Автолизинг: кризис не помеха

1 марта 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил антикризисный план правительства на 2016 год: помимо прочего, документ включает и программу поддержки автомобильной промышленности. Она содержит системные меры по стимулированию не только производства, но и спроса, в том числе и через механизмы льготного лизинга. Сами участники лизингового рынка возлагают наибольшие надежды именно на автомобильный сектор, причем во многом благодаря государственной помощи.

Без поддержки не обошлось

Напомним, что государственная программа предполагает предоставление скидок на авансовый платеж для лизингополучателей. Сейчас под льготы попадает только новый грузовой и коммерческий транспорт, произведенный на территории России, хотя высказываются надежды на то, что позже в программу будут возвращены и легковые автомобили.

Все опрошенные «КС» участники лизингового рынка Сибири подтверждают большую роль государственных субсидий в развитии отрасли. «Механика программы очень удобна — лизинговые компании при оформлении сделки предоставляют клиентам 10% скидки от стоимости автомобилей за свой счет и получают от государства компенсации на сумму выпадающих доходов», — поясняет плюсы программы Минпромторга генеральный директор CARCADE Алексей Смирнов. А президент автолизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов добавляет, что рассматриваемая программа хороша тем, что поддерживает сразу два рынка — автомобильный и автофинансовый.

Позитивные отклики участников рынка подтверждаются и статистикой. Так, в «Европлане» рассказывают, что за время работы по государственной программе профинансировали для своих лизингополучателей приобретение 6172 автомобилей на 8,8 млрд рублей. Экономия за счет субсидий составила 641 млн рублей.

Положительную динамику за счет господдержки отмечает и директор Новосибирского филиала АО «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. «В прошлом году программа была обращена на все легковые и грузовые автомобили российской сборки, и именно эти модели транспортных средств показали наилучшую динамику в продажах, — рассказывает собеседник «КС». — В этом году в качестве направления для господдержки выбран грузовой и легкий коммерческий транспорт, и на примере автомобилей ГАЗ и КамАЗ мы видим значительное изменение в спросе на лизинг».

Компания CARCADE на основании опроса своих клиентов предоставила данные, согласно которым 38% покупателей до запуска льготного лизинга либо не планировали приобретать транспорт, либо хотели купить автомобили, не подпадающие под программу. При этом аналитики компании прогнозируют, что в 2016 году государственная программа льготного лизинга позволит предпринимателям и компаниям СФО приобрести порядка 1,5–2 тыс. единиц коммерческого автотранспорта на льготных условиях и сэкономить за счет скидок до 600 млн рублей.

Помимо господдержки, существуют и другие программы, направленные на стимулирование лизинга. Так, директор Западно-Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Игорь Мещеряков рассказывает о положительном влиянии белорусской программы (субсидии от Республики Беларусь), ориентированной на сельхозтехнику, грузовые авто и спецтехнику.

Ставка на авто

Именно автомобильный сектор большинство экспертов по-прежнему называют наиболее стабильном на лизинговом рынке, причем далеко не только благодаря господдержке.

Руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко считает сегмент автолизинга одним из основных драйверов всего рынка. Говоря о причинах этого феномена, он выделяет такой фактор, как высокая скорость амортизации, которая предполагает необходимость регулярного восстановления изношенного парка вне зависимости от экономических тенденций. «Еще одной причиной высокого спроса на автолизинг и, соответственно, его позитивной динамики в прошлом году является высокий уровень диверсификации в этом сегменте. Запрос на лизинг автотранспорта формируется со стороны практически всех отраслей экономики, от всех категорий бизнеса, начиная от микробизнеса и заканчивая крупным корпоративным бизнесом. Отсутствие каких-либо территориальных локализаций автолизинга делает его максимально востребованным во всех регионах России, в том числе и в Сибирском», — добавляет эксперт. Также он отмечает, что в последнее время к этим категориям бизнеса в качестве клиентов лизинговых компаний присоединились и физические лица. «С одной стороны, этому способствовали изменения в законодательстве. С другой — тот фактор, что лизинговые компании наконец сумели выстроить такие модели продуктов, которые оказались конкурентоспособнее классического банковского автокредита. Это придало новый импульс развитию данного сегмента и вызвало появление новых лизинговых программ», — поясняет Андрей Донченко. В качестве положительных факторов он также отмечает появление таких новых продуктов, как операционный лизинг.

Алексей Смирнов добавляет к этому высокий уровень адаптивности автолизинга ко всем рыночным изменениям. «Несмотря на снижение абсолютных показателей (и количества сделок, и объемов нового бизнеса), автолизинг по итогам прошлого года нарастил долю в общем объеме нового лизингового бизнеса до рекордных 36–38%. Объем автолизинга в портфелях участников рынка к концу 2015 года вырос более чем в два раза, если сравнивать ситуацию с 2011 годом», — поясняет он. Также Алексей Смирнов отмечает такие положительные факторы, как преимущественно розничный характер сделок, высокая ликвидность предмета лизинга, доступность услуг. Говоря о клиентах автолизинга, он указывает на большую долю предприятий сегмента МСБ. «Это компании и предприниматели, работающие в сфере розничной торговли, транспортных услуг, пассажирских перевозок», — перечисляет эксперт.

А Михаил Талапов также обращает внимание на то, что, несмотря на общую отрицательную динамику спроса на автомобили, объемы лизинга растут, поскольку в ситуации дефицита свободных денежных средств он позволяет осуществлять все намеченные предприятием планы по обновлению парка без больших единовременных затрат.

Стабильности автолизингового рынка, по мнению Александра Михайлова, будет способствовать рост проникновения лизинга среди способов приобретения транспорта. «На сегодня автолизинг стал серьезной альтернативой другим способам приобретения автомобилей, — отмечает эксперт. — Доля продаж автомобилей с помощью лизинга составляет в России около 5%, причем это результат почти двукратного роста за последние 5–6 лет. Тенденция роста доли автолизинга устойчивая, при таком проникновении лизинга нам пока далеко даже до восточноевропейских 15–20%. Поэтому долгосрочный тренд роста доли автолизинга сохраняется». Еще одной тенденцией по наблюдениям собеседника «КС» является постепенное развитие лизинга для физических лиц, который позволяет в разы снизить размер ежемесячных платежей по сравнению с автокредитом и обеспечивает простую и быструю смену одного автомобиля на другой, без сложностей с самостоятельной продажей старого авто.

В свою очередь руководитель филиала ООО «Элемент Лизинг» Роман Горячев возлагает надежды на индивидуальных предпринимателей, ведь по итогам двух первых месяцев 2016 года количество ИП, приобретающих легкие коммерческие автомобили в лизинг, возросло более чем в четыре раза по сравнению с тем же периодом 2015 года. «Это связано с тем, что раньше индивидуальным предпринимателям было выгоднее приобрести легкий коммерческий автотранспорт в кредит, обратившись в банк. В настоящее время в банках существенно ужесточились требования к клиентам-индивидуальным предпринимателям, многие из которых получают отказ в кредите».

При этом эксперты отмечают, что хотя в целом региональный лизинговый рынок подвержен влиянию общих тенденций по России, у Сибири есть и своя специфика. Так, Игорь Мещеряков считает, что в СФО основным драйвером является сектор лизинга грузовых автомобилей и спецтехники. Что касается общей динамики рынка автолизинга Сибири в 2016 году, то он прогнозирует небольшой рост — не более 5%.

Однако ряд участников рынка отмечают и отрицательную динамику. Так, заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач констатирует, что рынок легкового автотранспорта колоссально просел. По ее мнению, спрос на автолизинг во многом будет определяться ценовой политикой основных производителей. «Еженедельный рост цен у производителей, к сожалению, заставляет клиентов отказываться от реализации уже одобренных сделок», — добавляет она.

А что в других сферах?

Несмотря на то что наибольшее внимание участников рынка сейчас сосредоточено именно на развитии автолизинга, многие игроки выявляют положительные тенденции и в других секторах.

Так, в бизнесе «Сименс Финанс» в 2015 году продолжилась тенденция роста портфеля оборудования. В частности, Елена Дергач отмечает пищевую промышленность, металлообработку и производство упаковки.

«Как и в 2008 году, рынок Сибири страдает больше, чем рынок центральной части России. Ключевая проблема — и у населения, и у бизнеса элементарно нет денег, — добавляет собеседница «КС». — Поэтому спрос смещается в сторону более дешевых решений: как в автотранспорте, так и в оборудовании. Выигрывают от этого в основном российские и китайские производители. Потенциальные лизингополучатели ориентированы сейчас на минимальные авансы от 10% и длительные сроки финансирования 3–5–7 лет».

Михаил Талапов, помимо улучшения ситуации в сегменте автолизинга, также позитивно настроен в отношении перспектив рынка лизинга оборудования. «В целом ожидания от 2016 года у нас довольно оптимистичные, — говорит он. — Мы прогнозируем объемы рынка, сопоставимые с 2015 годом. И начало года в целом нас в этом убедило — несмотря на сложности, наблюдаемые в некоторых отраслях экономики, спрос на лизинговые услуги стабильно высок».

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ