«Культурное впечатление» от Екатерины Майдибор

Делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и прочитанное, спорить или думать в унисон — особое удовольствие. Рубрика «Культурное впечатление» дает нашим читателям возможность обменяться мыслями и чувствами на страницах «КС» и бизнес-портала ksonline.ru. Повод для публикации — посещение концерта, спектакля или выставки, прочитанная книга, новый фильм или благотворительная акция. Главное, чтобы это действительно было вам интересно. Ждем ваших отзывов по адресу ks@sibpress.ru.

 Страстная поклонница оперного искусства Екатерина Майдибор ради интересной постановки готова отправиться хоть на край света. На этот раз собеседница «КС» рассказывает о спектакле Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко по опере Луиджи Керубини «Медея», вошедшем в этом году в число номинантов фестиваля «Золотая Маска».

 Екатерина Майдибор, директор ООО «СибФитнес»:

 — Любите ли вы оперу, так как люблю ее я? Ради новой интересной постановки я готова ехать в другой город или даже страну. Самым лучшим подарком на день рождения для меня стал билет на вагнеровский фестиваль в баварском Байройте. География поездок формируется оперными новостями. В Екатеринбурге впервые в России ставят «Сатьяграху» Филиппа Гласса? Еду в Екатеринбург. Черняков в Мюнхене поставил «Лулу» Берга, а дирижирует Кирилл Петренко? Пакую чемодан. Курентзис и MusicAeterna играют «Золото Рейна» в Бохуме? Собираюсь на Рур-триеннале.

Очень люблю режиссерскую оперу. Когда банальный сюжет превращается в древнегреческую трагедию. Люблю, когда дирижер прочитывает знакомый музыкальный материал так, что кажется, будто слышишь его впервые. Когда ансамбль солистов идеально подобран, хор величествен, а оркестр техничен и эмоционален. Опера — это синтетический жанр, в котором соединяются разные виды искусств: драматургия, музыка, изобразительное искусство, хореография. В общем, опера для меня — «мир вечного, не умирающего счастья». Поэтому когда в феврале этого года в Москве начались показы оперных спектаклей — номинантов российской национальной премии «Золотая Маска», я купила билеты на интересные мне спектакли. О блистательном и свободолюбивом пермском «Дон Жуане» я уже рассказывала, 4 марта его можно будет увидеть в новосибирском кинотеатре «Победа» в рамках проекта ««Золотая маска» в кино».

Еще один фаворит из моей программы фестиваля «Золотая Маска» — «Медея» Луиджи Керубини в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Из полутора десятков музыкальных «Медей» я слушала и смотрела вживую только две. Первая была Дюсапеновская — ритуальная и медитативная. Вторая — Керубини, драматичная и экспрессивная. Итальянец Луиджи Керубини (1760–1862 гг.) — педагог и композитор, основатель и многолетний директор Парижской консерватории, отец остросоциального оперного жанра «опера спасения». Музыку сочинял с детства и оставил богатое музыкальное наследие. Его композиторский талант почитали Бетховен и Верди, Брамс и Вагнер, Глинка и Одоевский. Опера «Медея» (1797 г.) во время парижской премьеры имела успех. А в наши дни она стала популярной благодаря удачной постановке 1953 года в Ла Скала с Марией Каллас в заглавной роли. В России «Медея» не была востребована. Лет 30 назад ее играли в Самарской опере. В МАМТе шедевр Керубини (в итальянской редакции) поставили режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев, дирижер Феликс Коробов.

Древнегреческий миф о Медее, трагедии Сенеки и Еврипида легли в основу сюжета оперы. Медея полюбила аргонавта Ясона, помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию. Там Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Главке и забрать у Медеи детей. Главка опасается мести Медеи. Страдая от ревности и любви к Ясону, Медея решает ему отомстить. Сначала она уничтожает Главку, посылая той в качестве свадебного подарка отравленную диадему, а потом убивает и двух своих детей от Ясона. Кровавая трагедия в постановке Тителя разворачивается на фоне огромных противоударных бетонных тетраподов. Ими заполнено все пространство. И не понятно, с какой стороны придет беда, кого и от кого защищают бетонные глыбы? Первая сцена Главки с подругами на пляже — восхитительная. Свои партии по нотам Керубини девушки поют в сопровождении джазового трио на сцене (фортепьяно, кларнет, ударные). Главка — Дарья Терехова — очень артистичная и искренняя. Джаз-банд, купальники и прически девушек явно из 30-х годов прошлого века. Стиль этого времени поддерживается костюмами мужчин — военная форма и френчи цвета песка.

Мягко и лирично под соло фагота спела арию служанки Нерис Ксения Дудникова. Женские образы, хор и оркестр — топы этого вечера. Феликсу Коробову, ведущему музыкантов, удается показать, что по неослабевающему напряжению, мрачному колориту и ожиданию катастрофы, музыка Керубини близка к музыке XX–XXI веков. Партию Медеи исполняла Наталья Мурадымова объемно, страстно, до мурашек по коже. Медея — в черном. Просторное платье и грубые ботинки. Длинные черные волосы спадают на плечи. У них с Ясоном общее «боевое» прошлое. Оно хранится в жестяной коробочке вместе с черным маузером и отравленной диадемой. Медея не хочет забывать былое и требует того же от возлюбленного. Самый трагичный момент убийства сыновей не показан на сцене. Пронзительные, жуткие слова Медеи и окрашенное красным светом пространство над бетонными безжизненными конечностями тетраподов: «Что они сделали тебе, бессердечная? Они были твои сыновья!». Никто никому не хочет уступать. Диалог невозможен. Последствия непоправимы. Миф прорастает в повседневность.

Официально

Луиджи Керубини, «Медея», опера в 3 действиях

Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Оперу «Медея» можно отнести к числу шедевров французского оперного искусства рубежа XVIII–XIX веков. Ее автор — Луиджи Керубини, один из основателей Парижской консерватории, композитор, которого Бетховен называл лучшим среди своих современников, свидетель и летописец Великой французской революции. Он создал произведение, сравнимое по масштабу со взятым за основу древнегреческим мифом. «Медея» Керубини, входящая в число величайших оперных трагедий, требует от исполнителей вокального мастерства и яркого актерского таланта.

В середине XX века «Медея» Керубини пережила второе рождение благодаря Марии Каллас. Роль Медеи в исполнении Каллас стала легендой оперной сцены, и с тех пор к исполнительницам заглавной партии предъявляются особые требования. Одной из причин обращения Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко к опере Керубини стало присутствие в труппе двух певиц, обладающих сильным и выразительным голосом и яркой сценической индивидуальностью. Роль Медеи в новой постановке исполнят всемирно известное сопрано Хибла Герзмава и одна из наиболее ярких звезд московской оперной сцены Наталья Мурадымова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ