Директор группы компаний «Обувь России»

Потребительская модель экономики в России: все только начинается

Подводя итоги 2015 года, некоторые банковские аналитики заявили, что потребительская модель роста отечественной экономики исчерпала себя, и теперь россиянам надо готовиться к тому, что в течение длительного времени зарплаты расти не будут, а расходы придется резко сокращать. А была ли в России потребительская модель экономики? Давайте подробнее разберемся.

Меняем нефть и газ на импортный ширпотреб

Что такое потребительская модель экономики? Этот термин обозначает основной источник доходов и драйвер экономического роста государства. В России вклад потребительского сектора в бюджет невелик. Государственная казна уже много лет пополняется в основном за счет экспорта и нефтегазового сектора, хотя эта доля постепенно уменьшается, и прежде всего увеличивающиеся цены на энергоресурсы до последнего времени стимулировали экономический рост.

Потребительская модель экономики может работать, если у вас развивается внутреннее производство, строятся фабрики, заводы. Тогда внутренний спрос загружает отечественные мощности. А это влияет на занятость населения, на платежи в бюджет.

В такой модели экономики нет ничего плохого. Плохо, когда деньги уходят за рубеж. Плохо, когда мы потребляем то, что в стране вообще не производим. Плохо, когда мы тратим сырьевые деньги на покупку готовой продукции за границей. И загружаем не свои производственные мощности, а китайские, турецкие, вьетнамские. Так, доля импорта на обувном рынке по-прежнему остается высокой — по итогам 1-го полугодия 2015 года она составила более 70% (данные Discovery Research Group).

В нашей стране влияние ритейла на промышленность и бюджет крайне низкое, поскольку у нас практически весь потребительский сектор импортный.  А свое производство не развивается потому, что нет доступных кредитов. Предприниматель должен понимать, что может планировать проекты со сроками окупаемости 10-15 лет, что он сможет привлечь финансирование на такой срок и построить фабрику, которая будет загружена заказами. Он должен понимать, что правила игры не будут меняться каждый год и исходя из этого строить свой бизнес-план.

Миф об избыточном потреблении

Сейчас многие говорят о том, что в России закончилась эпоха избыточного потребления, и сейчас мы возвращаемся к норме. Однако о каком избыточном потреблении может идти речь? Просто у нас был суперголодный потребитель. Раньше был дефицит всего: обуви, мебели, квартир, автомобилей. Когда изголодавшемуся потребителю предложили разнообразный ассортимент, дали инструментарий в виде кредитов и рассрочки платежа, то, конечно, он начал больше тратить. Но это был достаточно короткий период, и закончился он еще до 2014 года.

Да, есть семьи, которые набрали много кредитов. Но большинство людей очень экономно живет. Посмотрите, например, на потребление обуви. В расчете на человека мы ее покупаем в три раза меньше, чем в Европе, и в четыре раза меньше, чем в США. И, что самое интересное, мы приобретаем обуви в два раза меньше, чем нам необходимо исходя из нашего климата. Зимой в России холодно, летом жарко, а осенью слякоть, поэтому человек должен ежегодно приобретать, как минимум, четыре-пять пар обуви. Фактическое же потребление обуви у нас в 2014 году было 2,8 пары на человека в год, в 2015 году — 2,2 пары. Потребление уже приблизилось к уровню физического износа, поэтому есть все предпосылки для его роста.

Сейчас фундаментальное влияние на спрос оказывает стоимость товара, которая у нас, как правило, связана с валютой, ведь большая часть потребительского сектора — это импорт. Рубль девальвирован, товары подорожали и, в результате, их стали меньше покупать. В данной ситуации преимущество получают российские товары, но их пока нет в достаточном количестве, чтобы полностью заместить импорт, — на реализацию программы импортозамещения понадобится минимум 3-5 лет. И для стимулирования роста новых производство нужно еще одно условие.

Надо брать пример с Китая — повышать уровень жизни населения

До 2008 года Китай ограничивал рост заработной платы в стране. Это обеспечивало низкую себестоимость товаров, давало возможность для развития производств, ориентированных на экспорт. После мирового кризиса 2008-2009 года Китай изменил политику и стал ориентироваться на внутренний рынок. Начали расти заработные платы, стали стимулировать спрос, развивать потребительское кредитование. Повышение уровня жизни привело к увеличению спроса на товары внутри страны. Это загружает производственные мощности и снижает зависимость китайской экономики от внешнего спроса.

Нам необходимо делать то же самое. Взять, например, обувную отрасль — у нас уже есть большой внутренний рынок с объемом более 400 млн пар обуви в год. Это готовые потребители, которые будут покупать нашу обувь. Осталось только предложить им наш товар. Однако перестроить экономику и инициировать создание новых производств будет не так просто, если не стимулировать внутренний спрос и не повышать уровень жизни населения.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ