, потому что до сих пор я таких технологий не видел и не слышал о них. Мы уже выделили немного средств и выбрали улицу в Академгородке. В ноябре, когда начнутся морозы, мы отремонтируем этот участок по данной технологии. И если это даст действительно те результаты, о которых говорят наши ученые, то можно будет двигаться в этом направлении.

— О новых технологиях и подходах в городском хозяйстве часто говорили и прежде. Александр Люлько, например, не один год призывал отдавать предпочтение бестраншейной прокладке труб…

— Да, эта технология используется, например, нашим МУПом — Горводоканалом. Прошлым летом и МУП «Энергия» делало несколько участков таким способом. Но не всегда это дешевле. Мы каждый раз прикидываем, что будет выгоднее: раскопать и положить трубу или укладывать бестраншейно. Потому что если идет полная замена труб большого диаметра, то пока раскопать оказывается все-таки лучше.

Другой вопрос, что нужно эти ямы вовремя закрывать. К сожалению, у нас подрядные организации не всегда ответственно и дисциплинированно подходят к выполнению своих обязательств. Считают, что главное поменять трубу, а уже облагородить разрушенную в процессе территорию можно и весной. Но такие подходы мы ломаем. И ломаем прежде всего рублем. Есть административное право, и я требую применять его к нерадивым.

Важно правильно расставить приоритеты

— Ясно, что проблем в городе много, и приходится расставлять приоритеты. Что лично вы считаете знаковым направлением, на чем концентрируете первоочередное внимание?

— Действительно, важно расставить приоритеты, потому что достичь всего и по всем фронтам не получится. Да я этого и не обещал.

Из того, что уже сделано, я могу отметить решение проблемы Гусинобродской барахолки. Десятилетиями существовала незаконная торговля, которая порождала «черный» финансовый оборот. Любые попытки навести порядок приводили к кровавым конфликтам, громким убийствам депутатов, чиновников, предпринимателей. Теперь этому положен предел. Причем особенно хочу подчеркнуть, насколько в целом аккуратно, с учетом интересов арендаторов торговых мест, произошел переход от барахолки к стационарной торговле.

А из того, что хотелось бы осуществить, в приоритете строительство социальных объектов. Если мои предшественники решали проблемы детских садов, то сейчас перед нами стоит проблема обеспечения школьных мест. И это не только строительство новых школ. Это и капитальный ремонт, и реконструкция. Например, в прошлом году мы вынуждены были закрыть здание одной из самых старых школ — № 82 в Дзержинском районе из-за аварийного состояния, теперь ее нужно капитально отремонтировать. В Октябрьском районе в одной из школ (№ 155) мы уже под угрозой третьей смены: район растет, и там просто необходимы новые помещения для детей. Мы разработали нестандартный подход: реконструкция (а по сути, строительство нового здания) идет в две очереди. Не прекращая учебного процесса, мы строим новый корпус, затем переводим в него учеников и достраиваем вторую очередь. Таким образом, планируется в три раза увеличить вместимость.

Всего в городе надо построить или полностью модернизировать 36 объектов. При этом ситуация такова, что за счет только городского бюджета мы покрыть все затраты не сможем. Прибегаем и к частно-государственному партнерству, особенно в районах комплексной застройки. Потому что в развитии социальной инфраструктуры заинтересованы должны быть не только жители и администрация города, но и сами застройщики. В конце концов, развитая инфраструктура увеличивает инвестпривлекательность их собственных объектов. По этому принципу уже ведется два объекта. Федеральные средства тоже используются. Благодаря им мы должны закончить строительство школы на Горском жилмассиве. И это для нас очень важно, потому что от результатов этой работы будет зависеть объем федерального финансирования, на который мы сможем рассчитывать в следующий период.

— Какие еще знаковые направления благоустройства города вы выделяете?

— Бесспорно, это зеленые зоны. В числе приоритетов для нас набережная. Сейчас мы ведем серьезную подготовительную работу, чтобы приступить к оформлению этого участка. В настоящее время, как ни странно, в Новосибирске единой территории набережной (то есть юридически оформленной в определенных границах) просто нет. То, что мы называем набережной, состоит из нескольких разделенных участков, которые нужно сначала «собрать». Мы планируем превратить набережную в парковую зону, в настоящую территорию отдыха.

Ну и, конечно, метро. Необходимо продлить действие Программы развития метрополитена в городе Новосибирске. Также ищем схемы финансирования, в том числе и привлечения денег инвесторов, потому что федеральный бюджет пока не высказывает желания нас поддержать. А метро городу очень нужно, за ним будущее, если мы хотим разгрузить улицы!

Оформлена концепция платного парковочного пространства. Отмечу, что наш главный принцип в этом вопросе — не финансовый. Не рассматриваем платные парковки как инструмент взимания денег и пополнения бюджета. Цель другая — регулирование транспортного потока, разгрузка центра Новосибирска. Но чтобы люди пересаживались из своих частных машин на общественный транспорт, мы должны им предложить достойную альтернативу. Это касается как метро, так и наземного транспорта. Сейчас мы занимаемся оптимизацией транспортной схемы. Поясню: транспортные маршруты на поверхности и под землей зачастую дублируют друг друга. А метро задумывалось и строилось в советское время именно так, чтобы к узловым станциям собирался наземный транспорт, и дальше подземная «артерия» брала на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров. Тогда это будет оправданно: и горожанам удобно, и с экономической точки зрения выгодно, и проблема пробок решается. Город заинтересован, чтобы пассажиропоток в метрополитене рос, а не снижался. Мы работаем над этим.

Кроме того, мы развиваем систему оплаты проезда в пассажирском транспорте. Речь идет об активном внедрении безналичного расчета. Новосибирск был одним из первых городов России, который внедрил эту систему на транспорте. Имея такой опыт и разработки, считаю это очень перспективным в экономическом плане направлением, которое призвано вывести из кризиса наш горэлектротранспорт, дать ему толчок для развития. Мы не говорим о том, что исчезнет возможность платить наличными. Разумеется, альтернатива останется. Но выгоднее будет рассчитываться транспортными картами.

Самое главное: мы надеемся, что принятые меры позволят вывести из тени значительные суммы, которые не учитываются в сегодняшней системе расчетов. По нашим данным, это миллиарды рублей, не менее 50% общего денежного оборота в общественном транспорте.

— Чувствуете сопротивление на пути реализации задуманного?

— Да, начал его ощущать с первых же шагов к реформированию системы. Но чем сильнее отторжение, тем крепче моя уверенность в том, что мы идем по верному пути. Тому, кто привык, что можно не оприходовать часть наличных средств, выдавая пассажирам «левые» билеты, придется мириться с новой реальностью.

— Когда будут приняты решения по обустройству в Новосибирске платных парковок?

— Мы получили конкретные предложения от нескольких структур, готовых заняться обустройством платных парковок. Быстро реализовать проект не получилось. В том числе и потому, что первые предложения были просты до безобразия. Они сводились к следующему: дайте нам дорогу, мы ее разлинуем и начнем собирать деньги с водителей. Подобные подходы к решению проблем нас категорически не устраивают. Новосибирцы бы этого не поняли. Наша цель в данном случае — не обеспечить кому-то возможность для ведения бизнеса. Нам нужен реальный, весомый результат в организации транспортных потоков. И мы видим в будущем не одну-две парковки. Речь идет о внедрении полноценной системы, которая, безусловно, должна учитывать и бесплатную альтернативу для автомобилистов.

— Очерчены ли определенные сроки, в которые должен быть реализован проект?

— Если все пойдет по плану, то в этом году мы рассчитываем провести конкурс и определить тех, кто возьмется за реализацию проекта. Как нас уверяют, для возведения парковок достаточно одного года. Мы говорим не о плоскостных, а прежде всего о вертикальных объектах.

— Как вы оцениваете работу по наведению порядка в зеленых зонах Новосибирска? С одной стороны, понятно, что непростая бюджетная ситуация сдерживает возможности департамента культуры. И все же планы озвучивались достаточно громко, менялись руководители парков, прошло множество совещаний, заседаний экспертных советов и так далее. Каковы реальные результаты?

— В этом направлении проведена значительная работа. В первую очередь я говорю о мониторинге парковых зон. Честно говоря, поначалу не было четкого понимания: чем муниципалитет вообще владеет, в каком состоянии зеленые зоны. Без полного перечня и описания этих территорий составить представление о них нереально.

Итоги мониторинга налицо. Например, выявлены незаконные строения в парках и скверах. Часть из них уже снесена. Появились очень интересные персонажи, которые бросились защищать отдельные «лакомые кусочки» в зеленых зонах, ресторанчики и так далее. Пошли ходоки. Звонки поступали даже из Хабаровска, мне говорили: «Слушай, у тебя в Новосибирске есть уважаемый человек, его родственник на такой-то должности. Ты не обижай парня». Можно воспринимать как курьез, но это реальные явления. В общем, наша деятельность встретила серьезное сопротивление, и борьба продолжается. Смены руководителей некоторых из парков связаны с ней. Пришлось расставаться с теми начальниками, которые почему-то считали, что скверы и парки — их частный бизнес.

Все силы сегодня брошены на Центральный парк. Проект его облагораживания принят, одобрен и прошел через все депутатские комиссии. В нынешний летний период он будет реализовываться. Но проект требует солидных вложений.

Серьезная проблема, которая касается зеленых зон, — это ярмарочная торговля. Последний вопиющий пример, с которым мы столкнулись и который привлек внимание общественности — ярмарка под окнами краеведческого музея.

Вопрос сложный. Согласно постановлению правительства Новосибирской области, ярмарка может появиться в любой точке города. Предприниматель просто заявляет: хочу устроить ее в таком-то месте, и мэр не имеет права отказать, это будет расцениваться как ущемление малого бизнеса, притеснение конкурентной среды, нарушение антимонопольного законодательства и так далее.

Ярмарка в Первомайском сквере — последняя капля, это никуда не годится. В какой-то момент я принял решение: больше не подпишу ни одного разрешения на ведение ярмарочной торговли до тех пор, пока не появится эффективный инструмент, регулирующий нормы организации ярмарочных точек. Меня предостерегали: мы же погрязнем в судах. Но все-таки сегодня дело сдвинулось с мертвой точки: появились поправки, дающие нам возможность регулировать процесс. Так что сейчас будут определены правила, где могут проводиться ярмарки, и главное — на каких условиях можно разрывать договор, если торговцы не соблюдают требования, оставляют после себя мусор.

Ситуация была, мягко говоря, странной: бизнесмену выдается разрешение на торговлю (нужно заметить, абсолютно бесплатно), он делит на квадратики территорию и сдает ее за деньги другим предпринимателям. Неплохой бизнес получается. А о санитарном состоянии кто подумает? Заставлять торговцев убирать за собой тяжело, приходится делать это муниципалитету. Надеюсь, теперь ситуация изменится.

Связываем с назначениями большие надежды

— После увольнения Юрия Бурики и Владимира Фефелова прошло несколько месяцев. Что показало это время? Не нужен пост главного художника города и главного архитектора?

— Что касается главного архитектора Новосибирска, решение будет принято. Но следует понимать, что вопрос очень непростой. Лучше, чтобы на эту должность пришел, во-первых, профессионал, который в курсе сложившихся в Новосибирске традиций. Во-вторых, он должен пользоваться авторитетом в архитектурном и строительном сообществе. В творческой среде постоянно ведутся дискуссии о том, каким должно быть лицо города, как должно выглядеть то или здание…

А художник у нас есть. Отдел дизайна городской среды возглавляет Иван Фаткин. Он занимался в том числе вопросами украшения Новосибирска к 9 Мая. Надеюсь, новосибирцы оценили. В перспективе мы планируем достичь большей координации в вопросах художественного и рекламного оформления города. Считаю, что приоритет нужно отдавать не коммерческой, а художественной составляющей. Это я говорю о планах на будущее…

— Одно из ваших последних кадровых решений — смена главы управления пассажирских перевозок мэрии. Как долго зрело решение, насколько внезапной была отставка?

— Коротко откомментирую. Было заявление об уходе от предыдущего руководителя, я его подписал. Назначен Роман Дронов, который имеет большой опыт работы в транспортном секторе, прежде всего в метрополитене. Он займется проблемой горэлектротранспорта. Понимаете, появились новые задачи. Нужен свежий взгляд на их решение, новая кровь — без этого не будет драйва, а значит, и движения. Мы связываем с новыми назначениями большие надежды.

— Вы не стали назначать нового начальника главного управления образования мэрии. Насколько оправданно решение о том, чтобы полномочия главы этого подразделения взял на себя вице-мэр Валерий Шварцкопп, у которого в подчинении, кроме того, и департамент по социальной политике?

— Соцполитика и образование — близкие направления, во многом пересекающиеся. Учительская среда признала Валерия Александровича, что для меня очень важно. Так что мне решение кажется удачным.

Что касается других — любых — кадровых назначений или отставок, судачат много, тема благодатная. Кто-то критикует, кто-то высказывает сомнения, кто-то поддерживает. Но я считаю, что оценка должна быть по результатам деятельности, а не по факту прихода человека в городскую администрацию или увольнения. Как я сказал раньше, у нас большие надежды на новых людей, иначе кадровых решений просто не было бы. Это не механическая замена одних чиновников на других, а новые задачи и новые планы.

Не все застройщики получали по конкурсу пустые участки земли

— Нельзя не коснуться проблем строительного комплекса Новосибирска. Задолженность за аренду муниципальной земли продолжает расти. Но строительные компании утверждают, что и у мэрии перед ними финансовые обязательства. «Дискус» говорит о 80 миллионах рублей, «Первый строительный фонд» приводит в пример строительство детского сада по ул. Стартовой….

— Отвергаю любые споры через посредников. Действительно, есть ряд объектов, построенных застройщиками: канализация, водопровод, то есть коммуникации. Есть дискуссионные вопросы, они решаются, и в конечном итоге, думаю, будут решены.

Застройщики накопили серьезный долг перед бюджетом за аренду земли. По отношению к ним мы придерживаемся принципиальной политики и ведем планомерную систематическую работу по взысканию долгов. Когда долги становятся вопиющими, когда нарушаются все сроки, мы подаем в суд. По всем таким должникам есть судебные решения к взысканию. Так что говорить, что муниципалитет ничего не делает в этом направлении — ошибка.

Но есть другая сторона медали: способен ли сегодня строительный комплекс возвращать долги в полной мере? Скажем прямо, он не в самом лучшем положении, нуждается в поддержке. Останавливаются или переходят на сокращенную рабочую неделю заводы, выпускающие комплектацию и стройматериалы. Реализация квартир упала: по данным на март, реализация сократилась в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Крепко «нажав» на строителей, не получим ли в итоге банкротства строительных компаний, массовые увольнения и тысячи обманутых дольщиков? Депутаты городского Совета тоже занимались этой проблемой, остро ставили вопросы, касающиеся долга застройщиков за аренду муниципальной земли. Решили рассмотреть проблему на комиссии, изучить материалы — они не являются секретными. Но сами же депутаты и пришли к выводу, что клеймить должников и развешивать на них направо-налево ярлыки не стоит.

Вопрос очень непростой. Задолженность существует, этого никто не отрицает. Но нельзя сказать, что застройщики совершенно не платят за аренду. С задержками, но большинство выплачивают. Пусть не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, но работа идет.

— Заложниками этой ситуации становятся организации, которые платят добросовестно.

— У каждой компании своя история. Например, не все стройфирмы получали по конкурсу пустые участки земли под застройку. У некоторых организаций изначально были более выгодные условия для развития своего бизнеса, у кого-то — менее. Всех равнять по одной планке нельзя.

В разработке находится решение, позволяющее должникам расплатиться не деньгами, а объектами. Некоторые застройщики сами приходили в муниципалитет и предлагали такой вариант: они готовы построить школу, детский сад. Мы идем навстречу. Однако законодательство впрямую не предусматривает подобного выхода, поэтому нужно продумать правовые основания такой схемы.

Межпартийные переговоры — это ритуальные танцы

— Хотелось бы с вами поговорить и о политической ситуации в Новосибирской области. Думские выборы скоро пройдут, а там не за говорами — губернаторская и мэрская кампании…

— Недавние выборы в Иркутской области, да и в Новосибирской демонстрируют: все-таки решающий голос — у избирателя. Тот, за кого он проголосует, тот и станет следующим губернатором, или мэром. Уверен.

— В контексте парламентских выборов тоже идут бурные обсуждения. Например, многих интересует, не покинете ли вы в сентябре свой пост, не уйдете ли в Государственную думу?

— Приближение выборов я чувствую по двум признакам. Первый — негативные материалыо моей персоне. Понятное дело, это самый простой и потому притягательный политтехнологический прием некоторых оппонентов. Неудивительно, что я вновь стал мишенью для необоснованной, не подтвержденной фактами критики. Она вызывает у меня отрицательные эмоции, но не всегда считаю необходимым вступать в полемику.

Второй признак приближения выборов — настойчивые разговоры о том, что могу уйти в Думу. Независимо от моего поведения в ходе выборов, у меня нет таких планов. Я пришел всерьез и надолго, свой срок полномочий намерен отработать. Как бы пафосно это ни звучало: чувствую себя ответственным перед новосибирцами. Но это не значит, что я готов занять пассивную позицию в предвыборной кампании. Безусловно, как первый секретарь областного комитета КПРФ, как человек общественно активный я буду принимать участие в выборах. Не исключаю, что даже в качестве кандидата. И все же я не собираюсь прекращать свою основную работу мэра. Твердо заявляю.

— Планирует ли КПРФ в сентябре улучшить результат 2011 года в Новосибирской области?

— Да, у нас есть основания полагать, что мы можем рассчитывать на возросшую поддержку избирателей в городе и в области.

— Можно ли озвучить какие-то конкретные цифры, на какие настроены партия?

— У нас есть свои планы, но сейчас я не готов их озвучивать. Чувствую возрастающую поддержку. В том числе и по округам. Однозначно, на всех четырех будут выдвинуты кандидаты от КПРФ.

— Чувствуете ли вы административный ресурс «Единой России» в области или борьба идет более или менее корректно, на ваш взгляд?

— Административный ресурс всегда был, есть и, видимо, будет. Это вопрос культуры. Вероятно, пока мы находится на такой стадии политического развития, когда без него нельзя. Админресурс работает в пользу сильного.

— В городе вы сильный.

— Да, где-то и я себя уверенно ощущаю.

— Актуальны ли сегодня межпартийные договоренности? Будут ли делиться округа между политическими силами Новосибирской области?

— Это некие ритуальные танцы. Переговоры всегда идут, что не гарантирует предсказуемости на выборах. Есть рассказ у Николая Самохина об одном договорном боксерском поединке. Парни условились, что драться будут понарошку. Но на второй минуте один другого случайно задел серьезнее, чем предполагалось, другой ответил и — поехало. Эта история отлично, на мой взгляд, передает судьбу и всех попыток разработать «договорной» сценарий политического соперничества. Переговоры, конечно, ведутся, это нормально. Но они должны касаться политической этики, культуры ведения кампании. Есть грани, которые переходить нельзя. Я, например, что бы ни происходило, не перехожу на личности. Могу критиковать взгляды своего оппонента, но не буду заявлять, что он плохой только потому, что состоит в другой партии.

— Могут некоторые политические партии поддержать ваших кандидатов, а КПРФ в свою очередь — людей, выдвинувшихся от других политических сил?

— Законодательство не предусматривает того, о чем вы говорите.

— То есть Виктору Игнатову не получится рассчитывать на определенную поддержку новосибирского обкома КПРФ?

— Я хорошо знаю Виктора Александровича как своего заместителя, считаю, что у него — серьезные шансы. Пока не действуют ограничения избирательного законодательства, я могу говорить, что он — сильный кандидат, талантливый человек. Если победит, надеюсь, наше сотрудничество не прервется.

— Он еще не в отпуске?

— Ушел в отпуск из-за предвыборных правил «Единой России». Тем самым снял с себя любые подозрения в использовании административного ресурса. Несколько раз он выходил из отпуска, так как решение некоторых городских вопросов требует его участия как первого заместителя главы города.

— Два года назад на выборах мэра вашим соперником был нынешний первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков. Соперничество было достаточно острым. По работе вам приходится контактировать со Знатковым. Как вы охарактеризуете свое общение с ним сегодня?

— У нас уважительные рабочие отношения. Меня они устраивают. Лично я не ощущаю проблем, связанных с прошлым. И я благодарен Владимиру Михайловичу за это. Иначе психологически тяжело было бы работать. Есть ряд вопросов, которые мы решаем совместно, часто участвуем в одних совещаниях.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ