Рынок лизинга в Сибири — государственная поддержка необходима

Какими оказались основные тренды на сибирском рынке лизинговых услуг в уходящем году, на какие сегменты стоит обратить внимание участникам рынка и чего ожидать в будущем, разбирался корреспондент «КС».

 Не все прогнозы оправдались

В прошлом году большинство экспертов прогнозировали значительное падение рынка лизинговых услуг. Однако, несмотря на общие негативные тенденции экономической ситуации в стране, в этой сфере сохраняется относительная стабильность.

«Большинство пессимистичных прогнозов на этот год не оправдалось, — констатирует директор новосибирского филиала компании «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. — Несмотря на выжидательную позицию, которую заняли многие крупные клиенты в начале года, когда значительно повысилась стоимость финансирования и курсы валют, к середине года ситуация выправилась. В целом можно говорить о том, что объемы в основных сегментах были сопоставимы с объемами прошлого года».

Эту мысль подтверждает и генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. «Отмечу, что, несмотря на ощутимое падение объемов, к середине года ситуация несколько стабилизировалась», — рассказал он корреспонденту «КС». В качестве значимых факторов, повлиявших на улучшение, эксперт отметил поэтапное снижение ставки ЦБ и рост клиентской активности. «В настоящее время основные условия предоставления лизинга и сама стоимость лизинга в целом приблизились к тем показателям, которые были на рынке год назад», — добавил он.

Но и наличие отрицательной динамики нельзя не заметить. Так, по данным «Эксперт РА», доля бизнеса в Сибирском федеральном округе в общем объеме лизингового рынка России в первой половине 2015 года составила 5,5%. Это существенно ниже значения аналогичного показателя 2014 года, который составил тогда 7,7%. Схожие цифры называют и участники местного рынка.

Среди негативных тенденций отмечается увеличение доли лизинговых сделок в Московском регионе при соответственном уменьшении объема региональных. «Такая тенденция в условиях нестабильной экономической ситуации вполне объяснима: крупных и качественных заемщиков существенно больше в столичном и центральном регионах, которые являются основной по объему фокус-группой клиентов для большинства лизинговых компаний», — поясняет руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко.

Расстановка сил

Рост доли крупных федеральных компаний по сравнению с местными игроками отмечается в качестве основной тенденции в расстановке сил на сибирском рынке лизинга. Эту мысль высказали все опрошенные «КС» эксперты. По мнению участников рынка, в 2015 году этот тренд проявился особенно рельефно. В первую очередь это касается компаний со значительной долей государственного участия. «Они могут опереться на ресурсы «материнских» финансово-промышленых корпораций и увеличивать свою рыночную долю», — поясняет Алексей Смирнов. То же отмечает и директор Западно-Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Игорь Мещеряков: «Лизинг на рынке в текущий момент представлен в первую очередь государственными компаниями. Довольно много частных игроков ушло с рынка».

Что касается положительных тенденций, то в этом вопросе, по мнению участников рынка, большую роль сыграла государственная поддержка. «Программа субсидирования лизинговых платежей, реализуемая совместно с Минпромторгом, позволила сгладить негативный эффект от валютного скачка. Это значительно стимулировало спрос на лизинговые услуги в сегментах легкового и грузового транспорта», — рассказывает Михаил Талапов. Значимость различных программ государственной поддержки подтвердили и другие опрошенные «КС» эксперты.

Автолизинг

Участники рынка особым образом отмечают положительное влияние в сегменте автолизинга. По их словам, значительную роль тут сыграла льготная госпрограмма, предусматривающая предоставление 10%-ных скидок по сделкам лизинга автомобилей отечественной сборки. Эксперты компании CARCADE, 85% в портфеле которой занимают сделки лизинга легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, считают, что действие данной программы во многом предопределяет положительные тенденции в развитии рассматриваемого сегмента. По данным этой компании, доля автолизинга к октябрю достигла порядка 35–37%, показав рост по сравнению с 32% за девять месяцев 2014 года.

Более того, в ближайшее время прогнозируется дальнейший рост в этой отрасли. Тот факт, что наиболее перспективным сегментом лизинга в будущем году станет именно автомобильный транспорт, подтвердили практически все опрошенные «КС» эксперты.

«Достаточно комфортно чувствует себя сегмент лизинга автотранспорта, в первую очередь лизинг легковых автомобилей. Для данного сегмента рынка характерна диверсифицированная клиентская база, что предопределило стабильность спроса в период стагнации в экономике», — рассказывает руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» (26% портфеля которого составляет грузовой и легковой автотранспорт). «Популярность государственной программы Минпромторга 2015 года по поддержке лизинга автомобилей дает серьезный шанс, что в 2016 году она продолжит действовать, пусть даже в измененном виде. Кроме того, не следует забывать, что автомобиль относится к группе быстро амортизируемых основных средств, соответственно, существует постоянный запрос на восстановление изношенного автопарка», — добавляет Андрей Донченко.

Высказывая прогнозы о развитии данного сегмента в будущем году, Алексей Смирнов отмечает, что базовый прогноз предполагает рост объемов нового бизнеса до 10–12%. «Сегмент имеет свою специфику, связанную с ярко выраженным акцентом на корпоративных продажах. Именно этот фактор способствует более высокой устойчивости автолизинга в сравнении с общей статистикой авторынка — 90% автолизинговых сделок заключаются с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, чья покупательная способность выше, чем у физических лиц», — поясняет он.

Сегментация рынка

В качестве других значимых сегментов, которые оказывают влияние на положение дел на рынке лизинга, эксперты отмечают сферу лизинга железнодорожного подвижного состава. Правда, в данном случае влияние скорее негативное. «Этот сегмент уже в течение нескольких лет показывает отрицательную динамику, и в первой половине 2015 года доля ж/д транспорта в новом бизнесе лизинговых компаний снизилась более чем на 10%», — рассказал «КС» Андрей Донченко, в компании которого этот сегмент занимает около 36% портфеля.

Другое значимое для Сибирского региона направление — лизинг строительной и дорожной техники, — по данным экспертов, показало еще более отрицательную динамику. «Такая тенденция стала следствием снижения темпов роста строительной отрасли, в том числе и по причине оптимизации бюджетных расходов как на федеральном, так и на региональном уровнях», — поясняет Андрей Донченко (доля строительной техники в портфеле его компании — 12%).

Еще один важный для Сибири сегмент — лизинг техники для нефтесервисных предприятий. Так, Игорь Мещеряков отмечает, что основными направлениями лизинга в 2016 году станут как раз лизинг техники для нефтесервисных предприятий, дорожной техники и легковых автомобилей.

Прогнозы

Что касается планов на будущее, то в этом вопросе участники рынка во многом полагаются на государство.

Михаил Талапов ожидает небольшого роста общего объема рынка лизинга — в пределах 10%. Но, по его мнению, в этой сфере многое будет зависеть от мер государственной поддержки, от того, на какие сегменты они будут направлены и в какой срок будут реализованы.

Значимость разнообразных государственных мер в развитии сибирского лизингового рынка подтверждает и Алексей Смирнов: «Важное значение для рынка лизинга будут играть меры государства по поддержке малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности (все эти меры в том или ином формате предусматривают стимулирование сделок лизинга), а также снижение ключевой ставки ЦБ (от нее зависит стоимость привлечения средств для фондирования сделок и стоимость лизинга)». В качестве основных драйверов развития рынка, специфичных именно для Сибири, эксперт отмечает масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, освоению месторождений природных ресурсов, реконструкции и созданию новых энергогенерирующих мощностей. «Все это требует от подрядчиков и субподрядчиков привлечения большого количества транспорта и спецтехники, которые, как правило, приобретаются в лизинг», — поясняет он. Стоит отметить, что развитие этих отраслей во многом также зависит от федеральной и местной экономической политики.

«В целом существует значительный спрос на лизинг оборудования для таких отраслей, как энергетика, пищевая промышленность, логистика, производство тары и упаковки, — подытоживает прогнозы Андрей Донченко— Однако нестабильная экономическая ситуация затрудняет реализацию подобных проектов, так как в силу низкой ликвидности предмета лизинга работа с оборудованием подразумевает более комплексный подход к анализу кредитных и рыночных рисков».

Помимо прочего, все эксперты подтверждают значительное влияние макроэкономических факторов на сибирский рынок лизинга. Поэтому прогнозы на будущий год в этой сфере по-прежнему сильно зависят от общей ситуации в России и мире.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ЕЛЕНА ДЕРГАЧ, заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону: 

В текущем году мы наблюдаем сокращение спроса на лизинговые услуги. Причины — общее снижение деловой активности, рост процентных ставок на фоне девальвации рубля, рост стоимости импортного оборудования и транспортных средств. Если говорить о фактических показателях конкретно нашей компании, то в 2015 мы повторили результаты 2014 года, но в основном за счет увеличения средней суммы сделки и снижения стоимости услуг во второй половине года. 

Рассуждать о долгосрочных трендах пока рано, так как даже спрос на лизинг в течение всего года был волнообразным и в целом повторял курсовую динамику. Если говорить о тенденциях с точки зрения спроса, то в 2015 клиентами были особенно востребованы экспресс-продукты и возвратный лизинг оборудования с целью пополнения оборотного капитала.

Что касается расстановки сил на рынке, то менее заметную роль стали играть специализированные игроки, деятельность которых сфокусирована на автолизинге. На этом фоне универсальные компании чувствуют себя увереннее. При этом абсолютно всем приходится больше усилий прилагать для сохранения качества портфеля. Кроме того, изменение структуры спроса на лизинговые услуги в целом, безусловно, отразилось и на доле рынка региональных игроков. Относительно стабильны универсальные лизинговые компании, финансирующие как оборудование, так и транспорт. Так, 40% портфеля представительства «Сименс Финанс» в Новосибирске — это транспорт и спецтехника, 60% — технологическое оборудование для различных отраслей производства: по 10% приходится на металлобработку и обработку пластмасс, по 5% — на оборудование для пищевой промышленности, обработку стекла и полиграфию. При этом отмечу, что два года назад доли транспорта и оборудования были равными. Стоит также сказать, что сейчас, на фоне сжатия рынка автотранспорта и особенно спецтехники, более существенную роль начинает играть технологическое оборудование. Некоторые сделки представляют собой яркие примеры импортозамещения: стройматериалы, пищевая промышленность. Уверенно себя чувствуют экспортеры, но, к сожалению, в Новосибирске таких компаний не так много.

Прогноз на ближайший год достаточно сдержанный – по-прежнему много факторов негативно влияют на рынок финансовых услуг в целом, и в регионах ситуация аналогична. По опыту могу сказать, что в такие периоды основные задачи очевидны – развивать сервис, при любых обстоятельствах предлагать оптимальное финансирование проектов наших клиентов и поддерживать партнерские отношения с поставщиками.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ