Телекоммуникационные амбиции

Несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике и достаточно высокие показатели насыщенности рынка широкополосного интернет-доступа, доходы российских провайдеров, по данным «ТМТ Консалтинг», за 2015 год выросли на 3,2%, а абонентская база увеличилась на 3,6%. Показатели развития сибирского рынка не очень отличаются от общероссийских: по данным ТТК-Западная Сибирь, прирост абонентской базы за прошлый год составил 4%. Сами операторы связи сохранили места в сибирском Топ-5, однако знаковые изменения в рейтинге есть. За счет кого выросли «Новотелеком» и «Сибирские Сети» и ослабил ли позиции «Ростелеком» — в материале «КС».

Цифры и их оценки

Рассматривая ситуацию на рынке интернет-доступа в 2015 году, «КС» ориентировался на данные аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», которое специально для издания провело исследование по Сибири за указанный период. В свою очередь информацию за 2014-й и 2013 годы «КС» ранее предоставляло агентство iKS-consulting.

Одной из характерных особенностей, которую можно выявить на основе оценок «ТМТ Консалтинг», стало «проседание» доли федеральных операторов в Новосибирской области на фоне СФО в целом. Особенно это коснулось единогласного лидера всех «топов»: если, по данным iks-Consulting, доли «Ростелекома» в Новосибирской области и СФО примерно одинаковы, то, по информации «ТМТ Консалтинг», разница может составить 5–7 и более процентных пунктов в различных сегментах. С такой оценкой не согласился не только сам «Ростелеком», но и другие операторы: так, представители ТТК отметили, что такое значительное изменение (в меньшую сторону) доли оператора, который во всех сегментах занимает больше трети рынка, тем более на территории одного региона, не может не вызвать массового прироста абонентской базы других операторов. Но этого не произошло. Кстати, согласно данным того же «ТМТ Консалтинг», свыше половины тех 3,6% новых подключений «переварил» именно «Ростелеком», увеличивший свою базу на 414 тысяч абонентов.

 

Сами представители «Ростелекома» оценивают свою долю в Новосибирской области на уровне общесибирской: 36% в B2B сегменте и 35% в B2C. «Ключевая тенденция на рынке — постоянная динамика ситуации, что требует быть постоянно в тонусе. Рынок движется к планке насыщения», — констатирует директор по работе с массовым сегментом МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Александр Бойкиня.

«ТрансТелеКом» тоже не согласился с полученными оценками: по данным «ТМТ Консалтинг», он не попал в Топ-5 по Новосибирской области, хотя по собственным — попал. «Согласно нашим данным, увеличение базы физических лиц ТТК-ЗС шло быстрее, чем в целом по Федеральному округу, и составило 4,2%, — оценил прошедший год генеральный директор ТТК-Западная Сибирь Александр Соловьев. — Нам удалось сохранить долю рынка в регионе на уровне 14,1% в сегменте B2C. Доля рынка компании в сегменте B2B увеличилась и на текущий момент составляет 10,6%. На территории Новосибирской области за прошедший год ТТК удалось увеличить рыночную долю с 7,3% до 7,5% и тем самым сохранить позицию в Топ-5 региональных интернет-провайдеров».

На этом фоне данные «ТМТ Консалтинг» фиксируют рост доли «Новотелекома» — с 24% до 26% по показателю абонентской базы в сегменте B2C, что позволило оператору удержать второе место после «Ростелекома». Доля в B2B в свою очередь у «Новотелекома» осталась неизменной. В самом «Новотелекоме» отмечают, что по итогам 2015 г. доля компании составила около 35%. «Темпы прироста абонентской базы в 2015 г. соответствуют темпам прироста базы в 2014 г. Сейчас в сегменте В2В «Электронный город» занимает третье место, мы поставили перед собой амбициозную цель — стать лучшим интернет-провайдером для бизнеса, провайдером первого выбора», — пояснили «КС» в пресс-службе «Новотелекома».

По мнению представителей компании, решающим при выборе провайдера для абонента становится наличие дополнительных услуг, поскольку удобнее и выгоднее купить Интернет, телефонию и безопасность у одного провайдера.

Также, согласно данным «ТМТ Консалтинг», усилили свои позиции «Сибирские Сети» — их доля по абонентской базе в сегменте B2C в Новосибирской области выросла с 11% до 12,7%, еще более заметен рост в сегменте B2B.

Иначе обстоит ситуация с «ЭР-Телекомом». По данным рейтинга, доля оператора по Сибири по показателю абонентской базы в сегменте B2C за два года упала с 11% до 9,4%. В самой компании не согласны с оценкой своих результатов деятельности. «По итогам 2015 года мы зафиксировали рост абонентской базы почти во всех городах присутствия, включая Новосибирск. По собственным оценкам, на долю компании приходится 11% российского рынка ШПД и 12% рынка платного ТВ», — дает свою оценку директор филиала телеком-оператора «Дом.ru» (ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг») в Новосибирске Дмитрий Мартазов.

Возможная причина расхождений в публикуемых данных — разные методы оценки. Так, директор новосибирского филиала компании «Авантел» Виталий Романосов с представленной оценкой в отношении его компании согласился, но уточнил, что она дана без учета поглощенного в конце 2014 года оператора «Магистраль телеком», чья доля в 2015-м составила еще 7%. «Кроме того, в 2015 году «Авантел» совершил несколько менее громких, но весомых сделок по расширению сети и абонентской базы, так что, по нашим оценкам, доля «Авантела» на рынке B2B уже превысила 20%», — добавил он. В то же время, например, «Сибирские Сети» попали в рейтинг уже с учетом покупки «Норильск телекома», что позволило им войти в Топ-5 не только по Новосибирской области, но и по Сибири в целом, а также значительно расширить свой B2B-сегмент. Генеральный директор «Сибирских Сетей» Александр Шиляев назвал объединение двух компаний «сильнейшим достижением за 2015 год, которое задает новый вектор развития компании на ближайшие пять лет».

Из «сотовых» операторов в сибирский Топ-5 провайдеров попал только МТС. Но попал хорошо, отметившись во всех сегментах и во всех регионах.

«По всем ключевым показателям мы наблюдаем положительную динамику относительно 2014 года, что позволило МТС укрепить позиции на рынке и сохранить место в Топ-5 поставщиков фиксированных сервисов в Новосибирске и области», — оценивает прошедший год директор департамента фиксированной сети МТС в Сибири Евгений Тептин. По его словам, в Сибири количество подключений к ШПД МТС в сегменте B2C по итогам 2015 года выросло почти на 9%. «Новосибирская база абонентов B2C МТС в сегменте фиксированных услуг связи за 2015 год увеличилась на 8,2%. Доля МТС на рынке ШПД в Сибири, по нашим данным на конец 2015 года, составила 11%, по Новосибирской области — 13%», — пояснил Евгений Тептин.

Также «ТМТ Консалтинг» выявил еще одно достижение МТС — самые высокие темпы прироста в относительном выражении среди Топ-5 операторов.
В остальном операторы связи солидарны с данными «ТМТ Консалтинг».

Директор ГК «МегаКом» Дмитрий Кириллов согласился с оценками аналитиков в том, что сильные местные игроки в кризис имеют перед «федералами» ряд преимуществ: «Во-первых, увеличение стоимости строительства и эксплуатации требует от операторов внедрения более жестких инструментов контроля инвестиций в развитие сети, — приводит он пример. — Во-вторых, сокращение входящих заявок на подключение от сетевых клиентов. Более того, как известно, многие сетевые компании — банки, ритейл и прочие — оптимизируют количество офисов. В-третьих, увеличение конкуренции вследствие сужения рынка и прозрачности за счет внедрения тендеров привело к снижению стоимости услуг связи. В такой ситуации для успешной работы компании требуются гибкость и скорость принятия решений. Как правило, это является сильной стороной местных операторов, в отличие от федеральных».

Чем будет прирастать Сибирь

В ближайшей перспективе основным источником роста для операторов, по мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», станет переток абонентов от конкурентов, а основное внимание будет уделяться удержанию абонентской базы. Все это не сможет не повлиять на маркетинговую стратегию и на ценообразование. И сами операторы такую точку зрения полностью разделяют. «Ценовые войны более не актуальны, абонент выбирает максимальное удовлетворение своих потребностей: лучшее качество и сервис, — говорит Евгений Тептин. — Поскольку цены больше не являются ключевым аргументом в пользу того или иного оператора, крупнейшие игроки уходят от акций с большими скидками и длительными промопериодами.

Становится все больше предложений с постоянной ценой без скрытых условий».
Все опрошенные «КС» участники рынка соглашаются с тем, что услуга по доступу в Интернет из основного драйвера превратилась в фундамент, на котором строится все остальное. Например, цифровое ТВ. «На рынке платного ТВ продолжается увеличение проникновения «цифры». Цифровое ТВ остается драйвером роста доходности рынка за счет продажи дополнительных пакетов каналов, видеоконтента, дополнительных сервисов, — сообщает Дмитрий Мартазов. — Набирает популярность нелинейная модель телесмотрения, и как следствие — мультиэкранность: все большее число пользователей хочет потреблять видеоконтент с мобильных устройств и тогда, когда им удобно». Такой тренд отметили и в МТС. «При общем сохранении роста спроса на цифровое телевидение за последний год проникновение сервиса в Новосибирске и области увеличилось почти в 1,5 раза; как минимум два из трех абонентов платного ТВ МТС в регионе просматривают телепередачи в современном цифровом формате, — говорит Евгений Тептин. — Новосибирцы все чаще отдают предпочтение более выгодным пакетным предложениям, приобретая сразу две или три услуги: цифровое ТВ, домашний Интернет и телефонию — здесь мы отмечаем рост почти на 20%. Так, в 2015 году более 70% наших абонентов в Новосибирской области смотрят цифровое телевидение в рамках пакетных предложений. При этом 9 из 10 из новых подключений «цифры» приходится на комплексные тарифы».

В бизнес-сегменте ситуация аналогичная, но «надстройки» над «фундаментом» другие: «Если говорить про технологические тренды, то и рынок фиксированной телефонии, и рынок фиксированного Интернета уже насыщены, и большого роста на них не было в прошлые годы и не будет в ближайшие, — высказывается Виталий Романосов. — Драйвер роста в секторе B2B — это конвергентные услуги связи: сопряжение технологий передачи данных, голосовых, телевидения, мобильной связи, Wi-Fi и так далее». Еще одним бизнес-трендом, по его словам, остаются «облака», популярность которых растет уже не первый год, но до насыщения рынка еще далеко. А в условиях кризиса, когда надежность и экономия становятся определяющими факторами, они и дальше будут заменять собой традиционные решения. Что касается ARPU (среднего дохода на абонента) — этот показатель обещает быть стабильным. С одной стороны, отказ от демпинга и ценовых войн не даст ему снизиться, с другой — высокая конкуренция и пакетирование услуг затормозят рост. Поэтому в ближайшее время, по прогнозам «ТМТ Консалтинг», динамика абонентской базы операторов будет все сильнее сближаться с динамикой доходов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

СоловьевАлександр Соловьев, генеральный директор ТТК-Западная Сибирь:

— Сегодня на телекоммуникационном рынке можно наблюдать в основном сильных самостоятельных игроков. Небольшие интернет-провайдеры были поглощены более крупными, и в будущем мы не ожидаем активных процессов интеграции. В крупных городах происходит насыщение телекоммуникационного рынка ШПД. Нет сомнений, что интернетизация в ближайшее время охватит самые отдаленные населенные пункты. Развитие услуги «Доступ в Интернет» замедляется, рынок идет в сторону продвижения дополнительных, сопутствующих услуг развлекательного характера, например, платного цифрового телевидения, в частности, IPTV. Эти услуги набирают все большую популярность.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

11_Megacom_01Дмитрий Кириллов, директор ГК «МегаКом»

— Дмитрий, как вы оцениваете итоги 2015 года? Довольны ли вы достигнутыми результатами?

— Для нашей компании 2015 год был крайне продуктивным. Мы увеличили свою долю в B2B-секторе в местах присутствия. Кроме того, в 2015 году ГК «МегаКом» продолжила расширять свою сеть ВОЛС, за год было построено более 100 км оптики, это позволило выйти на новые территории и расширить клиентскую базу.

В октябре мы завершили сделку по приобретению местного оператора связи «Брайтком». Теперь организация входит в нашу структуру, являясь крепким звеном, оказывающим услуги IP-телефонии и Интернета по радиоканалу.

Наша компания быстро реагирует на внешние изменения, поэтому в прошлом году мы запустили новую услугу «Защищенный гостевой Wi-Fi». В связи с изменениями в законодательстве предоставление публичного доступа в Интернет должно осуществляться с авторизацией пользователей.

Наша новая услуга полностью отвечает требованиям законодательства и подразумевает идентификацию пользователей с помощью SMS-сообщений с кодом доступа к сети. Кроме того, система позволяет собирать статистику посещений и размещать рекламу на стартовой странице.

Эта услуга будет полезна для торговых центров, кафе, ресторанов, банков и другого бизнеса с большим потоком посетителей.

— Какие планы у вашей компании на 2016 год?

— Мы делаем акцент на постоянном улучшении качества услуг — уже сейчас реализуем модернизацию многих наших сервисов. Но не забываем и об увеличении количества услуг, пытаемся полностью охватить сферы IT и телеком.

Мы продолжаем строительство ВОЛС, активное развитие сети планируется по левому берегу, в Советском районе, в том числе в Академгородке.
В общем и целом в планах — развитие сети и дальнейшее укрупнение, планируем и дальше идти в направлении покрытия всех потребностей в связи.

На правах рекламы

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

11_ER_TelecomАлександра Лещева, директор «Дом.ru Бизнес» в Новосибирске

— Как вы оцениваете свои результаты по итогам 2015 года? Удалось ли выйти на желаемые показатели?

— Прошедший год стал очень плодотворным для нашей компании. Это и рост выручки по корпоративному сектору, и расширение клиентской базы. «Дом.ru Бизнес» стабильно и целенаправленно продолжает наращивать свои позиции как в Новосибирске, так и по всей России. Мы придерживаемся выбранной стратегии — индивидуальный, клиентоориентированный подход к каждому абоненту, и это всегда приносит положительный результат.

— Какие направления, на ваш взгляд, будут драйверами роста рынка ШПД в 2016 году? На что вы планируете делать упор?

— В рынке ШПД правильно акцентировать внимание на качестве предоставления услуги — отказоустойчивость сети, резервирование каналов, круглосуточная техническая поддержка с грамотными специалистами. Это то, что «Дом.ru Бизнес» гарантирует всем своим клиентам и над чем мы работаем ежедневно.
Кроме того, ШПД сейчас является базовой услугой, на которой строятся все коммуникации компании. Проведя Интернет, мы можем предоставить и телефонию, и видеонаблюдение, и организовать защищенную локальную сеть. Именно благодаря развитию «облачных» сервисов, которые мы активно обновляем и разрабатываем, потребность в ШПД очень высока. Иными словами, драйвер роста рынка ШПД — это популярность продуктов и услуг, основанных на качественном доступе в Интернет.

Мы активно продолжаем запускать новые и обновлять существующие сервисы, постоянно следуем текущим тенденциями на телеком-рынке, чтобы разрабатывать для наших партнеров самые актуальные предложения.

— Какой ценовой политики стоит ожидать абонентам на услуги ШПД в 2016 году и каких изменений в этом отношении?

— В текущей экономической ситуации в стране появляется тенденция, когда операторы за те же деньги предлагают большее количество услуг. Так как «Дом.ru Бизнес» находится в том же информационном пространстве, что и другие операторы Новосибирска, мы так или иначе следуем сложившимся тенденциям.
Двигаясь навстречу клиентам, мы даем им возможность оптимизировать затраты на коммуникации и выбрать удобное для себя предложение, воспользовавшись нашим конфигуратором услуг. Мы предлагаем кастомизировать решение и разрабатываем его под потребности конкретной компании, исходя из ее возможностей и бизнес-задач.

11-11

На правах рекламы

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

11_KapishnikovКак новосибирский бизнес оценивает текущую ситуацию на рынке интернет-доступа? И как координировать взаимодействие интернет-провайдеров и органов власти? Об этом «КС» побеседовал с бизнесменом, генеральным директором группы компаний «РЕГИОН» СЕРГЕЕМ КАПИШНИКОВЫМ.

— В настоящее время важной задачей для государства является устранение цифрового неравенства между регионами России и обеспечение доступом в Интернет малонаселенных городов и поселков страны. Такой подход актуален и для Сибири, в частности, непосредственно для Новосибирской области. В какой степени, на ваш взгляд, уровень проникновения Интернета может служить индикатором развития региональной экономики? Какие основные меры, на ваш взгляд, необходимо предпринимать властям для обеспечения роста уровня информатизации и доступности услуг населению?

— Начну с последнего вопроса, потому что, на мой взгляд, он определяющий. Для начала всем участникам рынка нужно предоставлять равные возможности, избегая монополизации данного сектора. Монополия никогда не дает развиваться рынку естественным образом и выгодна только монополисту. Сравните сегодняшний рынок телекоммуникационных услуг Новосибирска и Москвы. Любой москвич может выбирать минимум из 2–3 операторов связи, сравнить цены, качество с выгодой для себя. В Новосибирске значительная часть домов может выбирать только из одного оператора, есть вообще не охваченные никем дома. А теперь представьте себе, что происходит в области. Наберите в «Яндексе» «Как подключить Интернет в Мошково», а потом еще про десять любых областных населенных пунктов спросите. Ответ всегда будет только один — «Ростелеком». Безусловно, это мощная федеральная структура, у которой есть реальные возможности, финансовое обеспечение, административный ресурс. Но в таком случае получается, что как такового рынка телекоммуникационных услуг в Новосибирской области нет. А где нет рынка, конкуренции, присутствует только плановое освоение территории.

Вы спрашиваете, в какой степени уровень развития Интернета и степени его проникновения может стать индикатором развития региональной экономики? Да в громадной степени. Интернет — не просто электронная почта. Это доступ к муниципальным и государственным услугам, электронные кабинеты налогоплательщика, электронные дневники успеваемости ребенка в школе, образовательные программы и дистанционное обучение для специалистов любого уровня. Это ежемесячно обновляемые справочники лекарственных препаратов, которыми пользуются врачи, и многое, многое другое. Все это доступно в городе, а в деревне, если это не районный или областной центр, часто недоступно ничего. Что можно было бы сделать? Молодежь уезжает из деревень учиться в город и редко возвращается, а возможности учиться там, где их дом, у них нет. Это может исправить дистанционное образование. Обмен опытом между сельхозпроизводителями, онлайн-конференции, дистанционная помощь узких специалистов, которых в данной области нет, — и вот решена проблема, которая долгие года не позволяла поднять уровень производства той или иной продукции в области. Примеров можно привести очень много.

— Новосибирские операторы связи традиционно считают завышенной плату за аренду опор для размещения кабелей, и многие из них сетуют на незаконные с их точки зрения факты срезания кабелей, не признавая, что они были размещены с нарушениями. В то же время городские власти неоднократно давали понять, что размещение кабелей должно происходить в соответствии с утвержденными нормами, чтобы не наносить ущерб архитектурному облику города. На ваш взгляд, какие меры способствовали бы наведению порядка с точки зрения размещения кабелей операторами связи, но при этом не увеличивали бы значительно издержки интернет-провайдеров? Понятно, что это отражалось бы на стоимости доступа в Интернет для конечных пользователей.

— Чтобы решить какую-то проблему, возникшую на стыке бизнеса и власти, для начала ее нужно начать решать. Это непростой технический вопрос, который затрагивает массу смежных отраслей. Я бы предложил создать комитет, состоящий из представителей власти и бизнеса, общими силами выработать некий регламент, договориться о коммерческих условиях, которые были бы интересны в первую очередь конечным получателям услуг. Разработать план по закрытию потребностей города и области в телекоммуникационной сфере. Сейчас каждый пытается отстаивать только свой узкий круг интересов. А какие-то глобальных целей можно достичь, лишь объединяя усилия.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ