Итоги года. Премиум-сервис: Назад в будущее

«Движение по инерции» — так охарактеризовал нынешний год ресторатор Денис Иванов и дал отнюдь не оптимистичный прогноз развития событий на рынке общественного питания в 2016 году. Остальные сегменты развлекательно-досуговой сферы Новосибирска двигались в схожем направлении. Удивительный рост на этом фоне показал рынок fashion: вопреки экономической ситуации в город пришли мировые бренды — Armani Collezioni и Roccobarocco, в сегменте масс-маркет — H&M, самым же масштабным открытием стал запуск первого в Сибири универмага премиальных брендов LUKSE, который собрал на своей светской вечеринке весь новосибирский бомонд.

 Рестораны, кафе

 «Люди теперь меньше ходят в рестораны и стали очень требовательны к качеству еды, сервису. На первый план вышло оптимальное сочетание цены и качества: переплачивать гости сейчас ни за что не готовы», — констатирует актуальную обстановку на ресторанном рынке директор кейтеринговой компании Daily Catering Анна Сидевич.

 Те игроки, для которых этот бизнес был не профильным, закрыли рестораны, не проработав и года — в качестве примера Анна Сидевич приводит ресторан «Елки». Напомним, что заведение открылось в июне 2015 года на улице Челюскинцев (на месте ресторана «Казино Карт Бланш»), а закрылось 15 ноября. Эта же ресторанная группа развивала в Новосибирске сеть кондитерских «День Варенья», которая тоже прекратила свою работу.

Ушли с рынка в этом году и достаточно зрелые игроки: летом о закрытии объявил ресторан русской кухни «Сибирская Тройка» (на его месте уже открыла заведение «Своя компания». — «КС»), а в декабре холдинг «Росинтер Ресторантс» сообщил о том, что в нынешней экономической ситуации стало сложно поддерживать на плаву заведения с японской кухней. Таким образом, прекратилась восьмилетняя история «Планеты суши» в Новосибирске.

«Японская кухня действительно все больше теряет свои позиции в стационарных местах, самый явный, на мой взгляд, пример перепрофилирования — открытие ресторанов «Соль&Перец» компанией «Терра» еще в начале 2015 года. Однако параллельно растет доля доставки готовой еды, в первую очередь, все тех же японских блюд, и пользуются популярностью роллы to go», — говорит партнер 4Advance Creative Management Андрей Ушаков.


 
Эпохальным событием для ресторанного рынка в этом году также стал раздел бизнеса сети Traveler’s Coffee. Напомним, что один из основателей бренда американец Кристофер Тара-Браун был отстранен от ведения дел. Сеть теперь поделена между собственниками на две структуры — ООО «Трэвэлерс кофе Москва» под руководством бизнесмена Анвара Пириева и ООО «Трэвэлерс кофе», которую курируют американские инвесторы. В Новосибирске руководство Traveler’s Coffee на данный момент осуществляет Евгений Михиенко, бывший управляющий сетью Carl’s Jr. Последняя также ушла с новосибирского рынка в этом году.

«Тем не менее, те компании, которые уже долгое время занимаются ресторанным бизнесом, не побоялись открыть новые рестораны и в этот непростой год: к примеру, «Библиотека», «СибирьСибирь» — видно, что в них вложено очень много сил, времени и души, а главное, что над ними не прекращается работа», — подчеркивает Сидевич.

50_11_SibirSibir2«Библиотека» — первый собственный проект Натальи Ильиной. Напомним, что в прошлом Ильина управляла в Новосибирске заведениями ГК «Септима» — ресторанами La Maison и «Шемрок», кроме этого, именно она является одним из идеологов и создателей популярной сети кофеен «Кофемолка». А авторство ресторана «СибирьСибирь», который расположился на первом этаже отеля Azimut, принадлежит известному в городе ресторатору Денису Иванову.

«Как актуальный тренд года можно также выделить активное появление новых концепций в Академгородке, где весь год открывались новые заведения. В первую очередь, в двух образовавшихся ресторанных комплексах — Технопарке (ресторан-пивоварня «Гуси», бар «Теплица») и в «Золотой долине» (ресторан Good Wine и «Золотая долина», чайхона «Веранда», бар HIKI). Думаю, рынок Академгородка по-прежнему будет вызывать интерес у рестораторов Новосибирска», — считает Андрей Ушаков.

К особенностям уже почти минувшего года относится и уже, пожалуй, повальное увлечение крафтовым пивом. «Оно в этом году заполонило все: открывались магазины, бары, проводились фестивали и лекции, — отмечает Ушаков. — Посмотрим, хватит ли энергии у лидеров этого движения, чтобы получить достаточную долю поклонников, способную превратить увлечение в стабильный бизнес».

 Продовольственные супермаркеты, магазины

 Среди наиболее заметных открытий года можно отметить запуск супермаркета «Холидей Классик» в формате «суперстор» на проспекте Дзержинского в апреле 2015 года. Его площадь составила 2400 кв. метров, в дальнейшем компания также намерена открывать магазины подобного формата.

Кроме этого, в ноябре на улице Русской начал работу круглосуточный гипермаркет «Сибирский Гигант» в Советском районе (площадь 7500 кв. метров). Также в этом году взяла новый вектор развития группа компаний «НТС» — осенью на фудкорте торгового центра «Галерея Новосибирск» заработало первое кафе русской кухни «Добрянка», а в декабре – ярмарка русской кухни под брендом «Добрянки» в «Меге».

«Мы решили попробовать новый формат. Если бизнес-модель окажется тиражируемой, а вложенные инвестиции окупаемыми, не исключено, что аналогичные ярмарки или кафе русской кухни «Добрянка», как в ТРЦ «Галерея Новосибирск», появятся и на фудкортах других торговых центров Новосибирска», — сообщал ранее «КС» исполнительный директор ГК «НТС» Роман Загуменный.

Из печальных новостей года — прекратил работу гастрономический бутик Pecorino на улице Урицкого. Однако на его месте в ноябре прежние владельцы открыли итальянское кафе Trattoria La Trenta.

Мода

 Несмотря на сложности в экономике, текущий год стал знаковым для fashion-рынка Новосибирска.

Так, в начале октября в городе открылись монобрендовые бутики Roccobarocco и Armani Collezioni. Первый — на Красном проспекте, в помещении, где ранее располагался Hugo Boss, второй — в составе Галереи бутиков на Вокзальной магистрали.

 На открытие Roccobarocco в Новосибирск приехал сам основатель бренда — господин Рокко Барокко. Он рассказал, что это первый монобрендовый бутик марки в России, а переговоры о его открытии велись с Дмитрием и Светланой Маниными в течение трtх лет.

В рамках официального открытия Armani Collezioni 1 октября Новосибирск также посетила делегация представителей бренда Armani. Магазин открыт по франшизе и входит в Галерею бутиков на Вокзальной магистрали, которая на данный момент также включает магазины Etro, MaxMara и Marina Rinaldi.

Однако самым масштабным открытием этого года стал запуск универмага премиальных брендов LUKSE на улице Серебренниковской. Проект реализовала в Новосибирске компания Satico Group во главе с Тимуром Саттаровым и Ольгой Гребенюк. Сейчас в LUKSE работают три этажа, на которых представлены известные luxury и премиум-бренды — Gucci, Prada, Valentino, Dior, Brioni, Jimmy Choo, Saint Laurent, Marni, Celine, Tom Ford, Burberry, BOSS, Alexandr Wang. Это первая очередь проекта. Всего в универмаге запланировано семь этажей.

Расширили свое присутствие в Новосибирске в этом году также бренды United Colours of Benetton и Marina Yachting, открыв по одному новому магазину в торговом центре «Аура».

«В сегменте люкс, на мой взгляд, все достаточно неплохо, конечно, есть спад, но он не критичен, — уверена совладелец галереи Perfect Style Светлана Манина. — В среднеценовой категории ситуация сложнее ─ этот клиент в этом году существенно сократил расходы на одежду известных дизайнеров и перешел на более дешёвые коллекции. Потребители теперь гораздо чаще стремятся приобрести одежду с очень большими скидками, впрочем, как и всегда, но не все. Любители эксклюзива, которые заказывают штучные вещи, пока еще в Новосибирске есть».

Спорт, здоровье

Федеральная группа компаний «Мать и дитя», которая в 2014 году приобрела медицинский центр «Авиценна» в Новосибирске, объявила о расширении площади госпиталя. В начале ноября 2015 года был подписан договор генерального подряда с ООО «Главновосибирскстрой-СП» на строительство нового крыла стационара, которое будет присоединено к существующему госпиталю «Мать и дитя Новосибирск».

Площадь нового крыла составит 7 000 кв. метров, а родовое отделение сможет принимать до 800 родов в год (прирост 48%). Открытие нового крыла запланировано на начало 2017 года. Общая сумма инвестиций — 1,3 млрд рублей.

В этом году также стало известно о том, что в Новосибирске в составе строящегося проекта MedPark появится второе частное родильное отделение в городе. По предварительным данным, его откроет известный акушер-гинеколог, заведующий родовым отделением Новосибирской областной клинической больницы Дмитрий Хоптян.

К спортивным событиям года можно отнести открытие седьмого клуба сети Extreme Fitness 23 декабря на улице Семьи Шамшиных. Сегмент SPA-услуг пополнился выходом на новосибирский рынок федеральной сети массажных салонов Royal Thai. Две точки открылись в торговом центре «Галерея Новосибирск» и на улице Ленина. В 2016 году компания рассчитывает открыть еще два салона в Новосибирске. Каждый из них включает 13 комнат и 15 мастеров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 ДЕНИС ИВАНОВ, ресторатор:

50_11_DenisIvanov— Ввод различных ограничений и запретов относительно ресторанного рынка в 2015 году, как и в 2014-м, продолжился. При этом, на мой взгляд, большинство из них сложно назвать продуманными. На фоне стагнирующей экономики эти меры нанесли существенный урон ресторанному бизнесу.

Безусловно, некоторые плюсы во вводе санкций есть, но минусы пока перевешивают. Санкции негативно отразились на ресторанной сфере как косвенно, так и непосредственно. Добавляет к этому остроты и ситуация с валютными курсами, между тем как очень большая доля продукции по-прежнему закупается за рубежом, например, кофе, алкоголь, вино, рыба, овощи. Цены на продукты растут последние два года непрерывно, а стоимость блюд и напитков в ресторанах поднимать пропорционально росту цен мы не можем. Как следствие, маржинальность и доходность ресторанного бизнеса в 2015 году в среднем по рынку, по моим оценкам, сократилась в 2–4 раза.

В 2014 году мы наблюдали бум ресторанного рынка, в 2015-м рынок некоторое время продолжал развиваться по инерции, а в 2016 году нам придется, что называется, «face the music», то есть столкнуться с последействиями всего «напринятого».

В следующем году все более и более крен будет в пользу максимально демократичных форматов — закусочных, фаст-фудов, столовых, беляшичных и других аналогичных заведений. Все, что было популярно в советское время в отсутствие денег, выйдет на первый план в следующем году. А то, что десятилетиями развивалось в России после Советского Союза, «свернулось» буквально за один год. Чтобы восстановить ресторанный рынок в прежних позициях, снова потребуются десятилетия. Запретить — просто, вернуть — всегда сложно.

Таким образом, в 2016 году движение ресторанной сферы по инерции закончится, и, скорее всего, планирующий самолет совершит жесткую посадку. Большинство игроков исчезнут. Этот год, к сожалению, уже обозначил данный тренд. Новый год мы встречаем с очередным «ограничением-регулированием» — вводом ЕГАИС.

Мне кажется, что когда наступают так называемые «тяжелые времена», необходимо все разрешать, а не все запрещать.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ