Ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)

Универсальный рецепт. Шаг первый — оттолкнуться от истории

Стратегический вызов для Новосибирска – выбор приоритетного направления развития. Векторов много – от промышленности до науки. Однако представляется, что объединяющей все направления может стать идея Новосибирска как «города предпринимателей».

Новосибирск традиционно воспринимается «мультигородом» с множеством векторов развития, часто воспринимаемых как конкуренты. Для придания нового импульса развития Новосибирску нужна новая парадигма развития, объединяющая множественные точки роста. Такой парадигмой может стать позиционирование Новосибирска как города предпринимателей, основанной на исторических предпосылках и видении долгосрочных стратегических преимуществ.

Спасибо предпринимателям

Как известно, начало Новосибирску как городу положило подписание плана прокладки Великой Сибирской железнодорожной магистрали через реку Обь у села Кривощековов 1893 году. Это решение заложило основу развития города, определило его экономику на долгие годы вперед. Уже в 1897 году, когда строительство моста и прокладка железной дороги в пределах будущего Новосибирска были завершены, речная пристань и железнодорожная станция Обь превратились в крупные торговые и перевалочные пункты, привлекая, прежде всего, торговцев из соседних регионов. К этому времени в поселке работало несколько паровых мельниц, мощная лесопилка, превратившаяся практически сразу в завод, крупнейший склад керосина знаменитых братьев Нобелей, действовало около 150 торговых заведений.

По сути, это был первый значительный предпринимательский импульс будущего мегаполиса. Хотя и ранее на этом месте бурлила предпринимательская жизнь: скажем, тот самый Федор Кривощек, в честь которого, по некоторым данным, и было названо село Кривощеково, был одним из тех, кто возил почту и людей по Барнаульскому тракту – «дальнобойщиком» 18 века. А первый официальный российский историограф Герхард Фридрих Миллер, лично побывавший в этих местах в 40-х годах 18 века, в своих путевых заметках упоминает «Кривощекову деревню» под вторым именем — Никольский погост. Погосты (от «гостьба» — торговля) в старые времена выполняли функцию административных, торговых и православных миссий на порубежных и неосвоенных землях. Таким образом, Большое Кривощеково уже в 18 веке было торговым центром для региона.

Дореволюционный Новониколаевск – вообще едва ли не идеальный пример того, как город, возникший в результате мощного предпринимательского импульса, обеспечивает себя социальной инфраструктурой, инвестирует в развитие – и все это, в основном, за счет частного капитала. Примеры известны. Так, в марте 1911 года в городе был построен первый «бизнес-центр» — городской торговый корпус (ныне – Краеведческий музей) архитектора Андрея Крячкова. Изначально здание задумывалось как доходное для города предприятие. На его строительство было потрачено 256 тыс. рублей заемных средств, ежегодный же доход от сдачи помещений в аренду составлял около 50 тыс. рублей.  Долгое время Городской торговый корпус использовался по первоначальному назначению. На втором этаже находились административные учреждения: гордума и управа, казначейство, отделение Госбанка.

А в 1912 году Новониколаевск стал первым городом России, где ввели всеобщее начальное образование – вомногом, именно благодаря предпринимателям. В 1912 году в Новониколаевске появилось 12 красивых типовых кирпичных зданий начальных училищ: четыре в Вокзальной (Железнодорожной) части; пять в Центральной, три в Закаменской. Основными источниками финансирования стали взносы новониколаевских промышленников.

Наконец, именно в этот период появляются предприятия, сохранившиеся и поныне. В ноябре 1903 года был основан сухарный завод военного ведомства для снабжения армии в связи с надвигающейся войны с Японией – ныне эта обувная фабрика «Корс». В 1906 году создается завод «Труд», название и сфера деятельности которого сохранилась до наших дней.  Новониколаевск обрастает магазинами, развлекательными объектами, а утверждение «Жернаковского» варианта железной дороги на Алтай закрепляет за городом ведущее положение в Западной Сибири.

Нужно смотреть в будущее

В истории развития Новосибирска было еще несколько важных вех – это, прежде всего, индустриализация города (строительство заводов-гигантов вроде «Сибкомбайна»), эвакуация предприятий во время Великой Отечественной войны, а еще – строительство Академгородка. О последнем следует сказать особо, ведь Академгородок стал не только примером особой экосистемы, объединившей науку, образование и уникальную для большого города инфраструктуру, но и одним из самых устойчивых брендов Новосибирска. Такого, что до сих пор считается, что в мире более известен собственно Академгородок, чем Новосибирск.

Академгородок активно застраивался – научные институты, университет, физматшкола, жилой фонд. Но главным движущим фактором, безусловно, являлся человеческий капитал – ученые, специалисты, которые вслед за отцами-основателями переезжали в Новосибирск из Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. В то время это никого не смущало – напротив, воспринималось как возможность профессионального развития и карьерного роста.

Череда различных событий последних двух десятилетий: с одной стороны – массовый отъезд ученых в европейскую часть России и за рубеж, либо их переквалификация в бизнесменов и чиновников, с другой – строительство Сколково, передача проекта федерального университета Красноярску и резкое усиление позиций Томска как научно-образовательного центра – свидетельствует о том, что потенциал Академгородка как системообразующего проекта для Новосибирска стремительно снижается.

Сегодня, когда говорят про Новосибирск как мировой и российский научно-образовательный центр, – к сожалению, это больше взгляд в прошлое, а не в будущее.Большой ли вклад вносят во внутренний региональный продукт образование, наука и инновационная деятельность? Каков потенциал роста этого вклада? На региональном уровне все больше говорят о парковых и кластерных проектах (пусть и с весомой научной составляющей), программе реиндустриализации и агломерационных процессах как «точках роста». Но ни один из этих проектов, рассматриваемых в отдельности, не сможет стать по-настоящему масштабным, сопоставимым по влиянию с Академгородком советского периода.

Сегодня для придания нового импульса Новосибирску снова нужен «большой» проект, способный позиционировать наш город в России и мире на следующие 30-50 лет. Проецируя на бытовой уровень, задачу можно сформулировать так: что сможет через несколько лет заставить образованных и успешных жителей Москвы и других крупных городов России купить билет в один конец, чтобы приехать жить и работать в Новосибирск?

Это была первая колонка, в которой мы пытались разобраться в исторических предпосылках позиционирования Новосибирска как города предпринимателей. В последующих колонках мы продолжим обсуждение вопроса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ