СибНИА надеется на правительство и Китай

 

В 2016 году руководство СибНИА им. Чаплыгина намерено на самом верху привлечь внимание к модернизированному народному самолету Ан-2 и наладить его серийный выпуск. По оценкам директора института Владимира Барсука, потребность России в машине составляет порядка 180–300 единиц. Поскольку основные эксплуатанты (местные авиаперевозчики) зачастую не в состоянии приобрести воздушное судно за $1,2–1,3 млн, главным инвестором, по мнению научного центра, должно выступить государство.

В настоящее время проект Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина по модернизации типового самолета Ан-2, анонсированный еще в 2012 году, практически завершен. Выпуском транспортного самолета по технологии СибНИА занимается компания «Росавиапром», находящаяся на площадке научного центра. «Самолет сертифицирован и сегодня продается, — говорит директор СибНИА им. Чаплыгина Владимир Барсук. — В конце декабря мы подписали контракты и реализовали две машины в Нарьян-Мар для перевозки пассажиров, сейчас у нас подготовлено порядка десятка самолетов на продажу за границу». Господин Барсук также сообщил, что заинтересованность в обновленном «кукурузнике» демонстрирует Китай, заявляя о готовности приобрести 700 единиц. Тем не менее собеседник «КС» считает, что проект нуждается в крупном российском инвесторе, готовом вложить деньги в производство. «Главные потребители — региональные авиакомпании, которые работают на рынке Сибири и Дальнего Востока, не всегда имеют устойчивое экономическое положение, покупка самолета для них зачастую просто невозможна, — объясняет Владимир Барсук. — Государство должно выступить инвестором, поскольку рынок перевозок на местных воздушных линиях утрачен», — резюмирует он. Руководство новосибирского научного центра надеется на помощь Минтранса. Предполагается, что в случае если ведомство окажет содействие, может быть реализована модель, близкая к советской: государство закупает транспортные самолеты и на определенных условиях передает их эксплуатанту.

Назад в СССР: «за» и «против»

По мнению господина Барсука, сегодня в первую очередь необходимо заменить 85 самолетов Ан-2 прежней модификации, которые перевозят пассажиров в северных регионах страны. В целом же потребность России, по оценкам руководителя центра, составляет от 180 до 300 единиц. При этом ежегодно СибНИА им. Чаплыгина готов выпускать порядка 80 машин для гражданской авиации.

Депутат Государственной думы РФ Александр Абалаков рассказал «КС», что возможность содействия реализации проекта СибНИА уже рассматривается в Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ, а также в Комитете Госдумы по промышленности. Однако при ограниченности бюджета 2016 года, по мнению депутата, результатов стоит ждать не ранее апреля. Более реалистичным господин Абалаков считает не госзаказ, а привлечение финансирования через фонды поддержки инфраструктурных проектов. В частности, предполагается подача документов в фонд развития промышленности и фонд прямых инвестиций.

«Средства, которые необходимы СибНИА им. Чаплыгина, сравнительно небольшие: порядка 800 млн рублей, — говорит Александр Абалаков. — Научному центру нужно закупить 20 двигателей за рубежом. По соглашению сторон после этого производство двигателей будет передано в Россию», — подвел итог он.

Эксперты рынка, опрошенные «КС», настроены менее оптимистично. Они уверены, что ожидать локализации производства американских двигателей, устанавливаемых при модернизации Ан-2, не стоит. Не приходится, по их мнению, рассчитывать и на госзаказ. «Современная Россия не имеет прецедентов размещения госзаказа на гражданскую авиацию, — говорит собеседник «КС», пожелавший остаться анонимным. — Правительство в силах сформировать рынок местных авиаперевозок путем инвестиций в инфраструктуру, в том числе взлетные полосы и аэровокзалы. В свою очередь это увеличит спрос и на сами самолеты. Также властям по силам оказать содействие в приобретении модернизированного Ан-2 частными авиаперевозчиками путем субсидирования процентной ставки и налоговых льгот», — заключает он.

Президент Новосибирской ТПП Вячеслав Маркелов считает, что проект СибНИА по своим масштабам не соответствует потенциалу всего научного центра. «За основу модернизированного Ан-2 взята конструкция старого советского самолета, — объясняет он. — На машинах устанавливаются новый американский двигатель, новая авионика и салонное оборудование. Проблема в том, что советских самолетов осталось крайне немного. Сегодня специалисты ищут старые машины и их модернизируют. А дальше что? Это же тупик. Сам Ан-2 выпускать уже не будут», — добавляет он. Отметим, что, по данным Википедии, по состоянию на 2012 год в мире эксплуатировался 2271 Ан-2. В России на тот момент имелось 1580 самолетов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации.

Вместе с тем господин Маркелов справедливо обращает внимание на тот факт, что путь, по которому пошел СибНИА, в целом соответствует стратегии развития отечественной авиационной промышленности, когда доработки вносятся в старые модели.

Дорогу молодым

Сегодня эксперты СибНИА работают и над моделью оригинального самолета, который, по словам Владимира Барсука, в три раза превосходит характеристики самолета Ан-2 образца 1947 года. Например, самолет, который способен без посадки долететь из Москвы до Новосибирска. Первый серийный образец, по словам господина Барсука, будет выпущен к концу 2016 года. «Мы считаем, что при грамотной политике государства создание модернизированного Ан-2 позволит возобновить грузопассажирские перевозки в сегменте местных воздушных линий и к 2017 году сформирует потребительский спрос на наш новый самолет, — делится планами Владимир Барсук. — Новый самолет может существенно расширить географию выполнения полетов и улучшит экономику», — заключает он.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ