Сохранят ли новосибирские фитнес-клубы форму во время кризиса?

Рынок спортивных услуг Новосибирска продолжает развиваться, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Сеть Extreme Fitness запустила в конце 2015 года свой новый салон на правом берегу и готовится к открытию еще одной точки на левом берегу в ТЦ «Амстердам». Не отстает и Alex Fitness, которая в скором времени может открыть флагманский салон в Новосибирске и ищет соответствующую площадку. В то же время активно набирают популярность батутные центры, тесня традиционных игроков рынка. В чем специфика рынка спортивных услуг Новосибирска и какие антикризисные меры предпринимают его участники — в материале «КС».

Рынок услуг традиционно в первую очередь чувствует на себе влияние экономического кризиса. Сокращение доходов населения влечет оптимизацию расходов: люди начинают серьезно задумываться, на чем можно сэкономить, где можно найти более дешевый аналог, а без чего обойтись вовсе. Вместе с тем, по словам президента федерального холдинга Alex Fitness Алексея Ковалева, на текущий момент массового снижения спроса на фитнес-услуги не наблюдается. Более того, нельзя говорить и о резком снижении посещаемости клубов. «Даже на фоне кризиса в январе-феврале 2015 года количество посещений возросло примерно на 15–20%. Объяснение этому следует искать скорее не в плоскости экономики, а в череде зимних и весенних праздников, после которых активность посещения клубов обычно существенно возрастает. Спада покупательского спроса на долгосрочные абонементы нет, в будущем году мы также ожидаем роста числа клиентов минимум на 7–10%. Этому способствует и рост популярности занятия спортом и фитнесом среди населения России», — уверен собеседник «КС».

В сети клубов «Гранд Арена», напротив, наблюдали падение количества клиентов в самый разгар сезона (апрель). «Это наглядно иллюстрировало то, что люди пошли пробовать более дешевые фитнес-клубы. Сейчас количество клиентов стабилизировалось и не отличается от многолетних показателей. Это и новые клиенты, и те, что вернулись к нам после неудачного посещения клубов классом ниже. И дело даже не в стенах и оборудовании, дело именно в качестве групповых программ и персональных тренировок», — подчеркивает директор по развитию сети клубов «Гранд Арена» Екатерина Панферова.

Она характеризует рынок как по-прежнему растущий и перспективный. Наряду с клубами «полного цикла», по ее словам, открывается большое количество мелких клубов, студий йоги, танцевальных школ, которые, пытаясь выжить, заводят в перечень своих услуг классические фитнес-программы, так или иначе всегда пользующиеся спросом.

Впрочем, у некоторых небольших школ именно четкая специализация, и узкое нишевание является главным залогом успеха, примером чего может служить «Сибирская школа тайцзицюань». Как говорит ее руководитель Андрей Ширай, в чем-то кризис сыграл даже «на руку», поскольку их семинары и тренинги кому-то стали заменой более дорогим видам отдыха: «В условиях кризиса люди больше стали ходить на семинары, охотнее ездить в отпуск на Алтай, где мы проводим интенсивы. Что касается мер по борьбе с кризисом, мы уменьшаем издержки, проводим активную политику популяризации ушу и тайцзицюань в Интернете». Среди трендов эксперт выделяет и то, что в связи с появлением большого числа клубов и секций люди выбирают уже не просто «ушу, здоровье, цигун», а площадку, которая была бы поближе к дому или работе и удобна по графику. Еще один тренд, наблюдаемый в «Сибирской школе тайцзицюань», — рост числа взрослых учеников в возрасте от 30–35 лет на фоне исчезновения студентов, что уже можно напрямую связывать с уменьшением доходов населения.

В свою очередь те новосибирские клубы, которые ориентировались на бизнес-сегмент, отмечают, что чувствуют себя более стабильно на фоне всего рынка. «Мы не почувствовали снижения продаж, скорее даже наоборот, в этом году мы значительно выросли. Пришлось лишь корректировать планы по замене оборудования. С учетом курса доллара каждая новая единица, каждый новый тренажер стал стоить намного дороже», — рассказывает директор фитнес-клуба Panatta Sport Евгения Николина.

При этом эксперт подчеркивает, что рынок фитнес- и велнес-услуг активно развивается как в Новосибирске, так и в целом по стране. «У нас в городе новые фитнес-центры запускаются даже невзирая на кризис. Фитнес выходит на качественно другой уровень, достаточно вспомнить, что было пять, а то и 10 лет назад. За последние несколько лет открылось много новых клубов в разных сегментах — от «эконом» до «премиум». «Эконом», как правило, переполнен, и те потребители, для которых важно качество, комфортные условия для занятий, индивидуальные подход и статус, переходят в более высокий сегмент».

Кто делает погоду на рынке

Интересно, что независимые аналитики придерживаются другой оценки ситуации на региональном рынке спортивных услуг.

«Многие фитнес-центры Новосибирска оказываются в сложной ситуации. Ремонт и обновление парка тренажеров и оборудования требуют вложений, а прибыль увеличить сейчас чрезвычайно сложно. Увеличение расходов от обесценивания рубля невозможно переложить на плечи клиентов, поскольку уровень платежеспособности россиян снизился. Многие оказались без работы, а у остальных снизился располагаемый доход из-за снижения зарплат при сохранении платежей по кредитным договорам, а также росте затрат на ежедневное потребление», — поясняет директор маркетингового агентства Grinderr Булат Барантаев.

По оценке аналитиков агентства, рынок фитнес-услуг в Новосибирске в 2015 году уже упал примерно на 20%, и падение продолжится, но более слабыми темпами. При этом объем снижения рынка будет складываться скорее из падения «среднего чека» и снижения частоты посещений спортивных учреждений, чем из уменьшения количества клиентов: «Мы ожидаем, что снижение числа людей, занимающихся фитнесом, компенсируется новыми потребителями данных услуг, так как в целом популярность спортивного подхода к жизни увеличивается», — отметил Булат Барантаев.

Также, по данным агентства Grinderr, усиливается конкуренция между преимущественно крупными игроками, такими как Extreme Fitness, Alex Fitness, у которых каждое заведение привлекает до 5–7 тысяч регулярных клиентов. Стоит отметить, что в конце 2015 года Extreme Fitness открыл новый салон на улице Семьи Шамшиных возле ТРЦ «Аура», а в 2016 году, как выяснил «КС», планирует запуститься в ТЦ «Амстердам» на станции метро «Студенческая». В свою очередь Alex Fitness находится в поисках площадки для своего флагманского салона в Новосибирске. По мнению Булата Барантаева, вышеупомянутые компании могут «съесть» долю рынка закрывающихся мелких игроков с 300–600 клиентами в месяц. «Положение последних особенно сложно, если они не могут найти финансовый баланс и уж тем более вложить средства в маркетинговое привлечение новых клиентов», — констатирует Булат Барантаев.

Говоря о том, кто «делает погоду» на рынке спортивных услуг Новосибирска, Алексей Ковалев называет Alex Fitness, Extreme Fitness, FITNESS PROJECT, «Европу», Remix, Hammer Fit. «Стоимость абонементов в них разнится, но и уровень качества предоставляемых услуг отличается соответственно. Любители фитнеса должны смотреть не на крайне привлекательную стоимость абонемента, а на бренд, на то, какой жизнью живет клуб, открываются ли новые классы, проводятся ли соревнования, обновляется ли оборудование и делается ли ремонт. Только эти факторы позволяют с уверенностью утверждать, что клуб будет работать, и скорое закрытие ему не грозит», — поясняет Алексей Ковалев. По его мнению, в условиях снижения потребительских расходов ниша качественного фитнеса за разумные средства выглядит наиболее востребованной в ближайшее время.

Также стоит отметить, что за последние годы в Новосибирске появляется все больше так называемых батутных центров. Первым из них стал Coober, расположившийся неподалеку от ГПНТБ на площадке завода «Оксид». Вслед за ним был запущен центр Eversi на фабричной, причем что примечательно, его основателями стали выходцы из проекта Coober. Наконец, в начале 2016 года первый батутный центр «Амплитуда» открылся в новосибирском Академгородке. Как пояснял «КС» один из основателей Coober Никита Слесаренко, в 2016 году планируется запустить в Новосибирске еще две точки — на площади Калинина и на Родниках. А к 2020 году Coober планирует иметь восемь экстрим-центров по всей России. Планы по развитию и выходу на новые площадки имеет и центр Eversi, о чем говорил соучредитель проекта Никита Шептунов. Станут ли батутные центры угрозой для классических фитнес-центров, пока прогнозировать рано, однако эксперты считают, что соответствующие предпосылки имеются.

Техника выживания

В чем же специфика продвижения на рынке спортивных услуг? Какие методы продвижения работают хорошо, какие — хуже? Какие акции, спецпредложения и программы лояльности пользуются наибольшим спросом?

Как говорит Алексей Ковалев, маркетинговая деятельность клубов его сети направлена на приобретение клубных карт. Стимулирующие акции направлены в своем большинстве на привлечение новых клиентов и удержание существующих. Этому способствуют специальные онлайн-акции или распродажи, позволяющие приобрести абонементы дешевле, чем в клубе. Сэкономить, по его словам, можно от 10% до 70% от стоимости.

Екатерина Панферова солидарна с тем, что на данный момент основное продвижение идет через Интернет. Что касается акций, она отмечает, что текущая экономическая обстановка, к сожалению, все же стимулирует к ценовой конкуренции за счет скидок, а каких-то дополнительных бонусов, на которых можно играть, совсем немного. Однако возможность предложения полного комплекса услуг, по мнению собеседницы «КС», является важным конкурентным преимуществом на рынке.

С тем, что основным каналом продвижения является Интернет, соглашается и Андрей Ширай: «Методы продвижения — Интернет. 70% учеников к нам приходят через сайт, группу в VK и «Самопознание». Остальные 30% — сарафанное радио. Акции и программы лояльности — семейная скидка и скидка за стабильное посещение».

По словам Евгении Николиной, в качестве основного канала продвижения и в их сегменте отлично работает сарафанное радио. При этом также значительную роль играют акции, бонусы и спецпредложения: «Купить выгодно абонемент, воспользоваться специальным предложением можно практически постоянно. Конечно, выгоднее всего по цене воспользоваться корпоративными скидками. Чаще всего это уникальное предложение для каждой компании. Очень выгодны дневные абонементы — да, они подходят не всем, но если у клиента сменный график, это позволит значительно сэкономить и комфортно заниматься, когда в фитнес-клубе наименьшее количество людей. «Длинные» карты, годовые тоже намного выгоднее, нежели покупка абонемента каждый месяц».

Впрочем, по данным Екатерины Панферовой, при всей выгодности «длинных» абонементов люди охотнее приобретают «короткие» карты. «В нашем случае 70% продаж приходятся на месячные абонементы, абонементы на три месяца — 21%, шесть месяцев — 7%, и только 1% продаж приходится на годовые абонементы».

Обобщающую картину маркетинговой активности приводит Булат Барантаев. Он приводит в пример европейские фитнес-клубы с точки зрения построения системы работы с клиентом на этапе предварительного интереса. «Вы сами оставляете компании свою контактную информацию, вам проводят экскурсию, а уж затем вас не отпустят, напоминая о себе и рассказывая об акциях еженедельно, пока вы не станете действующим клиентом. При этом все делается с очень высоким уровнем вежливости и деликатности», — рассказывает Булат Барантаев. По его мнению, наиболее близка к этой модели сеть Alex Fitness, уровень работы которой в указанной области собеседник «КС» оценивает очень высоко. В противовес этому он считает слабой работу клубов, которые претендуют в Новосибирске на уровень «премиум», считая, что в их случае речь идет скорее об «офис-менеджерах», нежели об отделе по работе с клиентами.

Также руководитель агентства Grinderr обращает внимание на то, что на развитых рынках цена тренировок в фитнес-центре — это очень плавающее понятие. В одно и то же время в одном и том же зале могут заниматься люди, которые заплатили за один и тот же абонемент цену с 2–3-кратной разницей. «Так как фитнес — продукт регулярного и длительного потребления, то в Европе за вас будут бороться. Там действует технология: вам рассказывают о клубе, предлагают пробные посещения, могут даже предложить неделю бесплатных занятий, а после этого начнется обсуждение суммы. Если вы согласитесь на первую названную цену — отлично. Если «будете обдумывать», через пару дней менеджер позвонит и предложит сниженный тариф. А если вы проявите настойчивость, то можете заплатить гораздо меньше». Как резюмирует Булат Барантаев, для бизнеса общий итог — это выручка, и такие проверенные годами технологии подтверждают свою результативность, но на местном рынке это редкость: «Новосибирские клубы премиум-сегмента, очевидно, в состоянии «встряхнуть» лишь приход федеральных игроков».

Что покупают?

Какие спортивные направления сейчас наиболее востребованы, а какие — нет? По данным Алексея Ковалева, сейчас в России набирает популярность кроссфит. «В наших клубах его представляет программа кросс-тренинг. Она развивает выносливость, помогает преодолеть себя и испытать свои возможности. Также остается очень востребованным классический тренинг в тренажерном зале — тренировки, направленные на развитие силы, изменение пропорций тела. Среди танцевальных направлений сейчас особенно популярна зумба. И групповые функциональные тренировки всегда набирают полные залы», — резюмирует собеседник «КС».

О традиционной популярности силовых направлений говорит Екатерина Панферова: «Как и всегда, востребованы силовые направления, TRX, Hot Iron. Ну что ж, будем ждать, пока придет мода не только на то, чтобы заниматься скульптурированием своего тела, но и получать хорошее настроение на классических аэробных классах, более популярных во всем мире!»

Впрочем, возникает резонный вопрос: неужели классические направления фитнеса, где главной целью является создание оптимального тела, вытеснили традиционные спортивные направления, такие как акробатика, бокс, биатлон, самбо, ушу или фехтование, которые также помогают создать идеальное тело и развить силу, но при этом еще и несут дополнительное прикладное значение? Почему эти направления не распространены в фитнес-клубах и практически ушли в андерграунд?

С этим категорически не согласна Екатерина Панферова: «Ничего похожего! Просто множество людей решили тоже зарабатывать в этой индустрии и открыли эти самые «андеграундовые» клубы узкой направленности, так как они требуют в разы меньших инвестиций. Если говорить про наше заведение, то в его концепте изначально было заложено понимание «Весь фитнес под одной крышей» и спортивные секции были по различным, указанным вами направлениям. Посмотрите, сколько открылось студий йоги (которым, кстати, даже душ не нужен — противоречит сохранению энергии после практики), танцевальных школ, студий стрип-пластики и пол-дэнса, залов единоборств и бойцовских клубов».

С ней солидарна и Евгения Николина, отмечающая, что в ее фитнес-клубе бокс как направление очень развито. «Сказать, что его вытеснили другие направления, просто не могу, у нас он очень популярен, причем разные виды: как классический, так и тайский или кикбоксинг. Не считаю, что совсем уж вытеснена акробатика. Это направление, конечно, требует определенной физической подготовки и имеет много противопоказаний, у нас в клубе есть акробатический рок-н-ролл для детей и подростков — тоже пользуется популярностью. Но на это направление мы не всех принимаем и только со справкой от врача — это обязательное условие». Также эксперт считает, что будущее фитнеса — за персональными тренировками и индивидуальным подходом к клиенту.

Что почем?

Пожалуй, одни из наиболее острых вопросов: сколько нужно вложить в создание фитнес-клуба, как долго придется ждать «урожая» и на какую «урожайность» можно рассчитывать? А точнее, каков средний срок окупаемости для фитнес-клуба, какова общая ценовая политика и средняя рентабельность на данном рынке?

Алексей Ковалев откровенно говорит о снижении рентабельности: «Мы не скрываем, что в прошлом году наша рентабельность немного снизилась и составила около 10%, при этом доход остался на прежнем уровне. Причина в нестабильной экономической ситуации, которая отразилась на всех игроках нашего рынка: возросли расходы на аренду, инвестиции, закупку оборудования, материалов и прочее. В 2016 году мы планируем сохранить такой же процент рентабельности».

Его поддерживает Булат Барантаев, говоря также об увеличении суммы первоначальных вложений и срока возврата инвестиций: «Раньше средние инвестиции в открытие фитнес-центра оценивались в 20 миллионов рублей за 1000 кв. м (а площадь массовых фитнес-центров составляет 800–2500 кв. м). Так как основные затраты здесь — это закуп оборудования и материалов, приобретаемые за валюту, то к 2016 году эта сумма увеличилась до 35–45 миллионов. Это увеличивает срок окупаемости инвестиций, а поэтому снижает интерес к покупке франшизы фитнес-центра и вложениям в этом секторе. Так, например, если строительство популярного фитнес-центра площадью 1000 кв. м ранее можно было окупить за 2,5–3 года, то сейчас на возврат инвестиций может уйти до 5,5 года».

Что касается ценовой политики, то она, как говорит Алексей Ковалев, разнится в зависимости от уровня предоставляемых услуг: «Стоимость абонементов экономкласса может начинаться и от 6 тысяч рублей в год, но это будет переполненное людьми подвальное помещение в 500 кв. м. На мой взгляд, это не самые комфортные условия для занятия фитнесом. Но и у этого класса есть своя аудитория. Цена абонемента в фитнес-клуб среднего класса варьируется от 15 до 24 тысяч рублей. А клубы премиум-класса продают абонементы от 38 до 68 тысяч рублей и более за год. В условиях кризиса клубы премиум-класса тоже начали запускать скидочные акции, и иногда можно приобрести их абонемент по более низкой цене».

По данным эксперта, ключевая тенденция в отрасли в сложившейся ситуации — существенная оптимизация деятельности в пользу сохранения качества предоставляемых услуг, а также максимальное сдерживание стремительного роста стоимости клубной карты.

Булат Барантаев дает свою оценку ценовой политике клубов: «Представители премиального сегмента, такие как Remix или Grand Arena, часто номинально сохраняют прежние высокие цены, однако снижают реальную стоимость месяца занятий во время регулярно проводимых акций. Скидки могут достигать 40–50% от номинала». Основными инструментами для оповещения о таких мероприятиях являются SMS-рассылки для бывших и потенциальных клиентов, а также группы в социальных сетях.

«В противоположность премиуму, потребителям массового фитнеса не удастся значительно сэкономить во время акций и распродаж, какими бы громкими и яркими ни были рекламные кампании. По данным аналитиков Grinderr, колебания цен без акции и во время акций у таких игроков, как Alex Fitness, не превышают 3–5%. Цена месяца фитнеса внутри всевозможных пакетов в любых случаях находится около планки в 600 рублей. Это обусловлено тем, что в экономсегменте бизнес делается «на обороте», то есть на количестве клиентов, и цена уже заранее установлена на очень приемлемом уровне», — подводит итог руководитель агентства Grinderr.

Впрочем, какими бы сложными ни были времена, сильные всегда побеждают. И поскольку спорт делает сильным, то за судьбу рынка фитнес-центров можно не волноваться.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ