Валерий Шварцкопп: «Об административном ресурсе пора начинать забывать»

В конце прошлого года в мэрии Новосибирска появился пост вице-мэра по социальным вопросам. Новое структурное подразделение городской администрации курирует бывший глава Советского района ВАЛЕРИЙ ШВАРЦКОПП. Он дал «Континенту Сибирь» свое первое интервью в должности заместителя мэра, в котором рассказал о критериях, определяющих влиятельность чиновников, а также отметил, почему ушла в отставку начальник главного управления образования мэрии Новосибирска, и когда будет определен преемник Натальи Копаевой.

Валерий Александрович Шварцкопп родился в 1961 году. Закончил Новосибирский государственный педагогический институт по специальности «история и педагогика». 1993-1995 годы работал директором старшей школы управления школьно-дошкольных учреждений Новосибирского завода химконцентратов. 1995-1998 годы — директор негосударственного учебно-воспитательного комплекса «Ступени». В 1998 году назначен начальником отдела образования администрации Калининского района Новосибирска. 2002-2003 годы — заместитель начальника управления образования администрации Новосибирской области. 2003-2009 годы — заместителем главы администрации Калининского района Новосибирска. 2009-2011 — начальник департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии. 2011-2015 — глава администрации Советского района Новосибирска. С 10 ноября 2015 —заместитель мэра Новосибирска по вопросам образования и социальной политики.

Щепетильные вопросы

— Анатолий Локоть стал мэром Новосибирска в апреле 2014 года. С тех пор и до момента вашего назначения должности заместителя по социальным вопросам в городской администрации не было. Как-то дает о себе знать отсутствие чиновника в городе, который был сосредоточен только на этой проблематике?

— Мне в общем-то не с чем сравнивать. Я работал в мэрии с 2009 по 2011 годы, но в другой должности — тогда я руководил департаментом образования, культуры, спорта и молодежной политики. Хотя могу отметить, что часть вопросов, которые мы пытались решить в то время, не снята и до сих пор, я сейчас снова к ним вернулся. Но дело не в том, что последние полтора года в городской администрации не было вице-мэра по социальным вопросам. Просто вопросы очень щепетильные. В первую очередь я имею в виду находящиеся в реестре здания дошкольных муниципальных учреждений, в которых размещены детские дома, музыкальные школы и другие учреждения социальной направленности. Казалось бы, резерв есть, но переводить эти учреждения некуда. И это основное препятствие, пока непреодолимое. Увеличение количества дошкольных мест в Новосибирске осуществляется по нескольким направлениям: и путем возврата, и путем строительства, и открытия дошкольных групп в зданиях общеобразовательных школ. В решении этого вопроса безусловно помогло федеральное финансирование, без которого реализовать эти планы (65 новых зданий дошкольных учреждений с 2011 по 2015 год) было бы невозможно.

Эта работа будет продолжаться, в том числе и потому, что сокращается количество детей в детских домах. Недавнее посещение нескольких из них только подтвердило это. В целом в городе Новосибирске в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 185 детей. Несоизмеримо с цифрами, которые были актуальны 20 -30 лет назад. Тогда счет шел на тысячи.

— Оптимистичная картина.

— Я оптимистично смотрю на многие вещи, но мы живем в таких условиях, в каких, с моей точки зрения, такой вопрос окончательно не решить. То есть, «на ноль» нам никогда не выйти. Таковы реалии…

— До вашего назначения в городскую администрацию социальный блок курировал первый вице-мэр Новосибирска Виктор Игнатов. Перед тем, как вы взялись за направление, имели место высказывания, что он не успевает справиться с большим объемом работы, который на него возложен. Есть мнение, что этот факт актуализировал поиск вице-мэра по социальным вопросам.

Не готов сказать, чем руководствовался мэр при принятии решения о разделении полномочий. Наверное, этот вопрос лучше было бы задать ему. Знаю только, что на Викторе Александровиче была не только «социалка». Он курировал и продолжает курировать ряд других направлений. В том числе в его ведении остались спорт, молодежная политика и культура. Каждому человеку понятно, что именно социальная сфера, как никакая другая, насыщена событиями и мероприятиями, не говоря уже о содержательной стороне вопроса. В ней ежедневно что-то происходит, начиная с праздничных дат, заканчивая профессиональными конкурсами. Присутствие представителей мэрии подчеркивает их значимость.

Одному человеку объективно сложно охватить весь объем работы: помимо выездных событий есть важные вопросы текущего характера, которые решаются непосредственно в мэрии. Специфика отраслей заключается в том, что многие мероприятия проходят в выходные дни. Успевать везде просто нереально.

— Некоторые эксперты предполагали, что передача Виктором Игнатовым части своих полномочий вице-мэру могла быть свидетельством некоторого снижения его влияния…

— Так может рассуждать только тот, кто никогда не работал в структуре исполнительной власти. Разве после моего назначения к Виктору Александровичу стали иначе относиться. Как связаны влияние человека и количество направлений, которые он курирует?

— Очередь к его кабинету длиннее. Стоит отметить, что вы как вице-мэр подотчетны напрямую главе городской администрации.

— Когда заместители по социальным вопросам подчинялись первому заму? Они сразу выходили на мэра. Так было, и когда главой городской администрации являлся Владимир Филиппович Городецкий. Есть такое понятие, как взаимозаменяемость. Если возвращаться к вопросу влиятельности: не так важно, кто кому подотчетен. Важно, кто исполняет обязанности мэра, когда Анатолий Евгеньевич уходит в отпуск. И это первый зам. Вот и все.

«Никого не просил за меня заступаться»

— Уже после назначения на пост вице-мэра вы перестали быть главой ячейки «Единой России» в Советском районе. Но вы по-прежнему — член политического совета регионального отделения партии. Вы же участвуете в политической жизни ЕР?

— Не могу сказать, что активно.

— Но вас все-таки не вывели из состава политсовета на недавней партконференции.

— Ну и что? Это не имеет отношения к моей профессиональной деятельности. Мэр Новосибирска меня пригласил стать не членом ячейки КПРФ, а заместителем мэра, курирующим очень серьезные направления. Он со мной вообще не говорил о политических взглядах. Даже намека не было на то, не выйти ли мне из ЕР. А заявление о сложении полномочий секретаря местного отделения ЕР в Советском районе я написал по объективным причинам. На этом посту мне было оставаться невозможно: у меня и на должности главы администрации хватало забот. Честно говоря, решения руководителя администрации — которым я являлся в первую очередь — не всегда можно было назвать популярными, то есть, выгодными для партии. Так что решение о моем уходе с поста секретаря отделения ЕР в Советском районе давно уже зрело. К тому же всегда были люди, которые хотели возглавить районную ячейку и готовы были уйти в эту работу с головой…

Какую роль ваш политический статус играл в 2014 году, когда Анатолий Локоть победил на выборах мэра Новосибирска? Вы были одним из немногих глав районов, которые сохранили тогда свой пост. За вас тогда просила общественность Советского района.

— Человек, попавший в номенклатуру мэра, должен быть готов в любую минуту освободить свой пост. Так что после выборов заявление об увольнении было мной написано. Объективности ради, я должен подчеркнуть: я никого тогда не просил за меня заступаться. Более того, к некоторым общественникам я обращался с просьбой этого не делать. Я, безусловно, благодарен людям за их поддержку, но в тот момент для меня было важно, какая оценка моей работе будет дана с профессиональной точки зрения. А если новый мэр не уверен в моей компетенции, ничего страшного — разойдемся. Но акция в мою защиту прошла. И многие связали ее с тем, что я остался на посту главы района. Что на самом деле стало основной причиной, я не знаю. Может быть, следующий шаг мэра дает ответ на этот вопрос.

— Да, есть главы районов, за которых общественность не просила, но они тоже сохранили работу.

— Я говорю о том, что и раньше, и сейчас я готов к любому развитию событий. И если мэр, так случится, предложит мне освободить должность, я не буду задавать вопросы, не буду оспаривать в суде…

— Как отражалась на работе главы района политическая обстановка в Новосибирске, как на нее влияли избирательные кампании?

Еще лет десять назад главы районов в этих процессах участвовали больше и чаще. Но сегодня возросла роль привлеченных специалистов — политтехнологов и активность самих кандидатов. Кстати, если вы поднимите статистику по Советскому району, то убедитесь, что к нему неприменимо такое явление как административный ресурс. У нас живет особенный народ. Но, между прочим, результаты голосования на выборах губернатора области были очень неплохими. Но на работе администрации выборы не сказывались. И это хорошо.

— Как вы считаете, будет ли на вашем новом посту в мэрии сказываться режим избирательной кампании, который снова вот-вот включится? Административный ресурс обычно охватывает школы — и как раз вы отвечаете за это направление в Новосибирске.

— На эту тему слишком много разговоров, но никто на самом деле не знает, как человек проголосует, оказавшись внутри избирательной кабинки. Об административном ресурсе пора бы уже начинать забывать. Уверяю: качество моей профессиональной деятельности не зависит от того, к какой партии принадлежит работодатель.

— На посту главы Советского района у вас выстроились определенные отношения с академическим сообществом, представителями науки и инноваторами. С кем наиболее плотно вы работали, может быть, продолжите поддерживать тесные связи на посту вице-мэра?

— СО РАН для Советского района являлось градообразующим предприятием. Таким же можно назвать и Новосибирскую ГЭС. С руководителем Сибирского отделения российской академии наук Александром Леонидовичем Асееввым мы встречались регулярно. Я информировал его о том, что происходит на территории района, он — о том, что происходит в институтах СО РАН. Несмотря на мой переход в мэрию, я все равно буду в курсе всех событий, происходящих в районе, потому что назначен его куратором.

— А что можно сказать об отношениях с предпринимательским сообществом?

— За четыре года работы произошло много событий. Часть из них оцениваю позитивно, о чем-то вспоминаю с сожалением. Конечно, не может не радовать появление на территории района крупного торгового центра «Гигант». С его открытием у жителей района появились совершенно иные возможности делать покупки в комфортных условиях по разумным ценам.

Надеюсь, в 2016 году будет достроен торгово-развлекательный центр «Эдем». Этот проект для меня интересен в первую очередь перспективой появления в Советском районе современного мультиплекса. Наконец-то, любители кино смогут проводить досуг, не выезжая за пределы района.

— Каких предпринимателей, представляющих Советский район, вы бы еще отметили?

— Невозможно представить работу исполнительной власти без сотрудничества с директорами промышленных предприятий. Достаточно много проектов реализовывали с новосибирским энергомашиностроительным заводом «Тайра». СКБ «Катализатор» в 2014 году, благодаря высокому качеству производимой продукции, вытеснило «американцев» с рынка ОАЭ.

Еще Технопарк, строительные компании. Очень много интересных организаций, предприятий и людей в Советском районе — как о них обо всех рассказать в коротком разговоре…

«Окончательное решение власти не всегда совпадает с общественным мнением»

— Выше вы уже затронули вопрос о довольно активных общественниках Советского района. Они выступали в вашу поддержку, организовывали митинг в защиту «Тангейзера». Насколько общественники Советского района, с вашей точки зрения, влиятельны в Новосибирске?

— Безусловно, глава района не может не прислушиваться к голосу представителей общественности. Один из примеров, строительство Восточного объезда. Очевидно, что в том виде, в котором проект был представлен изначально, намного ухудшил бы транспортную ситуацию в Советском районе. Когда о проблеме говорю не только я, но и общественность, это может придать дополнительный вес моим словам. В случае с Восточным объездом мнение общественности представляет Лев Шепелянский. Это авторитетный эксперт в вопросах дорожного строительства, логистики и не только. Стоит отметить, что Лев Абрамович никогда не вмешивается в вопросы, в которых не разбирается.

Многих представителей общественности Советского района знают в городе Новосибирске. И, как мне кажется, их мнение могло бы повлиять на решение тех или иных вопросов. Но при этом надо понимать, что окончательное решение, принимаемое исполнительной властью, не всегда совпадает с общественным мнением. И это нормально.

— Насколько мнение общественности совпало с отставкой руководителя главного управления образования мэрии Новосибирска Натальи Копаевой?

— Наталья Николаевна написала заявление об увольнении по собственному желанию. Мнение общественности в данном вопросе не играло абсолютно никакой роли. В 2015 году случились чрезвычайные ситуации, которые наверняка повлияли на ее решение. Я видел ее переживания — только ненормальный человек относится к таким трагедиям равнодушно.

— Есть мнение, что не обошлось без вашего волевого решения. К Наталье Копаевой давно возникали вопросы, но вы возглавили социальное направление, и она ушла…

— Лично мне она неудовольствия по поводу моего прихода в мэрию не демонстрировала. Безусловно, возникла необходимость отчитываться перед замом мэра, курирующим вопросы образования, регулярно докладывать о ситуации. Это естественно, я в муниципальной системе работаю давно, и не вижу ничего плохого в регламенте. Планерки проводятся каждый понедельник. Могло ли это повлиять на решение Натальи Николаевны, я не знаю. Она — волевой человек. Но тянуть такую отрасль, как городское образование, очень непросто.

— Преемника к моменту ее увольнения не оказалось?

— Это решение было неожиданным для всех. К вопросу о мнении общественности: что с ними нужно обязательно посоветоваться насчет кандидатуры на пост главы управления образования мэрии, так как они выступали за отставку Натальи Копаевой. А что обсуждать, когда существуют установленные законом квалификационные требования к должности, согласно которым и осуществляется отбор кандидатов на эту вакансию. Я в круг консультаций вошел давно, но только с профессиональным педагогическим сообществом — с советом директоров Новосибирска, в который входят руководители школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования, с представителями соответствующей комиссии в городском депутатском корпусе

Окончательное решение пока не принято. С одной стороны, тянуть нельзя, с другой — вопрос серьезный, не хотелось бы ошибиться. В любом случае последнее слово — за мэром.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ