Сбой в алгоритме

На расширенном заседании комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска 30 марта участники обсудили реализацию региональной программы по капремонту. Депутаты посчитали, что работа профильного комитета требует большей эффективности в выполнении ремонта, предложили увеличить численность ведомства и наладить диалог с подрядчиками.

Перед началом расширенного заседания комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска 30 марта, посвященного проведению капитального ремонта, глава комиссии Игорь Кудин отметил, что проведение заседания именно в таком формате вызвано сбоем в системе реализации программы. «Задача сегодняшнего заседания — выслушать предложения представителей профильных департаментов мэрии и областного правительства, а также участников рынка капитального ремонта, управляющих компаний, которые занимаются эксплуатацией домов и подрядчиков. На самом деле есть очень серьезные вопросы по реализации программы по капремонту. С моей точки зрения, есть сбой в алгоритме взаимодействия между подрядчиками, департаментом, региональным оператором и т. д.», — сообщил Игорь Кудин.

По мнению председателя комиссии по городскому хозяйству, существует ряд проблем, которые препятствуют реализации программы. «На наш взгляд, необходимо создать принцип одного окна для того, чтобы подрядчик, выигравший аукцион на проведение ремонтных работ, не бегал по этажам и кабинетам, а мог сдать пакет документов в одно окно и, допустим, в течение двух недель получить документацию, необходимую для работы. Это реально. Во-вторых, мы считаем, что дополнительными кадрами, такими как сметчики, юристы, должны быть укреплены профильные отделы департамента энергетики и ЖКХ. Также предполагается, что по конкурсу на основе аутсорсинга мы предложим управляющим компаниям функцию строительного надзора, что также значительно разгрузит ДЭиЖКХ», — предварил заседание Игорь Кудин.

Дальнейший ход мероприятия только расширил круг проблем. Как следовало из доклада начальника ДЭиЖКХ Сергея Клестова, проведение ремонтных работ стартовало в августе 2014 года. На тот момент процедура состояла из трех конкурсных операций, разработки проектно-сметной документации (ПСР) с проведением госэкспертиз и заключением контрактов, что в общей сложности занимало 8–9 месяцев, отметил глава ДЭиЖКХ.

«Опыт 2014 года показал, что если мы так начнем, то в 2015 году к строительно-монтажным работам (СМР) в лучшем случае перейдем глубокой осенью. Это нас не устраивало», — доложил Сергей Клестов. В плане ремонта 2015 года уже значился 741 объект. В результате, по словам начальника ДЭиЖКХ, было принято обоюдное решение, которое позволяло параллельно проводить все торговые операции и начинать работы по разработке ПСР и СМР. Эта мера позволила значительно ускорить проведение работ, заверил глава ведомства.

Так, в 2015 году по планам 2014 года отремонтировали 56 домов и 281 дом по планам 2015-го.

Тем не менее рассматриваемая схема реализация программы также требует доработки, говорит Сергей Клестов. «У нас в программе записаны предельные стоимости работ, при том, что определены они были ориентировочно, тем не менее некоторые подрядчики, не понимая данного нюанса, при сдаче работ пытаются получить именно предельную сумму. Этот нюанс и породил длительные сроки согласования, после того как работы были выполнены», — пояснил причины продолжающихся задержек реализации региональной программы Сергей Клестов. Другая проблема связана с владельцами специальных счетов, так как в этом случае не хватает средств на ремонт лифтов. Всего на данный момент в реализации программы участвуют 156 подрядчиков, из которых восемь иногородние.

Вице-спикер Юрий Зарубин посчитал нонсенсом то, что УК подписывают документы, но при этом не контролируют процесс проведения ремонта: «Мы подсовываем им документ: подпиши. Мы видели изначально провал этих решений. В связи с этим вопрос, почему на подрядных основах не были привлечены организации? Почему на законодательном уровне этот вопрос не рассматривался?» Кроме того, участники заседания отметили и низкий уровень взаимодействия мэрии с подрядчиками.

«За последнее время скопилось действительно очень много проблем, и не следует ДЭиЖКХ делать крайним, — высказался в защиту департамента вице-спикер Ренат Сулейманов. — На мой взгляд, ключевыми являются две вещи. Кто принимал решение о том, что подрядчики должны выполнять авансом все работы? Конечно же, кто пойдет и будет делать за свой счет работы? Понятно, что на таких условиях нормальный подрядчик работать не будет. Второй момент касается объемов работ, почему то, что программа невыполнима в предыдущей редакции — невозможно ремонтировать по тысяче домов ежегодно, — стало понятно только через два года? Чьи это полномочия?» Как заметил министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ким, Сергей Клестов признал свое участие в разработке этого закона, но добавил: «Я никого не обвиняю, но тогда на разработку федеральными властями был отведен очень короткий срок. И сформирован проект был очень некорректно, и я говорил об этом на протяжении всего 2015 года. Сейчас надо максимально ускорить прохождение всех документов и расчетов». Кроме того, министр предложил выплачивать единовременно 80% подрядчику от суммы контракта.

«Я считаю, что деньги в рамках этой программы кажутся виртуальными, но они гарантированы. Полностью согласен с Евгением Сергеевичем, что без увеличения темпов мы не справимся с задачей», — отметил парламентарий Сергей Бондаренко. «Я видел, когда приносят ПСР на дом, а на ней стоит другой адрес. То есть документация просто переписывалась. Смогу предъявить такие документы», — пообещал депутат. Также, по его заверениям, из плана выполнения капремонта исчезли 13 домов, а по 19 адресам к ремонту так и не приступили.

Также прозвучало предложение привлекать для выполнения капремонта строительные компании, которые имеют большую задолженность по арендной плате перед городским бюджетом, в счет погашения долгов.

Депутат Кирилл Покровский поднял проблему низкой информированности населения относительно их прав, в том числе и выполнения капитального и текущего ремонтов.

Завершая заседание, Игорь Кудин отметил: «Я абсолютно согласен с тем, что не стоит бросать камни в департамент, но при этом понимаю, что это наша общая ответственность, все вопросы адресуют к нам в муниципалитет. У нас масса ресурсов и резервов. И я хочу помогать и участвовать в этой программе».

В результате было решено разработать систему единого окна для получения документов подрядчиками, усилить кадрами профильные отделы ДЭиЖКХ, наладить диалог мэрии с подрядными организациями, выполняющими капремонт. «Сейчас как муниципалитет мы ведем себя не совсем корректно, нам нужно сделать так, чтобы люди хотели заходить в эту программу, — резюмировал председатель комиссии по городскому хозяйству. — Наша задача состоит в том, чтобы те деньги, которые сегодня поступают на проведение капремонта, были освоены, и при этом у жителей не возникало бы вопросов к качеству проведенных работ».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ