«Стресс-тест» для сибирской промышленности

По итогам 11 месяцев 2015 года промышленность Сибири показала неплохие результаты — ряд регионов уверенно превзошел среднероссийский уровень промышленного развития. Чему обязаны сибирские регионы таким достижениям и можно ли говорить о формировании долгосрочного тренда?

 Завершившийся 2015 год стал периодом прогнозируемых экономических стрессов. Начавшиеся в начале и развившиеся к концу 2014 года негативные процессы — от финансовых санкций до падения стоимости нефти и соответствующего ослабления российской национальной валюты — предрекали долгие тяжелые месяцы адаптации к новым условиям. И если по поводу скорой отмены санкций ни у кого не было иллюзий, то снижения цены «черного золота» до уровней, достигнутых во втором полугодии прошлого года — ниже $40 за баррель, — мало кто ожидал всерьез. И лишь единичные, казавшиеся невероятными прогнозы предрекали достижение уровня в $30 — но это уже действительность экономики 2016 года.

Возвращаясь в 2015 год, можно заметить, что внешнеэкономическая конъюнктура дважды давала российской экономике надежду если не на стабилизацию, то на временную передышку. Но только первая половина года с ростом цены на нефть и некоторым укреплением рубля дала возможность появления оптимистических реляций, как последующий двухмесячный тренд в противоположном направлении заставил пересмотреть прогнозы на конец года. Да и последовавший после этого период относительного спокойствия на рынках не дотянул до конца года, и декабрь-2015 вновь продемонстрировал все минусы отечественной экономики, зависимой от цен на энергоносители — стоимость нефти в преддверии нового, 2016 года опустилась до минимума.

В этих условиях макроэкономические показатели России, пока рассчитанные Росстатом за 9–11 месяцев прошедшего года, выглядят, безусловно, далеко не лучшим образом. Так, валовой внутренний продукт за январь-сентябрь 2015 года в процентах к январю-сентябрю 2014 года составил 96,3%. И с учетом декабрьского падения курса рубля вряд ли годовые цифры будут более оптимистичными. Индекс промышленного производства (ИПП) в период с января по ноябрь 2015 года упал по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 96,7%, а в сфере обрабатывающих производств — до 94,7%. Надо заметить, что показатели обрабатывающих производств еще могут измениться в лучшую сторону по результатам полного года, так как именно здесь в большинстве своем учитывается производство для нужд оборонного комплекса.

За 11 месяцев 2005 года индекс потребительских цен вырос на 15,8%, а индекс цен производителей промышленных товаров — на 12,6%.

Значительно изменились показатели внешнеторгового оборота России. Так, совокупные объемы импорта за 11 месяцев года сократились до 61,8%, а экспорта — до 68%. Но стоит отметить, что в сфере высокотехнологичной внешней торговли результаты не столь удручающи. Если импорт по этому направлению, включающему товары аэрокосмической промышленности, электронного и телекоммуникационного оборудования, за десять месяцев 2015 года сократился до 59,2% от уровня в сопоставимом периоде 2014 года, то экспорт аналогичной продукции уменьшился не столь значительно — до 88,1%.

Однако изо всех экономических индикаторов, показывающих заметный спад, резко выделяются показатели отечественного сельского хозяйства, показавшие за 11 месяцев 2015 года рост в денежном выражении на 2,9%. И, видимо, дело здесь не только в инфляционной составляющей — по многим направлениям прослеживается наращивание объемов сельхозпродукции, а ИПП в сфере производства пищевых продуктов за те же одиннадцать месяцев вырос до 101,9% от показателя аналогичного периода 2014 года.

Сибирские регионы, прочно интегрированные в отечественную экономику, не могли продемонстрировать принципиально другие тренды в прошедшем году. И все же ряду из них удалось показать результаты, превышающие общефедеральные достижения.

Омская область смогла существенно превзойти общероссийский уровень индекса промпроизводства, поднявшись за 11 месяцев 2015 года до показателя в 101,1%. Здесь же превышен и показатель ИПП обрабатывающих производств, причем весьма существенно — 104,7% против 94,7% в среднем по России. Не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что такими показателями омские промышленники обязаны гособоронзаказу, размещенному на предприятиях радиоэлектроники, двигателестроения и транспортного производства. Так, в ноябре 2015 года по сравнению с ноябрем 2014 года ИПП в производстве транспортных средств и оборудования в Омской области вырос даже не на проценты, а сразу в 2,4 раза. А вот омский ИПП пищевого производства немного отстал от показателей обрабатывающей промышленности, не дотянув до 100% и остановившись на цифре 99,4%, что заметно ниже федерального уровня.

В Новосибирской области за январь–ноябрь 2015 года индекс промышленного производства составил 100,7% к уровню января–ноября 2014 года, в том числе в добыче полезных ископаемых — 97,3%, в обрабатывающих производствах — 100,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 105%. При этом область превзошла общероссийские показатели как по общему уровню ИПП, так и по развитию обрабатывающих производств. Так, производство машин и оборудования в Новосибирской области выросло на 9,3%. Немалый вклад в этот показатель внесли новосибирские предприятия оборонного характера. По оценке губернатора Новосибирской области, в том, что промышленность области проросла на 100,7%, есть особый вклад предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ: в 2015 году оборонно-промышленный комплекс региона показал рост на 10%, выпустив продукции на 57 млрд рублей.

Рост обрабатывающих производств отмечен и в Томской области. Здесь при снижении за 11 месяцев 2015 года общего индекса промпроизводства до 98,8% (что, впрочем, выше федерального показателя в 96,7%) показатели обрабатывающей промышленности выросли до 102,4%. Возможно, именно так сказывается реализация «дорожных карт» томской промышленности с крупнейшими федеральными корпорациями, в частности, «Газпромом», «Интер РАО», «Россетью» и «СИБУРом».

Показатели промышленности Алтайского края за 11 месяцев прошедшего года также превысили общероссийский уровень, однако немного не дотянули до 100% — общий индекс промпроизводства составил 99,6%, ИПП в обрабатывающей сфере — 99%. Но по отдельным направлениям Алтайский край демонстрирует значительный рост. Индекс производства машин и оборудования вырос до 132,5%, в том числе кузнечно-прессовых машин в 2,2 раза, а сельхозтехники (плуги общего назначения, тракторы для сельского и лесного хозяйства) — до 126,3% и 135,1% соответственно. Так, мощностей одного из лидеров алтайского промпроизводства — Рубцовского завода запасных частей, производителя сельскохозяйственных плугов — хватает на обеспечение внутренних потребностей и на выход на внешний рынок: в январе 2016 года планируется первая поставка продукции в Республику Таджикистан.

Хорошие результаты демонстрирует промышленность Кемеровской области. Здесь индекс промпроизводства в январе–ноябре 2015 года к январю-ноябрю 2014 года составил 102,1%, что существенно выше федерального результата. При этом в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых ИПП достиг 106,8%, а в обрабатывающей промышленности недотянул до 100%-ной отметки и остановился на уровне 98,6%. Однако при этом производство машин и оборудования выросло до 122,6% — только за ноябрь 2015 года рост по отношению к ноябрю 2014 года составил 2,2 раза. Значительный вклад внесла в эти показатели продукция, выпускаемая кемеровскими предприятиями в рамках импортозамещения. На Юргинском машиностроительном заводе изготавливаются запасные части и узлы для американской и немецкой карьерной техники — бульдозеров Caterpillar и экскаваторов Liebherr Group, а всего на машиностроительных предприятиях Кузбасса разработано и произведено более 10 видов импортозамещающей продукции для горнодобывающей промышленности.

Индекс промышленного производства Красноярского края в январе–ноябре 2015 года по сравнению c январем–ноябрем 2014-го составил 99,0%, при этом в обрабатывающей сфере — 98,1%. Эти показатели ниже достижений большинства промышленных регионов Сибири, но и они превосходят общероссийский уровень. Из отдельных отраслей можно выделить производство кокса и нефтепродуктов — здесь производство выросло до 120,5%. Однако по итогам года и традиционно успешная для Красноярского края отрасль — производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — может показать хороший результат. За ноябрь 2015 года индекс промпроизводства здесь вырос на 75% по сравнению с октябрем, а красноярские электронщики всегда были хорошо обеспечены госзаказом.

Иркутская область в непростой экономической ситуации показывает очень хорошие темпы роста промышленности. В январе–ноябре 2015 года индекс промпроизводства достиг величины 104,3%. Область традиционно ориентируется на поддержку собственной промышленности — как путем налоговых преференций, так и содействием в установлении долгосрочных отношений с крупнейшими федеральными компаниями — в частности, с ПАО «Газпром». Только в прошедшем году было заключено несколько десятков соглашений о сотрудничестве с иркутскими предприятиями, что послужит хорошей основой дальнейшего развития иркутской промышленности, в том числе и в направлении импортозамещения.

Подводя предварительные итоги года в части промышленного развития сибирских регионов, можно констатировать, что темпы роста в этой экономической сфере по ряду регионов существенно превосходят общероссийские. Традиционное объяснение этому — большая доля оборонного производства, обеспеченного госзаказом — может пополниться фактором реального импортозамещения. Впрочем, сделать объективные выводы можно будет лишь после получения окончательных и подробных итогов 2015 года, что «КС» также планирует сделать вместе с участниками рынка.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ