Виталий Неменов: «Гораздо легче выжить вместе»

Первый потребительский кооператив «Дрогери Союз» в отрасли розничной торговли повседневными товарами non-food возник осенью 2014 года. По словам его председателя правления — Виталия Неменова, к этому решению подтолкнул активный рост федеральных сетей, а также, необходимость повышения эффективности операций независимых сетей. На текущий момент кооперативные союзы ритейлеров в России занимают значимую долю рынка, но, как показывает европейский опыт, существенно ниже возможного потенциала. Какие сибирские сети non-food товаров уже вступили в кооператив и зачем им это надо – в интервью «Континент Сибирь» с председателем правления ПО «Дрогери Союз» ВИТАЛИЕМ НЕМЕНОВЫМ.

Виталий, какова была основная цель создания «Дрогери Союза»?

— Основной целью создания объединения независимых розничных сетей в рамках «Дрогери Союза» являлось повышение операционной эффективности сетей-участников, которое в свою очередь, повысит качество ассортиментного предложения для покупателей.

«Дрогери Союз» был основан осенью 2014 года («дрогери» — non-food товары повседневного спроса. – «КС»). Однако активный рабочий процесс начался с мая 2015 года, когда было проведено юридическое оформление структур «Дрогери Союза».

Дополнительным стимулом к созданию «Дрогери Союза» явился активный рост федеральных сетей. Для региональных компаний это всегда серьезный вызов, а местами и вопрос выживания, ведь развитие одних игроков часто происходит за счет снижения присутствия других, следствием чего является перераспределение рынка. Неудивительно, что региональный ритейл объединяется, и такие процессы сейчас происходят по всей стране, не только в сегменте food-ритейла и non-food ритейла. Так, в 2015 году появился «РОСТ-Фарм» ─ объединение аптечных сетей и, насколько мне известно, кооператив в сегменте DIY.

— Какие компании на данный момент входят в «Дрогери Союз», сколько их всего? Из каких регионов? Есть ли среди них представители СФО?

Сегодня «Дрогери Союз» насчитывает девять компаний-участников от Северо-Западного региона и до Алтайского края. Сети реализуют товары повседневного спроса — косметику, парфюмерию, средства гигиены, а также товары для дома и домашних животных. Союз включает сети «Улыбка радуги» (Санкт-Петербург), «Альпари» (Казань), «Впрок» (Набережные Челны), «Шик» (Архангельск), «Семь+Я» (Самара), «Практическая магия» (Пермь), «АБК-Новая Сибирь» (Новосибирск), «Новэкс» (Барнаул), «АТМ» (Томск). Каждая из них является лидером в своем сегменте на территории определенного региона. Самый крупный участник союза — «Улыбка радуги». В общей сложности сегодня кооператив насчитывает более 1200 магазинов.

— Сколько составляет общий совокупный оборот компаний участников «Дрогери Союза»?

За прошлый год совокупный оборот сетей-участников союза составил порядка 30 млрд. рублей. В этом году общий прирост, по нашим оценкам, будет около 15%. Все сети достаточно динамично развиваются, несмотря на кризисные явления в экономике, причем делают это как с точки зрения совершенствования качества уже существующих магазинов, так и путем открытия новых точек.

— На каких условиях компании вступают в союз и что им это дает? Кто контролирует деятельность «Дрогери Союза»?

Условия достаточно простые. Потенциальный участник должен быть лидером в своем регионе, финансово устойчивым и стремящимся к развитию, как количественному, так и качественному. Идеальная картина, конечно, когда компании находятся в разных географических регионах. Однако у нас есть примеры, когда магазины компаний, входящих в «Дрогери Союз» территориально пересекаются, но, как показала практика, особых конфликтов на данной почве не возникает.

Кроме этого, говоря о количественных характеристиках – сеть должна быть достаточно крупной на своей территории, а ее годовой оборот – не менее 1 млрд рублей. Что касается контроля, у нас есть соответствующая структура управления: Совет кооператива, Правление кооператива, общее собрание пайщиков. В соответствии с уставом, вопросы решаются уполномоченным органом — как советом, так и правлением или общим собранием пайщиков.

— Какие актуальные проблемы ритейл-сообщества уже были решены благодаря деятельности союза?

В первую очередь, союз помогает консолидировать заказы, усиливать закупочные позиции. Особенно это касается поставок из-за рубежа, в частности, Китая. Совместные поставки «Дрогери Союза» из Китая начались в мае 2015 года. Безусловно, когда количество контейнеров с товаром увеличивается в 5-10 раз, китайские партнеры готовы идти на хорошее снижение закупочной стоимости, что в свою очередь, приводит к сдерживанию или даже снижению цены для конечного покупателя.

Второй плюс – на базе союза проводятся общие маркетинговые программы, которые для одной сети на федеральном уровне организовать весьма проблематично. К примеру, в большинстве магазинов «Дрогери Союза» нет товаров из категории «мелкой бытовой техники» — чайников, утюгов. Однако, как показала практика, маркетинговые программы, основанные на данном ассортименте, очень популярны у покупателей, что в свою очередь, приводит к появлению дополнительной выручки розничной сети. Для поставщиков это тоже выгодно – ведь закупка осуществляется на федеральном уровне, соответственно, крупными партиями. И все договоренности осуществляются в «режиме одного окна».

Третий момент заключается в так называемом эффекте «взаимного опыления» или обучения. Все сети находятся на разном этапе развития и территориально расположены в разных регионах, и когда владельцы и топ-менеджеры собираются вместе, обмен опытом становится очень ценным. Одним это подсказывает, в какую сторону стоит развиваться, другим — какие моменты собственной деятельности необходимо оптимизировать.

На межкооперативном уровне у нас налажено сотрудничество с партнерским кооперативным объединением продуктовых сетей «РОСТ», в структуре которого существует корпоративный университет, который уже в 2015 году успели посетить многие сотрудники дрогери-сетей. Туда приглашаются спикеры, которые проводят интересные семинары и обучающие программы.

Последний, четвертый момент – выгода как для участников «Дрогери Союза», так и для поставщиков. Наша организация является крупным игроком российского рынка non-food товаров повседневного спроса. По оценке наших экспертов, сегодня «Дрогери Союз» входит в десятку среди федеральных сетей по реализации non-food продукции, в числе которых — «АШАН», «Магнит», X5 RetailGroup, «Дикси».

— Насколько динамично на данный момент развиваются кооперативные объединения ритейлеров в России в целом? Действуют ли подобные организации на территории СФО?

— Да, к примеру, на территории Сибирского федерального округа действует потребительское общество «РОСТ-Сибирь», это объединение food-ритейлеров. На текущий момент в нее входят сети «Аникс», «Красный Яр», «Слата» (по данным ПО «РОСТ-Сибирь», сегодня кооператив объединяет 387 магазинов общей торговой площадью 214 450 кв. метров. – «КС»). Участники сообщества осуществляют производство товаров под собственными торговыми марками, а также формируют консолидированные закупки брендированных товаров.

В целом, на данный момент кооперативным объединениям в России принадлежит незначительная доля рынка. Так, в Германии доля рынка трех кооперативных объединений EDEKA, Rewe и Markant превышает 60%, на долю финского кооператива Kesko приходится более 40%, в Швейцарии, к примеру, кооператив Coop, основанный в 1969 году, занимает согласно последним данным долю в 23,1%, а Intermarche во Франции – 14,4%.

В последние два года – 2014-2015 гг. кооперативные объединения России тоже заняли активную позицию. Данные процессы вызваны, отчасти, сложностями в экономике: гораздо проще выжить вместе, чем по одиночке. И, на мой взгляд, данный тренд консолидации только нарастает.

— Каковы планы по развитию «Дрогери Союза» на 2016 год?

Прежде всего, это привлечение новых сетей, участников потребительского общества. Также в планах – выпуск товаров под собственной торговой маркой (СТМ): мы планируем расширить линейку товаров СТМ в 2016 году до 1000 SKU. В составе союза сегодня есть участники с большим опытом созданий и производства товаром СТМ. Это очень важно с точки зрения формирования пула СТМ «Дрогери Союза».  Большой выбор товара СТМ на полках магазинов сетей-участников союза позволяет предложить покупателям, товар, по сути, по докризисным ценам.

Что особенно важно сейчас, когда для розницы закупочная цена на ассортимент известных международных производителей в 2014-2015 гг. была увеличена ими на 50-70%, несмотря на то, что многие товары производится на территории России.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ