Помощь беженцам с Украины сплотила народ и власть

Два года назад начались трагические события в Донбассе, которые, наряду с присоединением Крыма, заметно отразились на политических процессах и на состоянии общества в России. Как сложившаяся на Украине ситуация повлияла на сибирский регион — в материале «КС».

В предыдущем материале «КС» по этой теме шла речь о сибирских добровольцах, отправляющихся на Донбасс для участия в боевых действиях, и о гуманитарной помощи Новороссии, которая шла в Донбасс из Новосибирской области. Но в нем описана только одна сторона проблемы, созданной развалом государственности на Украине. Военные действия вынуждают людей уезжать из страны. Основное направление, куда едут беженцы, — это Россия. После перехода через границу вынужденных переселенцев распределяют по различным регионам страны. Свою долю бегущих от взрывов семей получают и регионы Сибирского федерального округа.

21 апреля началось общественное обсуждение проекта нормативного правового акта о распределении беженцев с Украины по субъектам РФ. Согласно тексту данного документа, предлагаемые квоты по приему вынужденных переселенцев для различных регионов России в 2016 году рассчитываются исходя из оценки ожидаемого потока в 50 000 человек. На СФО приходится 21,05% от общего числа беженцев. Новосибирская область должна будет принять 1965 человек, Кемеровская — 1625., Омская — 1410 человек, остальные — меньше. Напомним, что по состоянию на сентябрь 2014 года квота для Новосибирской области была определена в размере 5790 человек.

За два года практически столько людей в регион и приехало, согласно информации министерства социального развития Новосибирской области, предоставленной в ответ на запрос «КС». В том числе в 2016 году в Новосибирскую область прибыло 462 беженца, 49 из них обратились за получением временного убежища и получили его, 280 было выдано разрешение на временное проживание и 358 в итоге оформили гражданство РФ.

Состав беженцев различен, однако среди них преобладают люди работоспособного возраста. Многие перебираются в Россию целыми семьями, поэтому среди беженцев присутствуют дети, как школьники, так и дошкольники. Среди беженцев — представители самых разных профессий, от специалистов горнодобывающей промышленности до учителей. Прибытие такого числа семей в регион порождает свои проблемы, которые приходится решать представителям всех уровней власти в сотрудничестве с бизнес-сообществом и общественными организациями.

«Эшелоны»

В первую очередь вынужденных переселенцев необходимо встретить. И только на первый взгляд это кажется простым делом. В Новосибирской области встречу и сопровождение приезжающих людей в пункты временного размещения взяло на себя региональное министерство социального развития, которое работало во взаимодействии с МЧС и УФМС. Консультант отдела реализации социальных проектов и программ минсоцразвития Новосибирской области Эдуард Юрищев, который непосредственно принимал участие в событиях, рассказывает: «Люди ехали целыми эшелонами. Работа с ними начиналась уже в Ростове-на-Дону. Туда выезжали и специалисты министерства. Задача была — понять, какие люди к нам приедут. Далее мы подсаживались в поезд и уже там распределяли всех по пунктам, уточняли, нужна ли дополнительная медицинская, психологическая помощь. Работа в пути позволяла максимально оптимизировать труд встречающих на вокзале, где уже были автобусы, которые развозили людей по пунктам. Многие поезда были проходящие, стоянка не превышала 15–30 минут. За это время мы распределяли от 300 до 500 приезжающих. Работа шла в круглосуточном режиме. Бывали ситуации, когда за ночь встречали по два поезда. Одним словом, это была практически войсковая операция». Также была запущена круглосуточная горячая линия, которая действует и сегодня, чтобы приезжие могли самостоятельно получить помощь в расселении.

Сергей Пыхтин лично контролировал процесс распределения беженцев по ПВР. Фото предоставлено Минсоцразвития НСО
Сергей Пыхтин лично контролировал процесс распределения беженцев по ПВР. Фото предоставлено Минсоцразвития НСО

Помимо власти, проблемой беженцев в Новосибирске занимается множество общественных организаций. По информации самих активистов, особенно плотно по этому направлению работают организация «Семья и дети», Координационный Совет в защиту общественной нравственности, православное добровольческое движение «Родной дом» при соборе св. князя А. Невского, общественное движение «Суть времени» и Родительское всероссийское сопротивление. Представители власти к этому списку добавляют организации «Дети России — будущее мира», «Доброспас», «Созвездие сердец», «Русский мир», отдел епархии Русской православной церкви по социальной службе и церковной благотворительности, благотворительный приют «Дом Святого Николая», благотворительную католическую организацию «Каритас» и «Гражданский патруль».

Помощник депутата Законодательного собрания Новосибирской области Игоря Умербаева, публицист Галина Пырх уже полтора года решает проблемы беженцев с Украины: когда-то она пришла в пункт временного размещения (ПВР) за материалом для статьи и не смогла оставить этих людей без так необходимой им поддержки. Сейчас она является своеобразным передаточным звеном между беженцами и представителями власти. Госструктурам она помогает аккумулировать информацию о потребностях украинских переселенцев, а приехавших в Россию людей консультирует по тонкостям федеральной и региональной нормативной базы. Занимается активистка и адресной помощью беженцам. Вопросы, которых приходится касаться, самые разные: кому-то необходимо организовать встречу с юристом, кого-то водить по кабинетам буквально за руку, а кого-то и просто морально поддержать. Галина Пырх отмечает, что ситуация с беженцами в Новосибирской области не была однородной. Так, на первом этапе — до октября 2014 года — беженцы оказались в фокусе внимания как власти, так и общественных организаций и СМИ. Однако позже, по ее оценке, интенсивность работы с ними пошла на убыль, несмотря на то что люди из Украины, особенно с юго-востока страны, продолжали приезжать в Новосибирскую область.

На сегодня все опрошенные «КС» общественники, участвующие в поддержке беженцев с Украины, отметили три наиболее актуальные проблемы: регистрация (по месту пребывания и по месту дальнейшего жительства), поиск жилья и трудоустройство. «Получается замкнутый круг: беженцы не могут оплатить дорогостоящее жилье, не имея высокооплачиваемой работы, но не могут и получить работу без регистрации», — поясняет Галина Пырх.

Квартирный вопрос

Приехав в область, беженцы сначала заселяются в пункты временного размещения для проживания в течение первых месяцев. Затем им предстоит найти себе постоянное жилье. По информации минсоцразвития Новосибирской области, в настоящее время в Новосибирской области работает два ПВР (это санаторий «Парус» и хостел «Сибирский рай»), в которых проживает 32 человека. Срок их пребывания продлен до 31 декабря 2016 года. Максимальное же количество ПВР в регионе равнялось 34, в целом с начала размещения в них проживало 5068 человек.

Проживание беженцев в ПВР финансируется из федерального бюджета. Всего за описываемый период на эти цели в Новосибирскую область было перечислено 352,8 млн рублей. «Федеральная власть делает все от нее зависящее!» — комментирует Галина Пырх, перечисляя направления поддержки, начиная с выделения средств на проживание беженцев в ПВР и заканчивая постановлениями о возможности быстрого получения необходимого статуса и другими значимыми госинициативами.

Представители бизнеса также стараются оказывать беженцам помощь с квартирным вопросом. «Наш комплекс принимал беженцев самостоятельно, без дотаций от государства. Мы старались дать самые минимальные цены, у нас эта категория людей заселялась и до сих пор проживает по 100 рублей в день на человека. Где-то даже этих денег не платили, было такое, что и просто бесплатно жили какое-то время», — рассказывает владелец гостиничного комплекса «Оазис» Сергей Капишников. В целом же о влиянии ситуации с беженцами на новосибирский рынок хостелов «КС» уже писал ранее.

Государство и гражданское общество: практика взаимодействия

С проблемой поиска жилья соседствует и проблема получения регистрации. Поясним: по закону регистрация должна предоставляться квартиродателем бесплатно, однако беженцы часто вынуждены покупать фиктивную регистрацию, так как получить реальную удается далеко не всем. Общественники называют следующие цифры: стоимость фиктивной регистрации в Новосибирской области для одного человека на три месяца составляет от 3 до 7 тыс. рублей, что ложится бременем на семейный бюджет переселенцев в дополнение к ценам на съемное жилье, которые всем известны. Остается надеяться только на бескорыстную помощь граждан. Общественники считают, что причиной трудностей послужила отмена бесплатной регистрации в ПВР, благодаря которой беженцы в 2014-м и 2015 годах могли устроиться на официальную работу.

При решении другой, смежной проблемы — оформлении российского гражданства для вынужденных переселенцев — власть и гражданское общество стараются работать сообща. Активист Юрий Задоя, недавно зарегистрированный на праймериз «Единой России», рассказал корреспонденту «КС», как удалось частично уладить ситуацию с получением гражданства для одиноких и многодетных матерей с детьми, которые также прибыли в Новосибирск в экстренном порядке. После обращения общественников эта категория вынужденных переселенцев была добавлена в программу «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников…» в порядке исключения.

Однако такая масштабная работа не может проходить без определенных точек напряжения, которые, наверное, всегда присутствуют при взаимодействии власти с гражданским обществом. Ведь, к сожалению, пути сотрудничества между общественными организациями и чиновниками далеко не всегда отработаны. Юрий Задоя рассказывает, что с обращениями приходится выходить и к местной власти, и к губернатору области, и к сенаторам, и даже к президенту РФ. При этом критика общественников, как правило, касается чиновников-исполнителей на местах, представляющих как региональные министерства, так и некоторые федеральные структуры. По словам Галины Пырх, тут все зависит не от органа власти, а от человека: кто-то выполняет свою работу качественно, а кто-то старается от нее «отмахнуться». «Иногда складывается такое ощущение, что некоторые чиновники были бы счастливы, если бы все беженцы уехали назад на Украину», — говорит Галина Пырх и рассказывает, что семьи, вернувшиеся домой на территорию, занятую украинскими войсками, зачастую бесследно исчезают. «Там идет настоящая война, но у нас это почему-то не учитывается», — добавляет она.

Разрушенная школа на Донбассе (пос. Новосветловка, Луганская область). Фото из личного архива активиста "Родительского всероссийского сопротивления" Геннадия Котова.
Разрушенная школа на Донбассе (пос. Новосветловка, Луганская область). Фото из личного архива активиста «Родительского всероссийского сопротивления» Геннадия Котова.

Основная нагрузка по работе с беженцами в области легла на министерства социального развития и труда. Возможно, именно поэтому основная критика также слышна именно в их адрес. Например, Юрий Задоя считает, что деятельность указанных министерств по содействию многодетным и одиноким матерям из числа беженцев оказалась недостаточной. «Политика по фактическому выдавливанию беженцев с территории региона противоречит интересам как региона, так и в целом государства. Наше общество стареет, но областным министрам русские дети — беженцы, выходит, не нужны», — пожаловался Юрий Задоя корреспонденту «КС».

Общественники особо выделяют помощь главного федерального инспектора аппарата полпреда в НСО Вадима Головко
Общественники особо выделяют помощь главного федерального инспектора в НСО Вадима Головко

Но в основном участники процесса отмечают, что направление, выбранное при взаимодействии власти и общественников, это все-таки направление «друг к другу». Вспоминая о тех, кто оказал большую поддержку беженцам, Галина Пырх особо отмечает помощь главного федерального инспектора по Новосибирской области Вадима Головко. «Он сам на нас вышел — по своей инициативе, — поясняет она. — Очень хорошо помогает. Так что есть чиновники и самого высокого уровня, которые небезразличны к проблемам беженцев». Она с благодарностью упоминает также заместителя министра социального развития Елену Бахареву, начальника отдела трудовой миграции управления занятости населения министерства труда Веру Суркову и главного специалиста управления организации медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения Новосибирской области Лилию Борт. Из числа депутатов Законодательного собрания общественники особо выделяют членов «Единой России» вице-спикера Андрея Панферова и первого вице-президента ОАО «Сибмост» Владислава Кошкина, депутата от партии «Справедливая Россия» Игоря Умербаева. Именно они, по информации общественных организаций, обратили внимание областного парламента на проблемы беженцев и инициировали обсуждение этого вопроса. Кроме того, большую помощь с 2014 года оказывает беженцам, в частности, одиноким матерям, живущим в Академгородке и Бердске, заместитель председателя Регионального отделения партии «Родина», председатель Общественного межрегионального фонда социальных, научно-технических и образовательно-оздоровительных инициатив «Славянский мир» Владимир Гетманов.

Работа и жизнь

Координацией работы федеральных и региональных ведомств по поддержке беженцев занимается главный федеральный инспектор по Новосибирской области Вадим Головко, работающий в контакте с общественными организациями. По информации аппарата Головко, с января по апрель этого года к нему обратилось больше 40 приехавших из Украины. Каждому из них оказана требуемая помощь в рамках действующего законодательства. В частности, по информации сотрудников Головко, налажено взаимодействие беженцев с профильными федеральными и региональными органами власти по всем возникающим проблемам, причем обращения от вынужденных переселенцев оформляются по самому быстрому пути, с минимумом бюрократических издержек. Свою роль играет и тот факт, что обращения беженцев сопровождаются письмом главного федерального инспектора по Новосибирской области, что обязывает профильные органы исполнительной власти рассматривать такие вопросы в приоритетном порядке.

Кроме решения проблем с жильем, регистрацией, получением гражданства и трудоустройством, власть оказывает содействие в устройстве детей в детские сады, помогает с обеспечением их бесплатным питанием и своевременной медицинской помощью. За два года была оказана помощь в устройстве в дошкольные образовательные учреждения почти 500 детей и более чем для 1000 детей — в школы.

Еще одна актуальная проблема, которую выделяют участники процесса, это трудоустройство беженцев. По информации общественников, сейчас работодатели стараются не принимать на работу граждан Украины, так как это вызывает сложности, в том числе и с точки зрения оформления документов. Галина Пырх, в частности, отмечает преждевременно оптимистичную оценку министра труда Новосибирской области Игоря Шмидта, который в августе 2014 года публично заявил, что в регионе все украинские беженцы смогут получить зарплату не менее 35 тыс. рублей, тогда как выполнить это обещание оказалось нереально. «Люди рассказывали, что в Ростове висит большой баннер, где обещается, что все приехавшие в Новосибирск получат высокооплачиваемую работу. Но на деле выходит по-другому. В итоге возникает взаимное недовольство между беженцами и чиновниками», — говорит активистка.

Жители Сибири активно сдавали вещи для беженцев общественникам. Фото предоставлено движением "Суть времени"
Жители Сибири активно сдавали вещи для беженцев общественникам.
Фото предоставлено движением «Суть времени»

Вероятнее всего, в большинстве случаев указанной зарплаты действительно достичь не удалось. Однако в том, что касается финансов, власть Новосибирской области помогает беженцам и через специальные выплаты. Так, согласно распоряжению правительства Новосибирской области, было организовано оказание единовременной материальной помощи лицам, вынужденно покинувшим территорию Украины, в размере 1000 рублей на каждого члена семьи. Данную выплату в 2014 году получили 5355 человек, а в 2015 году — 2135 человек. Также 40 человек получили адресную помощь для оплаты арендованного жилья общей суммой 211,6 тыс. рублей. При необходимости выделялись также продукты и билеты в учреждения культуры для детей.

«Безусловно, организация работы по оказанию помощи лицам, вынужденно покинувшим Украину, находится под контролем губернатора Новосибирской области Городецкого», — ответил на запрос «КС» министр социального развития Новосибирской области Сергей Пыхтин. В частности, он отметил, что распоряжением губернатора была создана комиссия по оказанию помощи гражданам Украины, которую и возглавил Владимир Городецкий. В ее состав вошли представители исполнительных органов государственной власти региона, ЗС, правоохранительных органов и др. Также по распоряжению главы области был создан оперативный штаб по обеспечению межведомственного взаимодействия при организации работы по оказанию помощи переселенцам с участием общественных организаций.

На данный момент большинство беженцев в Новосибирской области так или иначе уже устроились на местах. При этом министерство социального развития региона сообщает, что индивидуальная работа с людьми продолжается. Часть беженцев пожелала вернуться домой: минсоцразвития Новосибирской области оказало содействие в организации отправки граждан Украины, многодетных семей и семей пенсионеров, которые решили вернуться на Родину. За счет привлечения средств общественных и религиозных организаций удалось отправить на Украину около 200 человек.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ