Форум как вскрытие проблем

Сибирские предприниматели, не дожидаясь помощи извне, выступили инициаторами создания дискуссионной площадки для дальнейшего развития сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. Корреспондент «КС» побывал на прошедшем с 19 по 20 ноября Сибирском экономическом форуме (СЭФ), и узнал мнение его участников об эффективности мероприятия, его дальнейшей необходимости, а также заинтересованности китайских бизнесменов в сибирских товарах.

Сибирская мука для тайских снеков

На сегодня в России проводится не так много экономических форумов, которые могут считаться международными или претендовать на такой статус. У делового сообщества на слуху названия таких форумов, как Санкт-Петербургский, известный своими масштабами и присутствием высоких должностных лиц, Сочинский, именуемый как инвестиционный, Восточный, приближенный непосредственно к потенциальным партнерам, и Красноярский, который также поддерживается государственными структурами. Последнее время Новосибирск все более активно стал выступать с инициативой проведения Сибирского экономического форума, только уже своими силами. О необходимости проведения подобных мероприятий говорят сами бизнесмены, заинтересованные в налаживании отношений с китайской стороной. В этом году СЭФ проводился уже во второй раз, при этом была предпринята попытка расширить его границы, пригласив дополнительно к представителям КНР предпринимателей из Таиланда, Индии, Вьетнама и Кореи. Очевидно, что сибирский бизнес делает ставку на Юго-Восточную Азию (ЮВА), считая это направление для сотрудничества наиболее перспективным. По словам управляющего компанией «ВЭД Агент», являющегося генеральным партером СЭФа, Александра Дегтярева, страны-участники были выбраны самими предпринимателями в ходе маркетингового исследования.

В сотрудничестве со странами ЮВА заинтересованы не только новосибирские бизнесмены, но со всей Сибири. По информации организаторов, на мероприятие прибыли предприниматели из Кемерово, Иркутска, Барнаула, Новокузнецка, Екатеринбурга, Хабаровска.

«Если на форуме 2014 года был сделан акцент на переработчиков древесины в Сибири, и, соответственно, приглашены те предприниматели, которые заинтересованы в закупках изделий из дерева, то в этом году внимание обращено на производителей сельхозпродукции и дикоросов, а также индустрию туризма, — определил тенденции нынешнего форума Александр Дегтярев. — В СЭФ-2015 принял участие представитель из Таиланда, который был заинтересован в закупке муки в Сибири. По его словам, он приобрел достаточно большое количество контактов, договорившись о поставках пробных партий в Таиланд, чтобы проверить качество муки на своем производстве. Этот бизнесмен производит снеки и лапшу быстрого приготовления, экспортируя ее в различные страны: Европу, Америку, Австралию. Также в форуме приняла участие директор шанхайского Центра торговли российскими продуктами Ян Фан, приехавшая на СЭФ для расширения круга своих поставщиков. Кроме того, она заинтересована и в инвестиционных проектах».

Сама директор шанхайского ЦТРП заверила, что продукты питания российского производства действительно востребованы в КНР. Особой популярностью у жителей Поднебесной пользуются пиво, всевозможные напитки, мука, масло и шоколад, преимущественно горький. По словам госпожи Ян Фан, с молочной продукцией также не было бы проблем в плане реализации, поскольку она вызывает достаточный интерес со стороны китайцев, но возникают сложности именно с таможенным оформлением. К определенным товарам, в частности консервам и молочным продуктам, предъявляются очень высокие требования с точки зрения разрешительных документов, в том числе должны быть предъявлены сертификаты качества с российской стороны, которые могут предоставить далеко не все поставщики.

Одновременно госпожа Ян Фан представляла на форуме Международный фонд дружбы и сотрудничества между Китаем и Россией, который заинтересован в развитии не только торгово-экономического, но также и научно-образовательного направления.

Китайцы нуждаются в экопродуктах

Что касается самих российских производителей, то они заметили интерес к своей продукции со стороны стран-делегатов, принявших участие в форуме. Как рассказал директор ООО «ТД Чарышская пристань», специализирующегося на производстве подсолнечного масла, Дмитрий Пересыпкин, китайские предприниматели особенно проявляли интерес к экологически чистой и высококачественной российской пищевой продукции. «Такое внимание неслучайно, поскольку, как признают сами китайцы, продукцию более низкого качества они могут изготавливать и у себя, — отмечает Дмитрий Пересыпкин. — Российские предприниматели тоже интересуются нашей продукцией, но только как сырьем, для перепродажи тому же китайскому и индийскому бизнесу. Хотелось бы воспользоваться подобным интересом и выйти на иностранные рынки, потому что там сейчас активно задумываются об экотоварах, и нашу продукцию уже знают за рубежом, чего не можем сказать о России. Сейчас отечественным сетям, к сожалению, нужен именно дешевый товар и в большом количестве. Но опыт показывает, что непосредственно «сетевикам» мы отдаем свое масло недорого, а они уже впоследствии пытаются сделать из продукции товар, который доступен не всем категориям покупателям. В то же время сравнивать наше масло с тем, которым заставлены полки в магазинах, некорректно. Мы занимаемся производством экопродукта, заняв свою определенную нишу на рынке. Поэтому на отечественном рынке зачастую работаем с магазинами здорового питания и диетмагазинами, в том числе для сыроедов».

sef

Неожиданный интерес у иностранных предпринимателей вызвало такое направление в программе СЭФа, как туризм. По словам Александра Дегтярева, специально для одноименной секции были приглашены представители туристических компаний Китая, которые лично смогли бы посмотреть сибирские красоты и понять, какие существуют в регионе возможности в сфере туриндустрии. Представителям турбизнеса Китая совместно с членами комитета по туризму Кемеровской области была организована поездка в поселок Шерегеш, где им предоставили ознакомительный тур по комплексу в течение двух дней.

Делегаты от алтайских отелей и SPA-комплексов отметили, что, несмотря на уровень цен, которыми представлен сибирский туризм, он пользуется популярностью именно среди жителей КНР. По признаниям самих китайцев, в Сибири их привлекают заповедные места, встречи с шаманами, знакомство с алтайскими традициями, в том числе пение и игра на музыкальных инструментах.

«Подобные форумы нужны для Сибири»

Если производители пищевой продукции и представители туриндустрии констатировали наличие спроса на свои товары и услуги со стороны иностранных предпринимателей, то логистические компании отметили противоположную тенденцию относительно их компаний.

Как рассказал директор по развитию ГК «GlobexTransLine», занимающейся международной логистикой, Андрей Похилко, СЭФ не смог в полной мере оправдать ожидания, связанные с наработкой контактов и подписанных соглашений. «Мы надеялись найти новые контакты для дальнейшего развития бизнеса, — посетовал на обстоятельства Андрей Похилко. — Наверное, это удастся сделать, но их количество будет не тем, каким хотелось бы нам, потому что в конечном итоге удается договориться о сделке лишь с единицами. Мы заранее готовились к форуму и наметили ряд встреч, которые провели, надеемся, что они будут плодотворными».

Сравнивая СЭФ-2015 с прошлогодним форумом, Андрей Похилко отметил, что аудитория СЭФа в 2014 году была значительно больше, и поэтому мероприятие проходило гораздо живее. Тем не менее, по его мнению, подобные форумы нужны для Сибири. «Пусть на СЭФ и пришло не очень много посетителей, но здесь собрались именно те, кто развивает не только свой бизнес, но и экономику нашего региона», — охарактеризовал необходимость проведения СЭФа директор по развитию ГК «GlobexTransLine».

Тем, что количество посетителей СЭФ уменьшилось в текущем году, был удивлен и директор Центра по многостороннему сотрудничеству Управления международного сотрудничества Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Марк Рахмангулов. Но в то же время он отметил, что на форуме присутствовало большое количество компаний из Сибирского федерального округа, которые уже активно работают с Азией и заинтересованы в выходе на новые рынки в этом регионе.

«Вопросы, которые задавали участники, были очень конкретными и касались практических аспектов взаимодействия со странами АТР, — рассказал «КС» приглашенный директор центра. — Хочу отметить, что организаторам удалось привлечь к работе СЭФа участников из всех приоритетных стран Азии — предпринимателей, ведущих реальный бизнес, и представителей структур, занимающихся развитием деловых связей и продвижением бизнеса».

По словам Марка Рахмангулова, участие в СЭФе было принято им не только как представителем РССП, но также в качестве директора по многостороннему сотрудничеству отдельной структуры Национального координационного центра по развитию экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (НКЦ РЭО АТР). Центр был создан в 2014 году всеми основными деловыми объединениями РФ: Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), торгово-промышленной палатой, «Деловой Россией», ОПОРОЙ России, рядом крупных отечественных компаний в партнерстве с органами власти для продвижения деловых связей между бизнесом из России и стран АТР. НКЦ РЭО АТР призвано продвигать интересы российского бизнеса в многосторонних институтах, которые очень активны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего АТЭС и АСЕАН.

Говоря о программе форума, Марк Рахмангулов констатировал, что если в 2014 году акцент был сделан на развитие с Китаем, то в 2015 году в списке значатся уже пять стран. «На мой взгляд, это важно для развития форума — в следующем году можно делать фокус еще шире, добавив в список приоритетных стран Японию. Несмотря на введение Японией экономических санкций в отношении России, мы видим, что японский бизнес заинтересован в сотрудничестве с Россией и готов инвестировать в нашу страну. Многие японские компании работают здесь давно и не хотят потерять те ниши, которые когда-то уже заняли, — поясняет Марк Рахмангулов. — Кроме того, мне представляется, что их интерес подстегивает растущая конкуренция с бизнесом из Китая и Южной Кореи, который приходит в Россию все в большем количестве. В этом году при нашем участии были проведены деловые круглые столы в формате Россия–Япония сразу на двух крупнейших экономических форумах: Петербургском и Восточном, который был организован впервые и прошел во Владивостоке».

sef2

 

Особую роль в вопросах внешнеэкономической деятельности собеседник «КС» отвел малому и среднему бизнесу. «У малого бизнеса есть возможности встраиваться в цепочки добавленной стоимости, приходя в какую-либо азиатскую страну вместе с крупными компаниями, а также работать с иностранными партнерами напрямую. Ведь если у больших компаний чаще всего есть в штате специалисты, специально занимающиеся Азией и владеющие языками, а также представительства в тех странах, в которых они заинтересованы, то малый бизнес таких возможностей лишен. Поэтому так важна совместная деятельность и координация работы, осуществляемая благодаря подобным форумам и таким организациям как Центр, который я представляю», — добавил директор Центра по многостороннему сотрудничеству УМС.

«Большие дела быстро не делаются»

Затрагивая тему о дальнейшем развитии самого форума, Александр Дегтярев подчеркнул, что мероприятие организовывалось сугубо на добровольно-частной основе, и бизнесмены делали максимально все от них зависящее. Организаторы сетуют на отсутствие должного внимания к мероприятию со стороны государственных органов. По словам управляющего «ВЭД Агентом», форум нуждается в более активном продвижении в СМИ, что помогло бы мероприятию стать масштабнее. Благодаря наличию в Новосибирске дополнительной коммуникативной площадки предприниматели из азиатских стран смогли бы взаимодействовать с представителями сибирского бизнеса. Александр Дегтярев отметил, что самое главное в проведении форума — соответствие ожиданиям и требованиям посетителей СЭФ. Возможно, на фоне смягчения санкций в следующем году в форуме могут принять участие и японские предприниматели.

«Подобные форумы — это нахождение новых идей и новых возможностей, — развивая тему необходимости проведения такого рода мероприятий рассказала директор Агентства «ВДА», выступившего одним из организаторов форума, Ольга Лисиенко. — Потому что иногда у руководителя компании даже в мыслях не было поставлять свою продукцию, к примеру, в Индию, а после посещения подобного мероприятия у него появляются идеи о реализации таких возможностей».

Говоря о предварительных результатах проведенного СЭФа, Александр Дегтярев констатировал, что конкретных подписанных договоров нет, но заключены предварительные договоренности. «Инвестиционные проекты — это длительная перспектива. Представители ассоциации по зарубежным инвестициям Китая, которые присутствовали на СЭФе, приехали сюда впервые — в основном для того, чтобы просто понять, о чем здесь можно разговаривать, и во что можно вкладывать деньги. Если говорить о торговле, то я уверен, что по итогам форума будут подписаны договоры, — добавил Александр Дегтярев. — В прошлом году мы начали поставлять в Китай продукцию деревообрабатывающей промышленности, найдя поставщиков для производителей. Так, одна компания не могла производить тот продукт и товар, который был необходим китайским покупателям. По результатам форума российская компания закупила требуемое оборудование и построила завод с достаточно большими инвестициями. Поэтому ожидать, что кто-то прямо сейчас уехал с коммерческой партией товара, не приходиться. Большие дела быстро не делаются».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ