«Хорошие часы точны и в кризис. Банки должны работать так же»

Управляющий Новосибирским филиалом АО ЮниКредит Банк МАКСИМ ВЕСЕЛОВ предпочитает не делать прогнозов, утверждая, что ясновидение чаще приводит к казусам — угадать даже самое ближайшее будущее крайне сложно. Собеседник «КС» наверняка знает одно: в будущем, 2016 году всем предстоит хорошенько поработать, чтобы остаться на рынке.

На предстоящий вал работы Максим Веселов смотрит спокойно и даже с оптимизмом. В минувшем году банк показал неплохие финансовые результаты, поэтому есть все шансы улучшить их в 2016 году. «Нам деваться некуда, нужно расти. Мы росли в этом году, будем развиваться и в будущем. Конечно, за счет новых начинаний», — полагает собеседник «КС».

— За счет чего вы планируете достигнуть желаемых показателей? Ведь у надежных компаний, чья платежеспособность не вызывает сомнений, предложений сотрудничества от банков более чем достаточно…

— Безусловно, поэтому в первую очередь мы планируем работать с нашим постоянным пулом клиентов, расширяясь за счет грамотных проектов. Но и расширения количества партнеров мы тоже ждем. Допускаю, будет вестись борьба между банками — рынок-то не растет. Бизнесу в этой ситуации придется крайне непросто: в кризис каждый становится более осторожным, поэтому старается не менять партнеров, но интересные продукты, проекты могут подтолкнуть к переоценке сотрудничества с банком. Так что перераспределения будут, хотя, наверно, и незначительные. Отрасль в целом тоже останется прежней, предлагая традиционные продукты. Так что я жду «консервативного роста», в рамках которого серьезных изменений ни на рынке, ни в работе банка не предвидится.

— Возникали ли проблемы с платежеспособностью клиентов в этом году?

— Определенная доля проблемных корпоративных кредитов у нас есть, но она ниже, чем в целом по отрасли, всего 5%. Такая цифра стала возможна, благодаря тому, что мы достаточно осторожно подходим к кредитным рискам. Поэтому нет боязни и будущего года: мы не ждем, что кто-то из наших постоянных клиентов окажется в банкротах. Большинство из них — реалисты, которые знают, что со сложностями можно и нужно работать. Бесперспективно специализироваться на стандартных предложениях — работа с корпоративным сектором предполагает разработку индивидуальных продуктов для конкретного случая. Бизнес это понимает и готов к сотрудничеству.

— В начале года многие компании паниковали из-за неожиданного отказа в открытии кредитных линий в крупных банках. Какие настроения царили среди клиентов вашего банка?

— Большая часть ситуаций развивается по стандартному сценарию: сначала эмоции, потом вопросы о том, что делать, и уже после этого решение проблемы. Год назад во многих отраслях царила паника. Бизнес оказался в патовой ситуации, когда ряд крупнейших банков вдруг отказал в открытии кредитных линий. Как итог: рынок резко наполнился потенциальными клиентами, которые по разным причинам расстались с прежним банком-партнером. Потом нервозность исчезла, успокоился валютный и процентный рынки, банки тоже вернулись к более спокойной политике. В свою очередь, компании пересмотрели свои затраты, нашли новых партнеров в банковском секторе и сейчас учатся работать в новых условиях. Бизнес осознал, что рост может быть не всегда, и подстроился под новые условия. На данный момент уже мало кого напугаешь прогнозом стоимости одного доллара в сто рублей, и уж точно никто не бежит покупать валюту, телевизоры и так далее.

— В любом случае удержать хорошего клиента всегда не так-то просто, а сейчас тем более. За счет каких факторов сегодня можно это сделать?

— Традиционно важно предлагать то, что востребовано рынком, а не то, что банк хочет продать. Повторюсь, в корпоративном бизнесе нельзя применять стандартные продукты. Конечно, есть какие-то услуги, которые всегда пользуются спросом, но все они с определенными вариациями, подстроенными под конкретные потребности.
В этом году было важно сосредоточиться на поддержке каждой компании-партнера для того, чтобы сохранить хорошие отношения. Банки не должны бросать клиентов в сложной ситуации. Все наши проблемные ситуации, как правило, прогнозируются заранее, а если они возникают, то решаются вместе с банком. Мне кажется неправильным, когда банки ждут, что придет клиент и расскажет о проблемах. Если есть понимание рынка, правильнее предупредить клиента о возможной опасности — работать в партнерских отношениях гораздо проще и выгоднее для обеих сторон. Как итог подобной работы: банку будут доверять, а этого достичь очень непросто, если работать с лучшими компаниями как в среднем, так и в крупном бизнесе.

— Насколько актуальной была тенденция, когда банки вдруг решили акцентировать работу на рынке транзакционных и комиссионных услуг?

— Эти услуги не требуют дополнительного капитала, а это в условиях нехватки денег было очень актуально. В итоге получилась не самая выгодная для нормальной работы сектора ситуация: представьте картину, когда все пассажиры вдруг начинают входить в один автобус. Конечно, случилась давка. В этом сегменте традиционно работали несколько банков, в числе которых исторически был и ЮниКредит Банк, а в текущем году к ним присоединилась львиная доля участников рынка — началось выталкивание локтями. Здесь очень важна региональная специфика, которую учли далеко не все участники рынка. В силу особенностей экономики Новосибирской области, которая не ориентирована на экспорт или на импорт, в нашем регионе применение транзакционного бизнеса ограничено только внутренними операциями. Соответственно, в транзакционном секторе ажиотажа не наблюдалось. Наши потребители интересовались другими банковскими услугами. В этих условиях правильная стратегия банка — работать диверсифицировано, не расставляя акценты на определенном направлении.

— Понятно, что в этом году, впрочем, как и всегда, потребителей банковских услуг, в том числе и ваших клиентов, интересовали деньги. Но были ли в этом сотрудничестве нюансы?

— Безусловно, деньги важны, но в этом году акценты немного сместились на поиски надежного банка как партнера. Клиентам интересен не столько дополнительный рубль финансирования, сколько совет, как поступить в той или иной ситуации и оценка событий, рисков с точки зрения финансовой структуры. Сегодня на рынке важно показывать, что отношения строятся на долгосрочной перспективе, в том числе и в кризис, иметь в своем составе консалтинговые подразделения.
В следующем году мы планируем продолжить работу в этом направлении, сосредоточившись на оказании классических банковских услуг для корпоративного бизнеса — работать надежно и вовремя, как делали это всегда. Я считаю, что хороший банк должен быть похожим на часовой механизм. Ценность финансовых услуг как раз в четкости и своевременности.

— В России кредиты часто выдавались не компании, а ее руководителю — уважаемому человеку, которого знает весь регион или даже страна. Изменился ли сейчас подход к кредитованию клиентов?

— Наш банк никогда не финансировал компанию, только лишь глядя на руководителя и апеллируя симпатиями к нему. В этом случае финансирование возможно из собственного кармана менеджера, который принимает такое решение. Если же речь идет о банковских деньгах, то в первую очередь важны финансовое состояние и способность компании возвращать эти кредиты. Хотя, безусловно, в России бизнес основан на человеческих ценностях и симпатиях, но это не должно влиять на оценку бизнеса клиента.

— ЮниКредит Банк ведь работает в нескольких областях Сибири?

— Да, работа организована в шести сибирских регионах, и в каждом из них ведется очень индивидуально. При этом мы сотрудничаем только с региональным бизнесом и только с собственниками.

— У каждого региона традиционно есть своя специфика: Кемеровская область — уголь, Новосибирская — торговля. К этой традиционной региональной градации добавились ли еще какие-то отраслевые особенности?

— Традиционная градация по-прежнему превалирует. Новосибирск никуда без торговли, так же, как Томск без нефти, а Алтай без сельского хозяйства. Но во всех регионах более успешно развивается бизнес, предполагающий импортозамещение. Конечно, в первую очередь продуктов питания. Казалось бы, на этом фоне Алтайский край должен выглядеть более выгодно, но есть одна проблема, которую пока ни бизнес, ни государство не может решить — в сельском хозяйстве острая нехватка квалифицированного персонала. Люди не хотят жить в сельской местности. В целом же отраслевые особенности Новосибирской области особо не изменились, поэтому эффективны сотрудничество с торговыми, транспортными компаниями, финансирование инфраструктурных проектов, производство продуктов питания. Хотя переоценка рисков в наиболее сложных, но традиционных для региона отраслях тоже была — мы по-прежнему не финансируем строительство, а также ожидаем снижения активности в отраслях по продажам товаров длительного пользования.

— Существует мнение, что Новосибирской области повезло меньше всего в сложившейся ситуации: аграрного бизнеса нет, крупных федеральных компаний тоже. Поэтому восстановление экономики будет медленнее, чем в целом по Сибири. Вы согласны с подобной точкой зрения?

— Я считаю по-другому. У нас экономика диверсифицирована, поэтому ситуация более стабильна, чем, скажем, в Кемеровской области, где еще год назад угольная промышленность чувствовала себя не лучшим образом, а это сразу отразилось на покупательской способности населения. Более того, если произойдет то самое переосмысление политической и экономической ситуации в рамках масштаба страны, которое так ждет бизнес, то у нашего региона есть очень хорошее преимущество — научный потенциал, благодаря которому можно развивать технологии.

— По вашему мнению, в будущем году возможен рост отдельных компаний или, может, даже отраслей?

— Растущие компании есть почти в каждой отрасли даже сейчас. Рост может происходить по двум причинам: за счет импортозамещения или передела рынка. На рынке останутся только сильные компании, умеющие вовремя реагировать на меняющуюся ситуацию. В таких условиях могут работать не все, поэтому часть собственников, проанализировав свои силы, на время заморозили проекты, сосредоточились на оптимизации процессов.

Те, кто не справился с ситуацией, уйдет в ближайшем будущем. Парадокс в том, что сейчас ранее бурно растущему бизнесу крайне не выгодна даже стабильность: в этом случае различные ошибки в управлении сразу начинают тянуть на дно.
Наверняка знаю одно: в будущем году нам всем придется хорошенько поработать. Нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и срочным, но при этом грамотным решениям.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ