«Европа повторяет наши ошибки, заваливая свои рынки китайским ширпотребом»

В Новосибирской области флагманы региональной экономики по-разному переживают кризис. Некоторым удается не просто удержать свою долю на рынке, но и найти резервы для дальнейшего развития. Генеральный директор ГК «Карачинский источник» ВЛАДИМИР ХРИТАНКОВ рассказал «КС» о том, как происходит оптимизация на предприятиях, об экспансии на новые рынки, о текущих проектах компании и посоветовал ответственным за экономическую политику чиновникам переходить от слов к делу.

— Владимир Федорович, в начале года вы выказывали осторожный оптимизм в отношении года предстоящего. Оправдались ваши ожидания? Как прошел год для «Карачинского источника»?

— В начале года ситуация была не до конца понятная, с далеко идущими прогнозами выступать было опрометчиво. Опасения, к сожалению, подтвердились. Но, несмотря на определенные трудности, речь, в первую очередь, идет о трудностях с получением кредитных ресурсов, нам удалось завершить год с положительными показателями. Мы сработали так, как и рассчитывали.

Экспансия на континент

— Основной вид деятельности вашей группы компаний — выпуск минеральной воды. Как текущая ситуация в экономике отразилась на объемах продаж?

—В этом году нам удалось удержать не только прошлые показатели, но и увеличить объемы продаж. Мы целенаправленно расширяем географию поставок. Это, наверное, сыграло ключевую роль. В этом году активно работали на Урале, в европейской части России. Зашли в Крым. Работали над увеличением продаж по северо-западу страны, в том числе, по Санкт-Петербургу, по ряду других регионов. На будущий год у нас есть задача присутствовать во всех регионах России.

— Как проходит экспансия за пределы страны, имеются ли сложности?

— Сегодня мы довольно успешно сотрудничаем с Беларусью и Казахстаном. Надеемся в скором времени зайти на китайский рынок. Вопрос этот непростой, переговоры ведутся. Здесь есть свои сложности и свои нюансы. Китайский рынок традиционно не жалует конкуренцию с иностранными товарами. Здесь существует множество законодательных преград для продукции, производимой за пределами страны. Но процесс идет, и надеюсь, мы найдем решение.

Просчитывая варианты доставки, мы столкнулись еще с одной неожиданной проблемой. В переговорах с Китаем мы остановились на таком варианте, который пожелали наши партнеры: в какую бы точку границы мы не подвезли товар, цена на него будет одинаковая. Оказалось, что нам выгоднее отправлять товар в Санкт-Петербург, там грузить на судно и по морю через полпланеты доставлять в Китай. Варианты доставки по железной дороге до Владивостока или автомобильным транспортом до Читы существенно дороже. Согласитесь, это абсурдная ситуация, когда перевозки внутри страны настолько не выгодны.

— Вы в прошлый раз также упоминали о планах двинуться в Европу. Чего удалось достичь по этому направлению?

— Главный итог здесь состоит в том, что в конце ноября мы получили международные сертификаты Евросоюза, которые позволяют нам работать с любой страной, в него входящей. Начнем с Германии, потому что почва в этом направлении уже подготовлена. В ближайшее время мы продолжим переговоры с немецкой компанией, которая проявила интерес к нашей продукции.

Кризисные решения

— Вы упомянули о сложности получения кредитов. Как сегодня складываются ваши отношения с банками?

— Компания имела сравнительно небольшие заемные средства. В этом году мы полностью погасили все кредиторские задолженности перед банками. В настоящее время не пользуемся кредитами, потому что ставки неоправданно высокие. Не может сегодня российский производитель, получая заемные деньги под 17–18%, конкурировать с любыми западными производителями аналогичной продукции. И потом ведь любой заем нужно отработать, заложить издержки по его погашению в стоимость продукции. В итоге крайним опять оказывается покупатель. Все это «разгоняет» инфляцию.

Сегодня банки под предводительством Центробанка откровенно сдерживают развитие отечественной экономики. Мы не первый день на рынке, но и для нас существуют те же высокие ставки, которые не позволяют нам заниматься развитием производства в тех объемах, в которых бы нам хотелось.

— Сегодня многие занимаются импортозамещением, или, по крайней мере, активно обсуждают эту тему. Для вашего производства это актуально, вы готовы включиться в этот процесс?

— Мы задумались над решением этой проблемы не сегодня и не вчера. Гораздо раньше, чем об этом стали трубить в правительстве. Мы оценили возможности комплектации через российских производителей и существенную долю для ремонта и восстановления изношенного оборудования уже закупаем внутри страны. Есть позиции, которые на российских предприятиях пока не производятся, мы вынуждены завозить их из-за границы. Учитывая скачки курса валют, эта продукция стала в разы дороже. Сырье для производства цветных напитков также завозим из Германии, потому что в России нет его достойных производителей.

Но, если говорить в целом, в нашей отрасли мы не рассчитываем на быстрый результат программы по импортозамещению. К тому же полностью перейти на российскую продукцию и технологии невозможно. Так устроен мир, что кто-то где-то вырвался в технологическом плане вперед. Региональная специализация и связи складываются в мире десятилетиями. Можно изобретать велосипед, а можно купить его и сделать более совершенный аналог, как ведут себя китайцы. Мы вынуждены закупать передовые технологии. Чтобы перейти от разговоров про инновации к реальному делу, мы должны позволить закупать технологии по фиксированным ставкам валюты, по курсу, который был два года назад. Без финансовых ресурсов инноваций не бывает.

— В Новосибирской области сегодня активно взращивают инноваторов. Вы, к примеру, готовы ставить инновационным компаниям задачу на разработки, которые могут пригодиться в вашем производстве?

— Сейчас есть все возможности использовать передовые мировые технологии. Внимательно следим за новыми разработками, мониторим все инновации, связанные с нашей отраслью. Если появится какая-то идея, и мы сами не сможем ее реализовать, мы без сомнения обратимся к нашим специалистам.

Не так давно мы уже сотрудничали с учеными нашего Академгородка. Они помогли нам создать систему охлаждения жидкости, которая работает на природном газе. Тем самым мы сэкономили более одного мегаватта энергии. Это очень интересное направление. Мы эту разработку внедрили.

Новые горизонты

— Давайте поговорим о других направлениях вашей деятельности. Сегодня в группу компаний «Карачинский источник» входят два фермерских хозяйства. Как вы оцениваете этот свой проект?

— У нашего сельскохозяйственного направления была довольно занимательная предыстория. На одном совещании по развитию отрасли в регионе я выступал со своими предложениями. Кто-то из чиновников мне на это прямо сказал: «Сперва вырасти одного теленка, потом можешь советовать». Два года назад мы организовали фермерские хозяйства. Они работают успешно: более тысячи голов крупного рогатого скота находятся на откорме. Полностью закрываем потребности наших рабочих столовых, продаем мясо своим работникам. Сняли вопрос снабжения охлажденным мясом молодняка курорта озера Карачи. В этой части мы на 100% не зависим от импортных поставок.

— Сельское хозяйство также в приоритете государственной политики. Вы наблюдаете позитивные изменения в отрасли? Какие меры поддержки кажутся вам наиболее актуальными?

— Я не вижу позитивных изменений, кроме очередных декларативных вещей. Да, определенные шаги делаются для помощи крупным комплексам. Но помимо этой программы существует широкий круг вопросов, которые игнорируются. Никак не решается проблема занятости на селе. По-прежнему люди не имеют возможности полноценно заниматься содержанием мелких хозяйств. Во всем мире мелкотоварное сельхозпроизводство — это основа данного сектора экономики. Я готов повторять это каждый раз: сегодня нужна кардинально иная экономическая политика на селе.

Большинство районов Новосибирской области — это глубоко дотационные районы. Они не обеспечивают себя через налоги, не способны сами себя прокормить. Сельского хозяйства здесь практически нет. Многие, кто сейчас там проживает, вообще не держат никакого скота. Они в этом не заинтересованы, потому что есть разлагающая система, работающая через фонд занятости: они где-то отрабатывают формально, потом становятся на учет и получают мизерное содержание, которое их устраивает. Хватит разглагольствовать об упадке деревни, создайте людям условия, при которых хозяйствовать на земле станет выгодно!

Более ста лет назад придумана система стимулирования развития сельского хозяйства и освоения регионов Сибири, которая работала. Если уж на этих территориях и так ничего не производят, освободите людей, которые стремятся что-то делать, на 20–25 лет от всех налогов. Кроме тех, что идут с зарплаты. В государстве нет денег, чтобы заниматься этим самостоятельно. Найдутся частники, которые, если поверят, придут и вложат в организацию небольших фермерских хозяйств свои средства.

— Меня, как городского жителя, больше волнует, что затем придут те же перекупщики и те же крупные комплексы, которые будут диктовать свои условия и свои цены.

— Поэтому одних этих мер недостаточно. Нужна организованная система закупа и переработки. Необходимо создать цеха и производства по переработке мяса и молока в каждом районе. Не на крупных комбинатах. И не под Москвой, куда вести дорого и нецелесообразно. Чтобы частник не мотался по рынкам и по базарам, давайте возродим в измененном виде систему советских заготовительных контор. Это не потребует больших денег, нужна политическая воля.

Третий ключевой момент, без которого ничего не выйдет, — это система доступных кредитов. Для тех, кто занимается реальным производством в сельском хозяйстве, нужны специальные ставки или субсидирование за счет бюджета. Речь не о бесплатных займах. Обеспечьте 90% процентной ставки, этого будет достаточно. То же самое касается промышленности. Говорят, кредиты дешевые нельзя давать, потому что их сразу направят на закупку валюты, а полученные средства выведут за рубеж. Мы работаем с зарубежными партнерами, закупаем у них оборудование и комплектацию, за все средства, направленные на закупки, мы отчитываемся. В этом плане мне не понятно, почему за каждой нашей сотней долларов пристально следят, а миллиарды долларов выводятся? Почему здесь система контроля не работает?

— Подобные подходы применимы в других отраслях экономики?

— Применимы на сто процентов, если мы говорим о реальном секторе. Сегодня все снова переживают по поводу низких котировок нефти. Но мы не можем просто продолжать существовать в таком подвешенном состоянии. В стране напрочь отсутствует часть отраслей, которые были в советское время. Необходимо эти отрасли воссоздать. Это новые рабочие места, налоги.

Для этого нужно сделать то же, что и в сельском хозяйстве. Освободить на 20–25 лет от налогов людей и организации, готовые заниматься реальным делом. Найдутся деньги без привлечения государственного ресурса. Сегодня Западная Европа повторяет наши ошибки двадцатилетней давности, когда рынки завалены дешевыми товарами широкого потребления из Китая. А мы, наоборот, должны восстанавливать свою легкую промышленность. Чтобы мы не зависели от Турции и от всех остальных. Из одних деклараций дом не построить.

Туризм для Сибири

— Ваш проект по восстановлению курорта «Озеро Карачи» удачно вписывается в концепцию по развитию внутреннего туризма в стране. Что удалось сделать в этом направлении?

— «Озеро Карачи» с 1971 года имеет статус курортной зоны республиканского, сейчас федерального значения. Таких мест в России всего 34. В прошлом году мы защитили проект в рамках федеральной программы по развитию санаторно-туристического кластера в регионе.

Мы договорились, что по этой программе все, что касается реконструкции, благоустройства внутренних площадей, мы делаем на наши средства. Все остальное — благоустройство поселка, дороги, канализация, водопровод, электроэнергия, газификация — делается за счет бюджетных средств программы. Мы свою часть в следующем году полностью выполняем с опережением графика на два года. Со стороны региона там практически ничего не делается. И, учитывая, что ситуация в экономике лучше не становится, а отговорки всегда найдутся, вероятно, не будет делаться.

Сегодня к нам приезжает все больше людей из других регионов. Они видят отсутствие нормальной дороги, освещения, тротуаров. Понятно, какое впечатление мы производим на наших гостей. Хотя мы действительно за счет наших предприятий фактически с нуля возродили курорт.

— Ваши рекомендации для бизнеса на предстоящий год. Что бы вы пожелали?

— Главное — это не паниковать. Продолжать развиваться даже в таких непростых условиях. Потому что развитие — это жизнь. Находить резервы для исполнения того, что было задумано и запланировано. Хочется пожелать всем удачи, спокойствия и выдержки.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ