Промышленно-логистический парк: бизнес или пока нет?

На фоне очередного витка разговоров о возможной продаже промышленно-логистического парка депутаты Заксобрания НСО на прошлой неделе провели расширенное выездное заседание комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, в ходе которого познакомились с теми, кто запустил производство на площадке, и выслушали все заинтересованные в развитии парка стороны.

Территория ПЛП выглядит уже не так уныло и безлюдно, как несколько лет назад. За семь лет здесь построили производства четыре резидента, еще шесть планируют открыться  в этом году. Объекты разбросаны по всей площадке – одни заселены, другие своим видом показывают, что до предстоящего открытия осталось не так много времени. Представитель одного из предприятий, работающих сегодня в тестовом режиме – коммерческий директор компании «Сибалюкс» Ольга Красношапка рассказала о плюсах парка, которые стали причиной захода и строительства на площадку в Новосибирске. У компании в России несколько заводов, но все они работают в европейской части России, новосибирский филиал – пока единственный за Уралом. Территорию парка выбрали, потому что здесь есть все необходимые коммуникации, в том числе  и транспортные. При этом очень важный плюс в том, что площадку не нужно очищать от старых корпусов, и она территориально не ограничена – есть возможность дальнейшего расширения. Руководство «Сибалюкса» не исключает, что уже в этом году приступит к строительству второй очереди предприятия. Главное – заказы, количеством которых Ольга Красношапка более чем удовлетворена.

О строительстве второй очереди производства задумывается и бизнесмен, председатель комитета по строительству и ЖКХ Заксобрания Новосибирской области Майис Мамедов, разместивший на площадке ПЛП завод «Арматон». Как он признался корреспонденту «КС» руководство АИР буквально заманило его на эту территорию. Здесь стоимость гектара – более 7 миллионов рублей, а в городе ему предлагали 10 гектаров со всеми коммуникациями в районе 20 миллионов рублей. Под «заманиванием»  Мамедов подразумевает  в первую очередь хорошую логистику.

Перспективы площадки видел и господин Марс, который еще в 1990-х анонсировал и реализовал проект строительства завода по производству корма для домашних животных. Сейчас завод соседствует с парком. Бизнесмен тогда уверял, что территориально эта площадка очень выгодна – недалеко от города, при этом здесь можно использовать любой вид транспорта.

Директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Владимир Никонов считает, что возможность расширения производства через новое строительство – один из главных плюсов, который интересует инвесторов. При этом руководство агентства не требует сразу полного строительства – дает возможность зарезервировать территорию, предлагая сначала отстроить первый этап, а после, набравшись клиентов и финансов, строить второй и последующие. Говоря об этом, Никонов вполне логично доказывает, что набор мощностей производства на ПЛП будет постепенным. В целом, по подсчетам эксперта, площадка реально может привлечь более 90 миллиардов рублей инвестиций. При этом руководство АИР полагает, что дальше парк может обойтись без помощи областного бюджета, занимаясь возведением всех необходимых коммуникаций только за счет сдачи земли в аренду.

Также эксперт настаивает еще на одном важном преимуществе, о котором не сказали участники парка – работа площадки по принципу одного окна. Потенциальный инвестор может получить землю под строительство всего за два месяца. По мнению Никонова, таких условий нет нигде

Промышленно-логистический парк«Вся земля вокруг Новосибирска скуплена, поэтому такой крупной площадки, где можно разместить целый производственный парк, уже не найти. Инвесторы пришли сюда, потому что здесь созданы все условия. Если взять тот же Сибсельмаш – там, вроде бы, есть некоторые мощности, но они разваливаются. Скоро мы получим на его месте городские трущобы», ─ отметил эксперт.

Первые инвесторы запустили цепную реакцию среди раздумывающих и сомневающихся. Недавно, например, о своей готовности строиться заявило руководство оптово-распределительного центра московской группы «Ермак», которой выделили 11 гектаров. Только этот один проект должен привлечь несколько тысяч обслуживающего персонала. Депутат ЗС НСО Александр Морозов уже переживает по этому поводу, полагая, что развитие промышленно-логистического парка «оттянет» на себя рабочее население из близлежащих деревень.

Кстати, на территории ПЛП есть уже первые долгострои и банкроты. Завод литий-ионных батарей «Лиотех» в свое время анонсировался, как один из резидентов технопарка. Сейчас агентство инвестиционного развития отстраняется от него, заявляя, что площадка расположена на складах «ЕврАз-Логистик», а потому о том, что происходит внутри производства, знает только руководство логистического центра.

Мал золотник, да дорог

По просьбам депутатов Заксобрания Владимир Никонов также подсчитал, сколько может стоить  парк сегодня. Если судить по активам, стоимость ПЛП оценивается примерно в 3,8 миллиарда рублей. При этом она будет расти с каждым годом – за счет появления новых предприятий.

Майис Мамедов в рассуждениях о возможной продаже ПЛП свою точку зрения продемонстрировал житейским примером. По его мнению, продажа парка равноценна тому, как если бы родители родили ребенка, и, не дав ему образования, уже решали бы, как ребенок будет содержать их. По словам Мамедова,  инфраструктура – это часть вопроса, которая может заинтересовать инвестора. Но помимо этого нужна еще и достаточная государственная поддержка:

«Я построил на своем веку три завода и убедился в том, что предприятию для окупаемости нужно не менее десяти лет работы. По большому счету мы только вчера создали ПЛП, а сегодня уже ищем способы, как вернуть деньги. Мы не продадим завтра ПЛП по одной простой причине – это не действующий бизнес.  Инвестор – не дурак. Он хочет видеть действующий  бизнес, а его на сегодня нет», ─ констатировал Мамедов, добавив, что вопрос о продаже ПЛП уместнее поднимать не раньше, чем через 10  лет. Тогда можно продать созданную инфраструктуру – возможно, за миллионы долларов.

Никонов также считает, что парк пока продавать парк  рано. Из выделенных 980 тысяч гектар земли под строительство 310 пока еще не нашли своих инвесторов. В целом директор АИР видит, что парком может управлять грамотная управляющая компания на этапе, когда строительство инфраструктуры будет полностью завершено. Таким образом, проект должен приносить деньги по управлению площадкой, а не ее строительством.

«Нам нужно перестать относится к ПЛП, как некоему капиталистическому проекту, на котором область хочет заработать. Бизнесом в управлении парка может быть только один аспект – обслуживание всех сетей», ─ уверен Никонов.

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валентин Сичкарев, признавая всю ценность площадки, тем не менее, полагает, что парк можно было бы продать – хотя бы за те деньги, которые были в него вложены из областного бюджета. Вырученные от продажи средства можно было бы вложить в программу реиндустриализации экономики, к реализации которой региональные власти уже приступили.

В свою очередь Александр Морозов напомнил еще одну проблему, которая сейчас обсуждается, когда речь заходит о реализации парка – нецелевого характера использования средств. Она, видимо, пока сильно смущает разбирающихся в судьбе парка – на констатирование проблемы все собравшиеся лишь утвердительно помахали головой, прилюдно не став ничего обсуждать. Но вместе с тем, как потом уже признался Морозов, сам объект и построившиеся на нем предприятия у него лично вызывают чувство гордости.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ