Александр Чернявский: ««Правое дело» рискует сильно опоздать»

«Континент Сибирь» продолжает выяснять, как продвигается процесс поиска потенциальных представителей партии бизнес-омбудсмена Бориса Титова в регионах. Политический аналитик АЛЕКСАНДР ЧЕРНЯВСКИЙ в интервью «КС» рассуждает, нуждается ли деловое сообщество Красноярского края в том, чтобы его интересы в Госдуме представляло обновленное «Правое дело». В разговоре с редакцией эксперт высказывает предположения, кто мог бы взяться за продвижение проекта на краевом уровне.

— Повлияло ли на политическое поле Красноярского края известие о том, что бизнес-омбудсмен Борис Титов берется за партийный проект с прицелом на выборы в Госдуму?

«Правого дела» пока не видно и не слышно в Красноярском крае. Некоторый информационный всплеск произошел в феврале, когда стало понятно, что Титов пойдет в думу на базе ПД. Но в марте — все тихо, в медийном пространстве партия никак не проявляется.

— Насколько жизнеспособно краевое отделение «Правого дела»? Стоит ли предполагать, что Борис Титов будет опираться на него, налаживая работу партийной структуры в регионах?

Последний пик активности либеральной партии, ориентирующейся в какой-то степени на бизнес, в Красноярском крае наблюдался на выборах в законодательное собрание 2007 года. Кампания была очень затратной, местами скандальной и увенчалась тем, что два мандата удалось взять «Союзу правых сил». Тогда список возглавлял известный на федеральном уровне политик Никита Белых, который сейчас является губернатором Кировской области. (В 2008 году СПС заявил о самороспуске. Та же участь постигла «Демократическую партию России» и «Гражданскую силу». На основе этих трех структур было создано «Правое дело». — прим.ред.)

Одним из тех, кто прошел в заксобрание в 2007 от правой партии был Сергей Шахматов. Но позже он СПС покинул и примкнул к «Единой России». После завершения депутатских полномочий успел поработать и в правительстве Красноярского края. В прошлом году ушел с поста замминистра природных ресурсов и экологии. Сейчас руководит общественным движением, которое занимается проблемами экологии. Его достаточно часто цитируют СМИ, он активен в интернет-пространстве… Я не слышал, чтобы Шахматов упоминался в контексте проекта Титова. Не слышно и других имен, обладающих авторитетом и известностью в регионе, которых связывали бы с «Правым делом».

Можно предположить, что теоретически к этой теме должны быть ближе представители «Деловой России» и иных общественных организаций, связанных с бизнесом. Но сомнительно, что они в этом кровно заинтересованы. «Деловая Россия», как и другие структуры, имеющие отношение к предпринимательской среде в Красноярском крае, достаточно серьезно аффилированы с властью.

— Стоит ли ожидать, что Владислав Королев мог бы принять участие в предвыборной раскрутке проекта Бориса Титова на краевом уровне. Ведь именно он до последнего времени считался руководителем местного отделения «Правого дела».

Владислав Королев, кстати, в 2007 году был еще одним депутатом, который прошел в заксобрание при поддержке СПС. Но что значит это утверждение: он возглавляет «Правое дело» в Красноярском крае? Не только у меня есть ощущение, что этой партии на берегах Енисея де факто не существует. И если формально он значится руководителем отделения ПД, то это скорее факт его личной биографии, не имеющий отношения к реальной политической жизни.

Мне трудно говорить за Королева, но гипотетически он мог бы оказаться в этой команде и попытаться раскачать тему защиты бизнеса в Красноярском крае. После того, как в 2011 году прекратились его депутатские полномочия, он с головой ушел в бизнес. Когда он ещё работал в ЗС, мы с ним довольно часто общались. Но сейчас его совершенно не видно ни в политическом, ни в информационном пространстве. Впрочем, знаю его как амбициозного человека, не исключаю, что он может вновь попытаться вернуться в краевую политику.

— По-вашему, кто еще в Красноярском крае мог бы попытаться поучаствовать в реанимации «Правого дела» или лучше сказать — в строительстве в регионе новой организации, которую теперь возглавляет Борис Титов?

Сложный вопрос. Большинство популярных людей, которые идеологически близки Титову, так или иначе аффилированы с властью. В частности, в Красноярском крае есть Союз промышленников и предпринимателей, который возглавляет Михаил Васильев. Он был депутатом краевого парламента, в котором руководил комитетом по экономике. Летом прошлого года он стал советником губернатора Виктора Толоконского. Сомнительно, чтобы он взялся за развитие нового правого проекта без подсказки «сверху».

Однако стоит учитывать родословную «Правого дела», которое опирается, как утверждают федеральные СМИ, на определенную поддержку функционеров из президентской администрации. Подозреваю, если из федерального центра на уровень краевой власти поступит настоятельная просьба поспособствовать развитию проекта, Михаил Васильев в этом может поучаствовать. Но нет никакого смысла пытаться развивать отделение в условиях недостатка финансовых ресурсов…

Но вообще некоторых предпринимателей Красноярья власть манит. Напомню, что в 2013 выборы в горсовет Красноярска закончились достаточно неожиданно. Во фракции «Патриотов России» оказалось больше депутатов, чем в «Единой России». Кампания была интересна тем, что во власть прошли многие бизнесмены, в частности, местные строительные магнаты. Заметным представителем предпринимательского сословия стал Константин Сенченко, недавно прославившийся на всю страну тем, что бросил вызов Рамзану Кадырову. (Правда, потом за это извинялся). Вот он при определенных обстоятельствах мог бы появиться в «Правом деле». Тем более Сенченко какое-то время возглавлял отделение другой правой партии в Красноярском крае — «Гражданской платформы» …

— Как местное деловое сообщество, на которое ориентируется «Правое дело», относится к проекту? Он им вообще нужен?

В крае очень прагматичное деловое сообщество. Оно умеет считать деньги и сотрудничает с теми структурами, которые дают ему возможность добиться каких-то реальных политических результатов. В 2013 году в горсовет бизнесмены прошли по спискам разных партий. Проект под названием «Гражданская платформа», кстати, был неплохим — ее представители взяли четыре мандата. Типологически и идеологически эта партия близка к ПД. Но проект «Гражданской платформы» в Красноярске был ситуативным, очевидно, что делался под выборы. И тот же Сенченко покинул его очень быстро после завершения кампании. Я сильно сомневаюсь, что ситуация 2013 года повторится и найдется много бизнесменов, готовых пойти с ПД, только потому что это — правая партия. Бизнесмены — люди тёртые. Им проще внести серьезный взнос в партийную кассу признанных фаворитов и получить проходные места в списках, чем примыкать к проекту с непонятным будущим.

— Что вы думаете о предпринимателе, председателе совета краевого отделения «Деловой России» Павле Анисимове и возможности его участия в проекте Титова в Красноярском крае?

Фамилию слышал, но в политическом контексте имя этого предпринимателя мне не встречалось. В Красноярском крае можно найти немало людей дела, как говорится, «широко известных в узких кругах». Возможно, у кого-то из них есть и некие желания проявить себя в политической сфере. Но пока это не очень заметно.

При этом в крае есть амбициозные бизнесмены, например, среди муниципальных депутатов. Но предприниматели — прагматики, они будут долго взвешивать шансы, анализировать, насколько целесообразно тратить свои деньги… Ведь, если честно, пока «Правое дело» своей избирательной кампанией никак не впечатляет. В Красноярском крае оно точно не посылает никаких сигналов электорату. Эпизодических заявлений, которые доносятся с федерального уровня, крайне недостаточно. Времени, для того, чтобы партия Титова смогла найти свою нишу и своих избирателей до 18 сентября остается совсем мало…

Как «Правое дело» может вписаться в контекст избирательной кампании в Красноярском крае?

Вообще-то я не помню такого раннего старта избирательной кампании. В регионе маховик кампании уже серьезно раскрутился. Ведь помимо выборов в Госдуму, в сентябре формируется новый созыв законодательного собрания. Парламентский квартет ведет в регионе заметную PR-кампанию. У единороссов — праймериз. Деньги на рекламу есть у оппозиции. Наружная агитация КПРФ появилась уже месяца два назад. Отдельные персонажи политической сцены Красноярского края начали поздравлять избирателей с Новым годом, с другими праздниками… В городе размещено немало баннеров депутата Госдумы от ЛДПР Дмитрия Носова. Активно ведут себя «Патриоты России» во главе с Анатолием Быковым. В краевом центре у этой партии неплохие позиции.

В Красноярском крае много квалифицированных политтехнологов. Политические силы готовы потратить в борьбе за мандаты серьезные ресурсы. Если «Правое дело» и присоединится к гонке, то очевидно, что с большим опозданием.

Может быть, московское руководство партии решило не тратить ресурсы на Красноярский край? Если основные игроки обозначены, зачем распыляться? Лучше вести точечную кампанию или сосредоточить на федеральном уровне?

Вопрос денег и хороших пиарщиков многое решает. Не менее важно: есть ли люди, которым в Красноярском крае в принципе интересен проект Титова? У меня на этот счет пока большие сомнения. Если вдруг такие личности появятся, понятно, что — не с улицы. Это должны быть раскрученные политические деятели или бизнесмены. С амбициями и деньгами. Тогда возможно, «Правое дело» в регионе на что-то и сможет рассчитывать.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ