Есть ли будущее без инвестиций?

Каково реальное состояние и перспективы новосибирской экономики?

За 2014-2015 годы годовой объем инвестиций в основной капитал новосибирских предприятий в номинале сократился на 15%, индекс объема инвестиций — на 36%, в долларовом же эквиваленте инвестиции сжались с $5 млрд 622 млн до $2 млрд 148 млн, то есть в 2,6 раза. По мнению академика Абела Аганбегяна, без кратного увеличения инвестиций у Новосибирской области нет шансов на экономический рост ни в среднесрочной, ни в более близкой перспективе.

По итогам 2015 года индекс промышленного производства в Новосибирской области (100,8%) в отличие от консолидированных данных по России (96,6%) говорил скорее о стагнации, чем о промышленном спаде. Однако при этом реальная зарплата составила лишь 90%, оборот розничной торговли — 83,5%, а объем строительных работ — менее 66% от уровня предыдущего года. Так каково же реальное положение и будущее экономики Новосибирской области (НСО)?

В 2015 году предприятиями НСО (по полному кругу организаций) освоено 157 млрд рублей инвестиций. По номинальному объему инвестиций новосибирская экономика почти догнала кемеровскую (в результате катастрофического падения инвестиций в экономику Кузбасса), но в 1,35 раза уступала иркутской и в 2,5 раза — красноярской.

В номинале сумма инвестиций в основной капитал новосибирских предприятий по итогам 2015 года оказалась почти на 37 млрд меньше (–19%), чем в предыдущем. В сопоставимых же ценах (индекс объема инвестиций) это составило лишь 72,3% к уровню 2014 года. Таким образом, по динамике инвестиций в основной капитал в 2015 году Новосибирская область драматически отстала не только от всей Российской Федерации (около 92% к 2014 году) и Сибирского федерального округа (около 83%), но и от большинства регионов СФО. По итогам 2015 года хуже инвестиционный климат оказался лишь в республиках Хакасия, Тыва и Кемеровской области.

Если же расширить ретроспективу инвестиционного обзора до двух лет (2014–2015 годы), то на фоне номинального сокращения инвестиций на 15%, индекса объема инвестиций — примерно на 36% (со 108,1% до 72,3%), сумма инвестиций в долларовом эквиваленте упала с $5 млрд 622 млн до $2 млрд 148 млн, то есть в 2,6 раза (!).

По мнению академика Абела Аганбегяна, при норме инвестиций в 20% ВВП реальные темпы роста национального (внутреннего) рынка не могут превысить 2–3%. Именно такой и была норма инвестиций в ВРП Новосибирской области по итогам 2013–2014 годов. В дальнейшем (в 2015 году) она уверенно снижалась. Достичь же 4–6% экономического роста, по мнению академика, возможно лишь при норме инвестиций в 30–35% ВВП, что совершенно невообразимо при существующей государственной промышленной политике.

В общем случае сокращение инвестиций в условиях прекращения экономического роста надежно оставляет экономику без будущего. Это гарантирует не только объективное снижение производства через 3–4 года (средний срок ввода в действие новых мощностей), но и ощутимое падение деловой активности в более близкой перспективе. Ведь в периоды роста инвестиций деловую активность перманентно поддерживали строительство производственных зданий и сооружений (около 2/5 всех инвестиций) и производство новых машин и оборудования (также около 2/5). Что же повлекло столь катастрофический инвестиционный спад? Для ответа на этот вопрос нелишне взглянуть на источники инвестиций.

Из общего объема инвестиций в основной капитал субъектов крупного и среднего бизнеса НСО около 60% приходилось на привлеченные средства. При этом главным «привлеченным источником» оставались средства федерального, регионального и местных бюджетов (45% привлеченных средств), средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства (14%) и инвестиционные банковские кредиты (14%). Таким образом, в числе формальных причин сжатия «привлеченного финансирования» (с 74 млрд в 2014-м до 55 млрд рублей в 2015 году) можно назвать сокращение и инвестиционных кредитов банков (с 11,3 млрд до 7,8 млрд), и участия организаций и населения в долевом строительстве (с 10,3 млрд до 7,9 млрд рублей).

Впрочем, сжатие отдельных источников привлеченных средств не может служить исчерпывающим объяснением драматического падения уровня инвестиций. К нему привели как отсутствие государственной стратегии развития в условиях прекращения экономического роста, так и кредитно-денежная политика Центрального банка, «обеспечившая» в последние два года отрицательную валютную доходность любых инвестиций в России. То есть негативный инвестиционный климат, закономерно влекущий бегство капитала.

В условиях непредсказуемой девальвации рубля инвестору, будь то нерезидент, резидент или само «государство» (правящая верхушка), по большому счету, нет дела до рублевой доходности его вложений. Любого абстрактного инвестора волнует лишь реальная доходность. И сокращение инвестиций в экономику Новосибирской области на этом негативном фоне происходило в основном за счет сжатия привлеченных средств (в 2015 году — на 25%).

Отдельно следует остановиться на инвестициях за счет собственных средств (–6% за 2015 год). В последние годы они формировали около 2/5 всего объема региональных инвестиций, ведь в условиях неблагоприятного инвестиционного климата именно собственные средства становятся определяющим их источником.

Каковы же шансы у новосибирских предприятий «заместить» привлеченные инвестиции собственными? Невелики. Как показал анализ оборотных активов и обязательств новосибирской экономики, в результате «запретительной» кредитной политики Банка России и падения рентабельности нефинансового бизнеса новосибирские предприятия снова не могут финансировать свой оборот за счет привлеченных средств. С I квартала 2015 года оборотные активы снова не покрываются суммой кредиторской задолженности и полученных кредитов (см. диаграмму). А это означает, что новосибирские предприятия вновь вынуждены использовать собственные средства для финансирования оборота, что (как и до 2015 года) ограничивает возможность их инвестирования в основной капитал. Так, к началу 2016 года сумма собственных средств новосибирских предприятий, направляемая на финансирование текущей деятельности, превысила 25 млрд рублей, то есть оказалась больше суммы всех бюджетных инвестиций за 2015 год.

В заключение необходимо сказать, что главной причиной недоинвестирования является не дефицит у новосибирских предприятий собственных средств, а абсолютная экономическая непривлекательность рублевых инвестиций и массовое неверие в будущее собственного бизнеса. Это превосходно иллюстрирует направленность вложений новосибирских предприятий: львиную долю своих средств они направляют не на инвестиции в собственное развитие, а в финансовые вложения. Достаточно сказать, что объем краткосрочных финансовых вложений новосибирских предприятий (в банковские депозиты — более 230 млрд и предоставленные займы — более 127 млрд рублей) по итогам 2015 года оказался ровно на порядок больше всего объема инвестиций собственных средств в развитие бизнеса.

В относительно благоприятные периоды (например, по итогам 2013 года) инвестиции собственных средств осуществлялись примерно поровну за счет прибыли и амортизационных отчислений. За последние два года объем инвестиций собственных средств в основной капитал новосибирских предприятий в номинале почти не изменился (сократился с 39 млрд до 38 млрд рублей). Прибыль же при этом выросла примерно на 20%, что почти наверняка означает, что на такую сумму сократились инвестиции за счет амортизации, а амортизационные отчисления «ушли» на потребление и/или финансовые вложения. Возможно, поэтому уже с 2014 года Новосибирскстат перестал предоставлять аналитику по структуре инвестиций собственных средств.

Остается добавить, что инвестиции в основной капитал крупного и среднего новосибирского бизнеса за 2015 год составили 93 млрд, то есть 3/5 их совокупного объема. Таким образом, 2/5 инвестиций пришлись на долю малого бизнеса, инвестиционная активность которого (в логичном предположении преобладания в его инвестициях собственных средств) оказалась гораздо выше доли в обороте региональной экономики. Однако при этом именно малое предпринимательство было и остается главным объектом дискриминации со стороны федеральной власти и «системно значимых» «федеральных» банков.

При подготовке материала использованы данные Банка России (www.cbr.ru), Росстата (http://www.gks.ru), Новосибирскстата (http://db.novosibstat.ru, http://www.sovet.nso.ru) и Минэкономразвития (http://economy.gov.ru).

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ