Почему ГК «МАКС Моторс» и Ford расторгли дилерский договор?

Как стало известно «КС», с 1 октября расторгнут дилерский договор между группой компаний «МАКС Моторс» и дистрибьютором Ford в России. Напомним, что авторитейлер являлся официальным дилером американской марки с 2012 года, однако летом текущего года принял решение о сворачивании продаж и объявил о переходе в режим работы авторизованного сервисного центра. Сам дистрибьютор придерживается другой трактовки событий, считая, что «МАКС Моторс» дезинформирует и искажает факты.

Информацию о расторжении дилерского договора с Ford «КС» подтвердил заместитель генерального директора ГК «МАКС Моторс» Павел Дьяков, а также дистрибьютор Ford в России.

Напомним, что ГК «МАКС Моторс» является самым крупным авторитейлером Сибири по портфелю представляемых брендов. На сегодня это Jaguar, Land Rover, Audi, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Renault, Volkswagen, Jeep, УАЗ, АвтоВАЗ, «Русские автобусы» в Новосибирске, Mazda и Mitsubishi в Омске, Renault и АвтоВАЗ в Белово. Несмотря на то, что большинство участников рынка взяли курс на сокращение портфеля, ГК «МАКС Моторс» стратегически не отказывалась от представляемых брендов и старалась сохранить их в портфеле. Тем не менее, летом текущего года «МАКС Моторс» была вынуждена прекратить продажи автомобилей Skoda и расторгнуть дилерский договор с FIAT Professional. Кроме того, дилер принял решение прекратить продажи Ford и объявил о переходе в формат работы авторизованного сервисного центра по этой марке. Это было связано со значительным падением объемов реализации автомобилей бренда в Новосибирске. По данным АЕБ, в 1 полугодии 2015 года в городе было реализовано 36 автомобилей Ford, хотя годом ранее ─ 240, а двумя годами ранее ─ 454.

Изначально «МАКС Моторс» не планировала полностью отказываться от дилерства Ford, намереваясь сохранить гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей марки. Но, по словам Павла Дьякова, клиенты были вынуждены длительное время ждать поступления запчастей и осуществления гарантийного ремонта своих автомобилей, что привело к возврату части автомобилей. Такая ситуация не могла устраивать дилера, вынужденного отвлекать на разрешение этих вопросов свои ресурсы в условиях кризиса на авторынке. В связи с этими обстоятельствами «МАКС Моторс» принял решение о расторжении дилерского договора.

Сам Ford придерживается другой трактовки событий, заверяя, что их теперь уже бывший партнер «дезинформирует и искажает факты». «Дилерский договор был расторгнут с 1 октября 2015 года по нашей инициативе, то есть со стороны Ford Sollers (дистрибьютор Ford в России) ─ пояснила «КС» PR-менеджер Ford в России Екатерина Комарова. ─ Более того, ГК «МАКС Моторс» не имела права оперировать, как авторизованный сервисный партнер. Мы им не давали такого статуса. Дилерский договор полностью расторгнут».

Источник «КС» в дистрибьюторе Ford утверждает, что ГК «МАКС Моторс» сама шла к закрытию подразделения. Этому способствовала и ситуация с продажами марки, и поиск дистрибьютором второго дилера по Ford, появление которого делало бизнес по этому бренду для «МАКС Моторс» еще менее привлекательным. «В такой ситуации ГК «МАКС Моторс» продолжала оказывать платное сервисное обслуживание автомобилей Ford, но была отнюдь не заинтересована в осуществлении гарантийного обслуживания автомобилей марки», ─ считает источник в дистрибьюторе Ford.

По мнению участников рынка, скорее всего, причиной сложившейся ситуации стали проблемы в отношениях между дилером и дистрибьютором. «Задерживать специально запчасти на гарантийный ремонт производителю невыгодно. Потому что у дилера всегда есть возможность перенаправить гнев потребителя на производителя. Скорее всего, была проблема с коммуникацией в целом между производителем и дилером», ─ считает вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев.

С такой версией согласен и один из сибирских дилеров Ford. «На мой взгляд, разрешение вопросов, связанных с гарантийными возмещениями, в немалой степени зависит от личных отношений дилера с дистрибьютором. Если они нарушены, то в текущих непростых условиях вести совместный бизнес становится сложно. Дилер в силу объективных причин, связанных с рынком, формально может не исполнять те или иные условия, закрепленные в договоре, вследствие чего дистрибьютор опять же формально может принять решение сократить отгрузки запчастей. Именно так, судя по тому, что говорит дистрибьютор, и могло произойти в рассматриваемом случае. Но это не означает, что так обстоит ситуация у всех. Посмотрите ситуацию у других дилеров Ford в Сибири ─ там не у всех все плачевно», ─ подчеркивает один из сибирских официальных дилеров марки на условиях анонимности.

И действительно, некоторые дилеры Ford в других городах Сибири оценивают ситуацию совсем иначе.  «На мой взгляд, дистрибьютор Ford абсолютно «договороспособен». Все вопросы решаются в рабочем порядке. Более того, в отдел развития марки наблюдается очередь среди потенциальных кандидатов в дилеры, потому что Ford продолжает активно инвестировать в Россию», ─ отмечает совладелец ГК «Первая Автоколонна» (официальный дилер Ford, Mazda, Volvo, Porsche, Mercedes-Benz, Land Rover в Иркутске) Петр Хомяков.

Стоит отметить, что после решения «МАКС Моторс» о сворачивании продаж Ford дистрибьютор нашел в городе нового партнера, который не побоялся возможных сложностей в дальнейшей работе с маркой. На текущий момент утвержденным кандидатом в официальные дилеры Ford в Новосибирске является группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина, ─ бывшего директора одного из предприятий ГК «МАКС Моторс». Автодилер начал свою работу с маркой осенью текущего года, запустив салон на улице Богдана Хмельницкого и начав осуществлять сервисное обслуживание  автомобилей марки. Одновременно с Новосибирском новый официальный дилер Ford запустился в Томске ─ им стал автоцентр «Сто Коней». Кроме того, в настоящее время Ford осуществляет поиск дилера в Омске, и среди местных дилеров к марке также есть интерес.

Также дилеры обращают внимание на возможные кадровые предпосылки сложившейся ситуации. «ГК «МАКС Моторс» очень хорошо стартовала с Ford несколько лет назад, построила полнофункциональный салон, в короткие сроки стала одним из лучших дилеров марки в России. Однако позже у подразделения сменилась команда, ушел управляющий подразделением Алексей Басаев, а потом еще усугубилась и ситуация на авторынке. В итоге дилер пришел к ситуации сегодняшнего дня», ─ дает оценку ситуации топ-менеджер одного из новосибирских дилеров на условиях анонимности.

Часть участников рынка напротив, считает, что сложившаяся ситуация может служить еще одним индикатором того, что дистрибьютор Ford становится наименее привлекательным для региональных дилеров, а крупные и сильные игроки рынка, имеющие возможность выбора, отказываются от этого бренда. Стоит отметить, что несколько лет назад сибирские дилеры действительно предъявляли претензии к Ford, упрекая дистрибьютора в том, что в своей региональной политике он не учитывает интересы региональных партнеров и особенности локального рынка. Свидетельством этого было то, что на тот момент Ford потерял дилеров в Омске («Евразия Моторс»), Новосибирске («СЛК-Моторс») и Томске («ММР-Авто»). Еще ранее ─ в 2009-2010 годах марка также лишилась одновременно двух партнеров в Омске («Стайер», «Сибпромммаркет») и одного в Новосибирске («Автолэнд-Сибирь»). Однако в этом году в интервью «КС» Олег Мосеев пояснял, что ситуация с Ford изменилась. «Раньше дилеры активно сетовали на ценовую политику в отношении модели Focus и отсутствие драйверов роста в нижнем ценовом сегменте. Теперь эту модель стали реализовывать по скорректированной цене, за счет чего продажи значительно оживились. На мой взгляд, стратегическая задача Ford по возвращению себе в течение трех лет доли рынка, которая была в 2007 году, — абсолютно реальная задача. Но это при условии адекватности ценовой политики», ─ отмечал в июне 2015 года Олег Мосеев.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ