Кто из промышленных предприятий и на каких условиях получает господдержку НСО?

Деньги дать нельзя забрать

Казалось бы, в тяжелых экономических условиях промышленные предприятия должны едва ли не бороться за дополнительные ресурсы господдержки. Но ситуация выглядят иначе: в минпромторге региона заявляют, что по итогам прошлых лет не все средства «осваивались» в полном объеме, а члены конкурсной комиссии признают: «реальный конкурс» на субсидирование возникает редко. Бизнес приводит свои аргументы. «КС» разбирался в механизмах финансовой поддержки промышленных предприятий правительством Новосибирской области.

По данным регионального минпромторга, в текущем году начата реализация государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентноспособности в Новосибирской области на 2015–2020 годы». В министерстве уточнили, что на ее реализацию в 2015 году заложено 65 млн рублей. Часть этих средств промышленность уже получила: 29 сентября конкурсная комиссия приняла решение на предоставление господдержки (субсидирование части затрат на приобретенное новое оборудование) четырем предприятиям. Таким образом, ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» получило 3 млн рублей, ОАО «Новосибихимфарм» — 4 млн рублей, АО «Электроагрегат» — 2,0 млн рублей, АО «Экран — оптические системы» — 1,0 млн рублей. Одна заявка по итогам рассмотрения была отклонена.

Вместе с тем в Минпромторге указывают на «пассивность» промышленников и заявляют, что буквально уговаривают предприятия участвовать в конкурсе на предоставление господдержки. В качестве подтверждения слов приводят цифры: из 40 млн рублей в текущем году освоено только 10 млн. В настоящее время объявлен второй этап: начало приема заявок — 19 октября, конкурс состоится 23 ноября. Во втором этапе конкурса будет распределяться 20 млн рублей на компенсацию затрат по приобретению оборудования и 10 млн рублей на компенсацию затрат по проведению опытно-конструкторских и технологических работ.

Государство считает правильным поддерживать только крупные, стабильно работающие рентабельные предприятия. Это гарантия того, что деньги в бюджет региона будут возвращены в виде налоговых отчислений. Бизнес указывает, что критерии для получения субсидии в текущих условиях рынка порой просто невыполнимы. Наибольший резонанс вызывает тот факт, что предприятия должны прирасти налоговыми платежами по налогу на прибыль, имущество, НДФЛ в областной бюджет в течение двух лет на сумму не менее чем полученная субсидия. В противном случае субсидию необходимо будет вернуть.

«В сегодняшних условиях, когда мы видим сокращение оборотных активов предприятия, когда стоит вопрос о сворачивании инвестиционных программ, программ техперевооружения, когда растут долги по уже выполненным контрактам, в том числе государственным, говорить о том, что объем господдержки должен быть не больше объема прироста налоговых платежей, наивно», — считает генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Юрий Бернадский.

По его мнению, возможности бюджета по оказанию государственной поддержки предприятий индустриального комплекса «не совпадают с потребностями раз в двадцать». Он указывает на тот факт, что на территории региона в сфере промышленности действует более 6,5 тыс. предприятий, при этом поддержку получают два десятка. «Возьмем, к примеру, сельское хозяйство, — рассуждает Юрий Бернадский. — Объем государственной поддержки селу в Новосибирской области составляет порядка 4 млрд рублей только за 2015 год. И нет сомнения, что это правильное решение. Для промышленности необходимо как минимум десятикратное увеличение объемов господдержки».

По данным «КС», вернуть средства в связи с невыполнением критериев пришлось порядка десяти предприятиям, среди них — ОАО «Бердский электромеханический завод», ПАО «Сиблитмаш» и ОАО «Сибэлектротерм».

Ряд экспертов считает перечень критериев вполне оправданным, а механизм выделения господдержки — прозрачным.

«Субсидирование части затрат на покупку производственного оборудования — процедура достаточно формализованная. На сайте правительства Новосибирской области размещается объявление о начале сбора заявок, — объясняет президент Новосибирской торгово-промышленной палаты и член конкурсной комиссии Вячеслав Маркелов. — Промышленные предприятия заполняют заявку, состоящую из двух частей. Одна из них — формальные требования, которым должна удовлетворять та или иная компания: отсутствие задолженности по налогам, хорошие экономические показатели предприятия в предшествующий период и планы по экономическим показателям, которые заявитель планирует достичь в случае, если заявленная техника будет приобретена. Далее идет оценка экспертами обоснованности заявки: для чего оборудование покупается, что оно позволит сделать», — подвел итог он.

Также Вячеслав Маркелов сообщил, что «реальный конкурс возникает редко», имея в виду соответствие имеющихся ресурсов и претензии заявителей. Господин Маркелов признал, что из многих тысяч предприятий постоянными участниками субсидирования является ограниченный круг. «На мой взгляд, причина в том, что получатели субсидий действительно озадачены обновлением производственных фондов. Они располагают горизонтами планирования и знают, для чего им оборудование. Кроме того, в большинстве своем это предприятия бывшего советского машиностроительного комплекса», — резюмировал он.

Многие собеседники «КС» также обратили внимание на тот факт, что нередко в реестре можно заметить одни и те же предприятия. По данным Минпромторга, из трех десятков компаний, за последние три года получивших либо в этом году претендующих на господдержку по госпрограмме, неоднократно воспользовались поддержкой ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ–НовЭЗ», ОАО «СКТБ «Катализатор» и ОАО «НПО «ЭЛСИБ».

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, генеральный директор ООО «ПТК ЗЖБИ-4» Николай Мочалин считает, что меры господдержки сегодня «неэффективны и нерациональны». «На поддержку может рассчитывать группа компаний либо лиц, аффилированных каким-либо образом с правительством Новосибирской области. Там совершенно нет реальной экономики», — заявил он. Также Николай Мочалин назвал господдержку «лишней тратой бюджетных средств». «Я член рабочей комиссии по предоставлению господдержки, и думаю, что необходимо пересмотреть эти меры. В большей степени, считаю, их нужно отменить, поскольку нынешние реалии абсолютно другие, чем десять лет назад», — поделился он.

Об устаревших критериях говорят и сами участники рынка. «Они были разработаны в 90-е годы, когда остро стоял вопрос с нехваткой электроэнергии. Тогда же критерий сокращения расходов энергии заложили в документы, и до сих пор он «в работе», — поделился с «КС» один из руководителей промышленных предприятий региона на условиях анонимности. — Сегодня энергозатраты свидетельствуют в том числе о высокой производительности. На господдержку выделяются «копейки», для крупных заводов это как капля в море, а для правительства возможность показать, что работают», — сказал он.

Также, по мнению одного из собеседников «КС», поддержка в ее нынешнем виде — опробованная схема для многих предприятий. «Заявители на 50–70% идут по накатанной, с целью «выцыганить» деньги», — заявил он. «Одно из крупных промышленных предприятий Новосибирска заявляется на поддержку практически каждый год, хитрит, чтобы объявить свои разработки «ноу-хау», — высказал он мнение.

В 2014 году государственная поддержка товаропроизводителям Новосибирской области предоставлялась в рамках реализации ведомственной целевой программы «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013–2017 годы». В сентябре прошлого года были проведены конкурсы на субсидирование части затрат на приобретенное оборудование и на проведение опытно-конструкторских и технологических работ. По результатам конкурсного отбора победителями признаны НПО «ЭЛСИБ» (3 млн рублей), ОАО «Катод» (2 млн рублей), ОАО «Сибиар» (3 млн рублей).

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля считает, что для многих предприятий выделяемая сумма является несущественной при большом объеме бумажной работы. «Поскольку не всегда можно составить уверенный прогноз на будущее, подписываться под жесткими обязательствами перед бюджетом не многие директора готовы, — заметил он. — Для этого надо быть уверенным в том, что инвестиции, которые ты затребуешь, обеспечат создание конкурентоспособной продукции, которая в том числе будет иметь устойчивый рынок сбыта».

Свое мнение относительно низкой активности бизнеса высказал «КС» и депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валентин Сичкарев. «Я думаю, что не все предприятия обновляются. Также, вероятно, дело в том, что необходимо раскрыться — показать «белую зарплату». Если смотреть объективно, то в условиях экономического кризиса деньги, которые у государства можно получить, могут оказаться меньше, чем даже законные варианты оптимизации», — подвел итог Валентин Сичкарев.

В минпромторге отмечают, что еще одной из действующих мер поддержки является льгота по налогу на прибыль. В прошлом году сумма полученных налоговых льгот составила 52,3 млн рублей. По итогам шести месяцев текущего года заявку подали три предприятия — ОАО «СКТБ «Катализатор», ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ–НовЭЗ» и ЗАО «Новосибирский патронный завод».

После утверждения программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, возможно, будут внесены изменения в механизмы поддержки. «Вероятно, произойдет введение новых форм поддержки или изменение действующих, — сказали «КС» в Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства. — Также будут пересмотрены условия предоставления поддержки, установлены приоритеты ее оказания в пользу проектов, являющихся участниками реализации программы».

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ