Как чувствует себя сибирский алкогольный рынок?

Согласно данным аналитиков, сибиряки предпочитают слабые алкогольные напитки. Потребление водки в сибирских регионах снизилось, в то время как вино не только заготавливают впрок, но и раскупают больше, чем крепкого алкоголя. Задавать тон в виноделии продолжает Алтайский край, впрочем, шансы есть и у Томской области, считают эксперты.    

 Рынок водки в России продолжает сокращаться. Падает и производство, и объемы продаж на 4% и 7,7% соответственно по РФ за период с января по декабрь 2015 года. Такие данные приводит центр исследования федеральных и региональных рынков алкоголя  (ЦИФРРА). На рынке вина все не так однозначно: производство растет (+24,7%), а потребление падает (-3,7%). Но при этом по итогам прошлого года Россия покинула пятерку крупнейших импортеров вина, об этом говорится в докладе Международной организации вина (OIV). Так в натуральном выражении поток вина сократился на 14,5% до 400 млн л, а в денежном эквиваленте на 27,7% до 625 млн евро.

Данные о снижении объемов продаж подтверждают и импортеры. Директор по развитию компании «Септима» Владимир Иванов констатирует сокращение рынка продаж, связывая это в первую очередь, с падение доходов населения.

Продолжает свое пока не самое конструктивное влияние на рынок оказывает и Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). «Сложности при взаимодействии с  ЕГАИС еще возникают, систему необходимо дорабатывать, в том числе и с нашей помощью, так как мы тестируем ЕГАИС. Поэтому надеюсь, что все наши положения учтут и систему доработают.  К сожалению, сейчас имеют место быть случаи, когда поставщики не привозят товар, «прикрываясь» неполадками ЕГАИС», – рассказывает Владимир Иванов.

ЕГАИС

Напомним, что с 1 января сведения в систему контроля за алкоголем ЕГАИС начали вносить оптовые организации, розничные предприятия должны подключиться с 1 июля.  Изначально планировалось, что если розничная точка не подключилась к ЕГАИС до 1 января 2016 года, легально принимать алкоголь предприятие не сможет, затем этот срок был продлен до 1 апреля. За неподключение предусмотрен штраф в размере 150–200 тыс. руб. Такой же штраф начнут взимать с 1 июля 2016 года при розничных продажах алкоголя без печати чека с QR-кодом.

По состоянию на 26 апреля согласно информации Росалкогольрегулирования,  по всей России подключилось порядка 91% розничных организаций от общего числа лицензированной розницы или 99% от общего объема продаж алкогольной продукции.  И если на начало апреля невысокий процент подключения к ЕГАИС демонстрировали регионы СФО, среди которых были Новосибирская область, и Красноярский край с охватом подключения чуть более 60%, то на текущий момент регионы «подтянули» статистику. Так, в Новосибирской области доля точек розничной торговли, подключенных  к ЕГАИС, на  26 апреля составляет 86,9%, а в Красноярском крае и того выше – 94,8%, что даже выше чем в Московской области – 93,5%. Показателя в 100% достигли 5 российских регионов – Татарстан и Кабардино-Балкарская республика, а также Липецкая, Вологодская и Сахалинская области.

«Трудная» вода

Как уже говорилось, в целом по России объемы производства и потребления водки падают. Среди пяти крупнейших производителей водки лидерами продаж за октябрь –ноябрь 2015 года по данным Nielsen стали: «Статус-групп» с рыночной долей в 18,4%, «Синергия» (7,8%), Roust (7,7%), Алкогольная сибирская группа и «Кристалл-Лефортово» по 4,6% на каждого.

В СФО тенденция общероссийская: производство по сравнению с 2014 годом сократилось на 13%, объем продаж – на 7,3%.

Среди регионов лидерами по производству водки по итогам 2015 года стали Красноярский край с приростом в 17,5% и Омская область (+8,3%). Существенное снижение производства было зафиксировано в Новосибирской области  на 37,6% и в Кемеровской области на 18,7%.

vodka

Директор  Кемеровского  филиала  «Компании  БКС» Олег Опивалов объясняет динамичный рост производства водки в Красноярском крае остановкой роста акцизов. «Скорее всего, прирост объясняется заморозкой акцизов на водку, поэтому производство впрок выгодно единственному оставшемуся в Красноярском крае массовому производителю водки, речь о «Красноярском водочном заводе», более того в 2014 году водки было произведено намного меньше, чем по всему СФО, ─ то есть на лицо отыгрывание позиций, тем более что с рынка за последние годы ушли основные конкуренты ─ «Шушенская марка», «Канский ликероводочный завод» и «Минал», осталось только «Сибалко» но его доля рынка незначительна, так как ориентирована премиальный сегмент», – комментирует ситуацию  собеседник «КС».

Еще более значительные колебания в регионах с отрицательной динамикой были зафиксированы в 1 квартале прошлого года. «Что касается существенного снижения производства в Новосибирской области, то в целом по этому региону водка стала пользоваться меньшим спросом, более того местные предприятия не могут выдержать конкуренции с соседними регионами – например в Омской области объемы производства «беленькой» еще масштабнее, чем в Красноярском крае, здесь за 1 квартал 2015 года производство выросло на 35%, что в два раза почти превышает результат красноярских производителей. Наряду с Новосибирской областью снижение также можно было наблюдать и в Алтайском крае – 36,4%», – говорит директор  Кемеровского  филиала  «Компании  БКС».

По объемам продаж падение зафиксировано почти во всех сибирских регионах за исключением Хакасии, где прирост составил 6,4%. Наибольший провал случился в Республике Тыва на 24,9%, в Новосибирской области продажи просели на 23,7% и на 15,4% в Республике Бурятия.

Ни в «Синергии», ни в «АСГ» на запрос корреспондента «КС» о ситуации  в компании и в целом на рынке не ответили.

Сок земли

В отличие от водки в России, а также и в СФО отмечается производственный рост вина. Так по итогам 2015 года в СФО напитка из винограда изготовили на 57% больше, чем в 2014 году.   И второй год рекордсменом в виноделии продолжает оставаться Алтайский край, превысивший объемы 2014 года в 4,5 раза. Другой регион, где в Сибири производят вино, является Томская область, впрочем, по итогам 2015 года в регионе было зафиксировано падение на 15,6%.

Что же касается потребления вина, то в данном случае картина более оптимистичная нежели в ситуации с водкой. Из 12 регионов в 7 наблюдается положительная динамика, а в Иркутской области потребление осталось на уровне 2014 года. Причем в лидеры по продажам в СФО вышла Новосибирская область с приростом в 10%, следом идет Алтайский край (+6,8%) и Республика Бурятия (+4,2%).

Как объясняет Олег Опивалов, интенсивная динамика производства вина в Алтайском крае также объясняется акцизной политикой и боязнью запрета на использование иностранного виноматериала: «Опасения виноделов связаны с тем, что рано или поздно правительство может запретить использовать в производстве импортный виноматериал, который Алтайские виноделы с радостью закупают. Между тем, даже если вето наложено не будет, весьма вероятен кратный рост ввозных пошлин, что тут же сделает такой бизнес нерентабельным, поэтому-то виноделы и запаслись внушительными запасами. В любом случае продукция не предполагает короткие сроки годности и при меньших затратах на ее производство в 2015 году, вино можно реализовать и гораздо позже, получив высокую добавленную стоимость», – считает собеседник «КС». Этим обстоятельством, по словам Олега Опивалова, и объясняется скромный рост продаж при всплеске производства. «Между тем такое торможение не совсем того вина развяжет руки настоящим виноделам, которые действительно широко развернулись в Алтайском крае, – считает Олег Опивалов. –  Напомним, что первые виноградники родом из Франции были посажены в 2009 году, всего 10 гектар, и в конце 2015 года урожая собрано на 7,5 тысяч бутылок вина общим объемом 0,7 литра».

Продолжит снижение

Российский рынок алкоголя последние годы уверенно сокращается. Кто-то из производителей покидает рынок, кто-то уходит в подполье в связи с новыми правилами продаж. При этом, по данным международного центра интернет-торговли Allbiz, потребление большинства алкогольных напитков сокращается в первую очередь из-за снижения покупательной способности населения.

Что касается такого направления как интернет-торговля, то в Allbiz говорят, что во втором полугодии 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года спрос на разного рода алкогольные напитки упал на 13%. В первом квартале 2016 года в сравнении с таким же периодом прошлого – он просел сразу на 45%. «Однако если разбирать отдельно взятые категории спроса, то, по данным центра, спрос на водку во втором полугодии 2015 в сравнении с таким же периодом в 2014 году – вырос на треть, спрос на вино вырос вдвое. В то же время количество запросов на пиво снизилось на треть, а на бренди и игристые вина – сразу в три раза. Таким образом, в целом картина на рынке алкоголя в зависимости от вида напитка отличается – комментируют ситуацию в Allbiz.

По оценке центра, доля СФО в онлайн-рынке алкоголя оказалась незначительной – 7,2%. Больше всего запросов приходится на  Новосибирскую область, Красноярский и Алтайский край.

«Учитывая общее снижение потребления водки в Новосибирской области и масштабные усилия местных властей совместно с медицинскими учреждениями по активному информированию населения о вреде алкоголя и табакокурения можно прогнозировать дальнейшее снижение продаж, – говорит Олег Опивалов. – Что касается общих прогнозов по СФО, то по нашим ожиданиям производство водки будет иметь нисходящий тренд, однако некоторые регионы будут демонстрировать рост, но он при общем зачете будет «заглушен» низкими результатами соседей. В лидерах останутся Омская область и Красноярский край, среди производителей вина флагманом останется Алтайский край, возможно, его постарается догнать Томская область. Появления новых игроков на рынке мы не ожидаем».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ