Александр Пожалов: «Голосование станет отражением отношения к региональной власти»

Директор по исследованиям фонда Институт социально-экономических и политических исследований АЛЕКСАНДР ПОЖАЛОВ в интервью «Континенту Сибирь» рассуждает о том, как режим избирательной кампании в Госдуму сказывается на социально-экономической политике в стране. Эксперт высказался о перспективах партий и кандидатов в Новосибирской области и о том, как непопулярные решения федеральной власти отражаются на позициях глав регионов.

Некоммерческий фонд — Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ) учрежден в Москве в 2012 году. ИСЭПИ выступал соорганизатором первой конференции Общероссийского народного фронта. В соответствии с распоряжением президента РФ фонд входит в число распорядителей так называемого «Президентского гранта». Среди учредителей значатся такие организации как «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», межрегиональный общественный фонд поддержки Всероссийской политической партии «Единая Россия», а также «Деловая Россия». ИСЭПИ является автором «Рейтинга политических партий», «Рейтинга законотворцев» и других аналитических докладов на тему внутренней политики России.

«За или против» региональной власти

— Насколько, с вашей точки зрения, выборы в Государственную думу уже определяют социально-экономическую повестку в стране? Насколько заметны признаки начавшейся предвыборной кампании?

— Ситуация в регионах отличается. Но очевидно, что ряд кандидатов от оппозиционных партий начали подготовку к выборам, речь, прежде всего, об одномандатниках. Руководство КПРФ уже предварительно распределило своих депутатов по округам. Действующие депутаты «Единой России» пока больше ориентируются на подготовку к праймериз.

Уже заметен разворот от патриотической, внешнеполитической проблематики к социально-экономической, кризисной. И во многом эта переориентация связана с активностью парламентской оппозиции, которая пытается навязать думской кампании кризисную повестку. Мы слышим консолидированную критику оппозицией действий исполнительной власти, особенно ее финансово-экономического блока.

Однако партии еще не сформулировали предвыборные программы, не обозначили отличия друга от друга в части предлагаемых решений. Отстройка оппозиционных партий друг от друга, наверное, произойдет к весне-лету — непосредственно перед стартом кампании. В этот момент участникам выборов станут более понятны перспективы развития экономической ситуации на весь 2016 год, будет ясно, как это отражается на долгосрочных настроениях людей и на их политических предпочтениях. Пока эти факторы находятся в зоне неопределенности.

— Когда признаки предвыборной кампании станут очевидными и в регионах?

— Те проблемы, которые не только парламентская оппозиция, но и «Единая Россия» уже ставят перед исполнительной властью — это и есть ответ на конкретные проявления социального недовольства в тех или иных регионах. Во втором полугодии 2015 года ЕР вместе со «Справедливой Россией» говорила о явном росте недовольства граждан платежами за капремонт. В связи с чем были приняты решения ввести льготы для пожилых собственников, инвалидов. Еще одно решение в ответ на открытое социальное недовольство — как минимум до первого марта снижен сбор с грузового транспорта за движение по федеральным дорогам. Несколько дней назад руководство фракции ЕР в Госдуме в закрытом режиме встречалось с правительством РФ и обсуждало острые социальные вопросы. Все это, конечно, реакция на локальные проблемы, хотя общая проблемная повестка кампании, разумеется, задана на федеральном уровне.

Специфика кампании для каждого региона оформится ближе к лету. Кроме того, необходимо отделять территории, где параллельно с выборами в федеральный парламент пройдут кампании в законодательные собрания — здесь складывается более сложная ситуация. На этих территориях голосование фактически может проходить по принципу «за или против» региональной власти. Скорее всего, губернаторы в основном окажутся выведены из федеральной кампании «Единой России». Но полагаю, что большинство из них по традиции будет стремиться возглавить списки ЕР в свое заксобрание. Поэтому в таких регионах голосование на думских и региональных выборах будет сильнее коррелировать с отношением избирателей к региональной власти. Из регионов Сибирского округа мы это увидим в Красноярском и Алтайском краях, в Омской области, где состоятся сдвоенные выборы. Всего же в 38 регионах одновременно с выборами в ГД пройдет голосование за депутатов законодательных собраний.

— Главы многих российских регионов только недавно вышли из губернаторских кампаний, не всегда достаточно конкурентных. Насколько целесообразно их активное участие в парламентских выборах?

— В определенном смысле выборы в ГД можно рассматривать в контексте недавно завершившихся губернаторских кампаний или же как предварительный этап губернаторских выборов 2017 года. Для некоторых территорий, где выборы главы прошли в 2014-2015 годах, остается актуальной проблема не очень высоких рейтингов региональной власти. Социология показывает, что кризисные настроения среди населения тоже в первую очередь отражаются на популярности губернаторов, а не федеральной власти. Нереализованный или вновь накопленный потенциал социального недовольства в таких регионах может проявиться осенью, на думских выборах.

Например, ситуация перманентной избирательной кампании характерна для Омской области. Депутат Госдумы от КПРФ Олег Денисенко в прошлом году сумел показать на выборах губернатора достаточно высокий результат, по сути он свою предвыборную кампанию с тех пор и не сворачивал. В Бурятии плановые выборы главы должны пройти в 2017 году, коммунисты воодушевлены недавним успехом в соседней Иркутской области. Поэтому в Бурятии думские и губернаторские выборы тоже могут вылиться в единую длительную кампанию.

Подобную картину нельзя исключать и в Новосибирской области, где позиции региональной власти в различных федеральных рейтингах не самые высокие. В Красноярском крае, которым не так давно руководит Виктор Толоконский, губернатору предстоят первые для него выборы депутатов заксобрания. А это всегда новый этап выстраивания отношений с ключевыми группами влияния, от которых зависят, в том числе, и на позиции ЕР на выборах.

— В Новосибирской области губернаторские выборы прошли полтора года назад. И нельзя сказать, что они проходили в условиях жесткой конкуренции.

— В Новосибирской области на конкурентности губернаторских выборов сказалось решение КПРФ пропустить ту кампанию. На выборах в Госдуму и в одномандатных округах, и по партийным спискам в регионе стоит ждать двухпартийной конкуренции между КПРФ и ЕР.

Мне кажется, что борьба именно этих двух партий будет характерным сценарием на выборах в Госдуму пусть не для всех, но для большинства регионов. Только крупные политические структуры обладают достаточными ресурсами, чтобы вести полноценную кампанию в округах, сформированных по смешанной нарезке, то есть, по принципу объединения городских и сельских районов. У КПРФ все-таки больше, чем у «Справедливой России» и тем более ЛДПР, подготовленных кандидатов, а значит и больше возможностей для того, чтобы навязать правящей партии серьезную борьбу в одномандатных округах.

В Госдуме нового созыва вряд ли увеличится количество фракций

— Каковы перспективы ЛДПР в Новосибирской области, на ваш взгляд?

— Насколько я понимаю, на Новосибирскую область претендует действующий депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев. В 2011 году он попал в ГД от Кемеровской области, с которой уже не связан. Скорее всего, в этом году будет сформирована укрупненная группа — Кемерово, Томск, Новосибирская область. Но первым претендентом на проходное место в этом списке, мне кажется, пока является депутат ГД от ЛДПР Алексей Диденко.

Что касается «Справедливой России», на мой взгляд, в большинстве случаев их потолок — борьба за победу только в одном округе на весь регион. Тем более, что при смешанной нарезке сильной кампании одного одномандатника может быть вполне достаточно, чтобы вытянуть в регионе результат всего партсписка. В Алтайском крае таким локомотивом у СР, видимо, будет депутат Госдумы Александр Терентьев. И в Бурятии действующий депутат Иринчей Матханов способен побороться за округ. А в Новосибирской области, кажется, у эсеров пока нет сильного одномандатника. В целом Сибирь для эсеров — проблемная зона, в отличие от Урала, где позиции партии не хуже, чем у КПРФ.

— Может быть, другая партия потеснит в Новосибирской области «Справедливую Россию»?

— По спискам СР может получить неплохой результат на территории Новосибирской области. Если рейтинг ЕР начнет снижаться, то голоса, вероятно, будут перетекать внутри парламентской четверки. Лоялисты, недовольные социально-экономической ситуацией, разочаровавшиеся в антикризисной политике исполнительной власти, могут не поддержать единороссов, а проголосовать за ЛДПР или эсеров. Протестно настроенные избиратели, скорее всего, предпочтут КПРФ. Мне кажется, что пока вероятность прохождения по спискам в Думу партий, не принадлежащих к парламентской четверке, довольно призрачна.

На текущий момент не вижу предпосылок к тому, чтобы пятипроцентный барьер преодолели партии, которые сейчас не представлены в Госдуме. «Родина», «Яблоко», возможно, «Коммунисты России» попробуют взять рубеж три процента, чтобы получить государственное финансирование и иметь возможность идти на региональные выборы без сбора подписей. При этом не исключаю, что представители «Родины», «Патриотов России» и даже «Яблока» окажутся в парламенте следующего созыва, но именно как одномандатники, а не фракция.

Если реализуются заявленные бизнес-омбудсменом Борисом Титовым планы создания к выборам либерально-патриотического проекта для предпринимателей, то эта правая партия тоже будет претендовать на мандаты в Госдуме по округам.

У «Родины» в конкуренции малых партий пока больше перспектив, с моей точки зрения. С одной стороны, она выступает на патриотическом фланге и однозначно поддерживает президента. С другой стороны, в тех регионах, где партия начинает вести кампанию, она собирается делать ставку на узнаваемые местные фигуры. Как правило, выходцев из «Единой России»…

— То есть, такой сценарий характерен не только для Новосибирской области, где бывший руководитель фракции ЕР в горсовете Вячеслав Илюхин уже возглавил избирательный штаб «Родины».

— Да, похожие явления есть и в других регионах. Допустим в Костромской области отделение «Родины» возглавил бывший депутат Госдумы Евгений Трепов, исключенный в 2014 году из ЕР. Схожая ситуация в Брянской области. Но этого недостаточно для успешной кампании сразу на федеральном уровне, это скорее помогает пробиться в региональные парламенты.

— Независимых кандидатов на выборах в Госдуму мы вряд ли увидим?

— Теоретически, независимые кандидаты могут выдвигаться. Но учитывая экономическую ситуацию, это нерационально. Стоит ли тратить огромные ресурсы на сбор подписей, которые могут и не пройти проверку избиркома? Беспартийные кандидаты, скорее всего, будут договариваться с той или иной партией, имеющей «лицензию» на выдвижение своих представителей без сбора подписей. Таких партий сегодня 14 – против всего 4 на прошлых выборах в ГД.

Кто ответит за непопулярные решения федеральной власти?

— Как на ваш взгляд президент будет выстраивать курс к социальной стабильности. Какие действия будут предприниматься для урегулирования ситуации внутри страны? Чего нам ждать?

— Мне кажется, избирательная кампания и предвыборная позиция ЕР окажут определенное влияние на действия правительства. В текущем году оно будет вынуждено прибегнуть к заморозке ряда планировавшихся непопулярных решений. Полноценной индексации пенсий при нынешних ценах на нефть могло в этом году и не быть. Но в рамках избирательной кампании и ЕР, и парламентская оппозиция будут добиваться дополнительной индексации — и вероятно, добьются. Не исключено, что встанет вопрос о дополнительной поддержке региональных бюджетов со стороны федерального центра. В конце 2015 года президент заявил о недопустимости введения необъяснимых поборов с граждан в кризисное время. Правительство будет вынуждено отложить на более поздний период принятие ряда потенциально непопулярных решений или еще раз детально их проработать и смягчить.

От результатов выборов в Госдуму во многом будет зависеть политика финансово-экономического блока правительства на последующие годы. Впервые за много лет в центре повестки думских выборов может оказаться дискуссия об основах экономической политики. В кампании будут подниматься темы более активной промышленной политики, поддержки реального сектора, доступных кредитов, переориентации ЦБ на стимулирование экономического роста. Этот вопрос давно обсуждается на экспертном уровне, бизнес-сообществом. На выборах его готовы ставить и коммунисты, и левоцентристские партии, и либерал-патриоты (не случайны сообщения о планах Бориса Титова по участию в выборах с правой партией). Так же, как и вопрос об отходе от монетаристских методов регулирования экономики, за что регулярно критикуется финансово-экономический блок.

Главное же отличие избирательных кампаний 2016 и 2011 года заключается в том, что сейчас все основные партии не оспаривают лидерство Владимира Путина, поддерживают как минимум заданный им внешнеполитический курс и те основы социальной политики, которые отражены в «майских указах» 2012-го. Если не говорить о «Яблоке» и аутсайдере кампании «Парнасе», то для остальных партий вопрос отношения к Владимиру Путину может оказаться за рамками предвыборных дискуссий, так как все они находятся в контуре его поддержки. Основная критика, вероятно, будет направлена на действия губернаторов, региональной и муниципальной власти.

— Есть мнение, что будет развиваться тенденция перекладывания на глав регионов ответственности за некоторые непопулярные решения федеральной власти с целью отвести недовольство населения от президента. Мы уже наблюдаем инициативы по сокращению трат региональных властей на освещение их деятельности.

— Думаю, это слишком упрощенная трактовка. С одной стороны, ответственность за кризисные проявления будет возлагаться участниками выборов на профильных федеральных министров, курирующих конкретные направления, или то же самое руководство Центрального Банка. Это составит повестку федеральных предвыборных дебатов. С другой стороны, многие непопулярные решения в социальной сфере (вроде размера взносов на капремонт или отмены льгот на проезд в некоторых регионах) действительно принимаются муниципальными или региональными властями, а не на федеральном уровне. Но необязательно речь идет о губернаторах, скорее претензии предъявляются к тому чиновнику, который непосредственно курирует проблемный вопрос. Активисты Общероссийского народного фронта обращают большое внимание на неэффективные расходы бюджетных учреждений, госкомпаний, конкретных региональных ведомств. Обнародуют информацию о дорогих закупках, которые выглядят как минимум странно в условиях кризисного затягивания поясов.

Конечно, нет и не будет на выборах никакой политической установки специально ругать региональную власть или перекладывать ответственность за все проблемы на губернаторов, мэров. Просто само возвращение выборов по одномандатным округам способствует выстраиванию повестки всей кампании, отталкиваясь от локальных проблемных ситуаций, за которые всегда отвечают конкретные лица. А во время экономического кризиса население повышает требования к эффективности и открытости всей системы власти в своих муниципалитетах и регионах.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ