Евгений Ким: «В любом конкурсе есть проигравшие»

Какие факторы сдерживают развитие сферы концессионных соглашений в Новосибирской области? Появится ли в регионе энергосервисная компания? Как министерство ЖКХ и энергетики реализует свои новые полномочия по обеспечению мероприятий по гражданской обороне? Об этом в интервью «КС» рассказал министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области ЕВГЕНИЙ КИМ.

– Евгений Сергеевич, как Вы оцениваете выполнение программы по капитальному ремонту в Новосибирской области?

В планах на прошлый год стояло 125 многоквартирных домов (МКД) на сумму 268,8 млн рублей в их числе 59 МКД на территории Новосибирска со стоимостью работ 103,5 млн рублей. В соответствии с программными мероприятиями срок выполнения ремонтных работ намечен до конца 2015 года. На данный момент 121 МКД полностью отремонтирован. На четырех объектах работы ведутся, и их планируется завершить к 1 ноября текущего года. Региональным оператором – фондом модернизации и развития ЖКХ Новосибирской области произведена оплата на сумму 205,97 млн рублей, непосредственно Новосибирску – 47,02 млн рублей.

В планах на текущий год значился капремонт 886 МКД на сумму 3,09 млрд рублей. По 698 домам в соответствии с конкурсными процедурами уже определены подрядные организации. По 109 объектам до 1 ноября будут проводиться конкурсные процедуры по отбору организаций. На данный момент в 214 МКД работы полностью завершены. В 331 объекте выполняются строительно-монтажные работы. Так, по первому этапу – работы планируется завершить в ноябре 2015 года, причем с оплатой работ к этому же сроку. По второму этапу работы планируется завершить в текущем году, а вот капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов, который необходимо проводить в теплое время года, будет завершен до 30 июня 2016 года. Оплата этих работ также будет произведена в первом полугодии будущего года. В 2016 году планируется отремонтировать 2378 МКД предельной стоимостью 5,4 млрд. рублей.

– Сколько всего средств на проведение капремонта уже потрачено?

 – Фонд модернизация и развития ЖКХ Новосибирской области выплатил авансов за выполненные работы по этапу 2015 года по 324 домам – 329,09 млн рублей из них 292,68 млн рублей приходится на Новосибирск.

– Как Вы можете охарактеризовать уровень сборов средств на капремонт от населения?

В настоящее время общий уровень сбора за капитальный ремонт по Новосибирской области составляет 1,62 млрд руб., это 74,8% от планируемого, при этом на индивидуальных счетах собрано 590,7 млн руб., а на счете у регионального оператора, то есть в общем котле – 1 млрд руб. Непосредственно по Новосибирску показатели сборов даже чуть выше, чем в среднем по области – 1,3 млрд руб., что составляет 77,9%.

 – Какие меры помогают обеспечивать смену деятельности при капитальном ремонте домов? Почему в других регионах это внедрить не могут?

 – По вопросу смены видов работ при капитальном ремонте следует отметить, что порядок проведения капремонта определен Жилищным кодексом РФ и
отнесен к полномочиям  органов государственной власти субъекта РФ, и то, что в Новосибирской области постановлением Правительства области такой порядок утверждён – это норма, а отсутствие такого – уже нарушение федерального законодательства. При рассмотрении комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта в МКД предложений собственников о переносе каких-либо видов работ по капремонту на более поздний срок, учитывается отсутствие необходимости проведения такого ремонта в виде заключения специалистов в области технической экспертизы зданий и сооружений. Аналогичное заключение об угрозе причинения вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан в случае не проведения работ по капитальному ремонту какого-либо элемента учитывается межведомственной комиссией при рассмотрении предложения о переносе ремонта отдельных видов работ на более ранний период, чем это предусмотрено действующей региональной программой капитального ремонта. Такие решения помогают своевременно актуализировать программу и выполнить наиболее востребованные виды ремонтов с учётом мнения собственников помещений и, соответственно, по заключениям специализированных организаций. За период действия комиссии рассмотрено 506 заявлений, из которых принято 321 положительных решений. Решения комиссии учитываются министерством при актуализации региональной программы капремонта.

 – Евгений Сергеевич, каких мероприятий по ремонту требует новосибирский «Дом с часами» на Красном проспекте?

 – Этот жилой дом является объектом культурного наследия регионального значения, он включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Так вот в соответствии с №185-ФЗ в сроки с 15 августа 2008 года по 11 ноября того же года на доме проводился капитальный ремонт, согласно проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. Были выполнены следующие работы: ремонт инженерных сетей, фасада (галерей), кровли. Работы по ремонту подъездов не производились, так как данный вид работ по законодательству не входит в перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. В 2012 году вопрос об эксплуатации башенных часов в этом доме рассматривался на совещании в мэрии Новосибирска, где было принято решение о передаче объекта в оперативное управление МКУ города Новосибирска «Горсвет». Соответствующим приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска данное муниципальное имущество закреплено за МКУ.

Затем в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области создана рабочая группа для формирования плана мероприятий по сохранению «Дома с часами». На первом заседании этой группы было принято решение о необходимости привлечения специализированной проектной организации для проведения инструментального контроля данного многоквартирного дома с целью определения дальнейших действий.

В настоящее время по предварительным оценкам необходимо провести мероприятия по капитальному ремонту и усилению фундамента данного дома.

─ Что уже реализовано в рамках постановления губернатора о наделении министерства ЖКХ и энергетики новыми полномочиями по обеспечению мероприятий по гражданской обороне. Сколько средств выделено на эти мероприятия, и в какие сроки они должны быть осуществлены?

 – Постановлением губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого министерство наделено полномочиями в период военного времени. Данное полномочие вменено на основании Федерального закона «О гражданской обороне». Выделение денежных средств на выполнение указанных мероприятий по гражданской обороне предусматривается только соответственно на период военного времени.

 – Как Вы оцениваете процесс передачи ЖКХ Новосибирской области в концессию? Что необходимо оптимизировать?

 – Я считаю, что законодательно сфера концессионных соглашений хорошо проработана. Эта сфера регулируется федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В свою очередь постановлением Правительства РФ утверждено примерное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Инициатива заключения концессионного соглашения может исходить как от публичного партнера – государства, муниципального образования, так и от частного. Если инициатива исходит от публичного партнера, то вопросы структурирования проекта, в том числе затратная часть на подготовку проекта, лежат на нём. При частной инициативе затратная часть, связанная со структурированием проекта лежит на частном партнере. В настоящее время в Новосибирской области заключено 6 концессионных соглашений, из них пять в сфере теплоснабжения в Краснозерске, Посевной, Черепаново, Чистоозерном и Верх-Тулинском сельсовете и там же еще одно в сфере водоснабжения и водоотведения. Но стоит отметить, что сдерживающими факторами развития концессионных соглашений являются малый объём годовой выручки большинства организаций коммунального комплекса. Так крупные инвесторы, проявляют интерес к предприятиям с годовой выручкой больше 100 млн рублей в год, а предприятия с выручкой менее 50 млн рублей в год им не интересны в принципе. Также барьером является незавершенность процедур регистрации муниципального имущества. Закон о концессионных соглашениях предъявляет обязательные требования к регистрации в органах юстиции передаваемого в концессию муниципального имущества. И, наконец, развитие сферы концессионных соглашений сдерживает низкий уровень тарифа у ряда организаций коммунального комплекса, который не позволяет обеспечить возврат инвестиций вложенных в модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

– Как прокомментируете ситуацию с заключением концессионного соглашения в Бердске, где дело дошло до привлечения УФАС?

 – Бердск является одним из городов с развитым гражданским обществом, высокой социально-политической активностью населения, средствами массовой информации, депутатского корпуса. Естественно, вопросы концессии предприятия обеспечивающего тепло-, водоснабжение 100-тысячного города вызывали живейший интерес. Что касается привлечения УФАС, то в этом нет ничего необычного. В любом конкурсе есть проигравшие. Зачастую они не соглашаются с решениями конкурсной комиссии и обжалуют ее решения в антимонопольной службе. В случае Бердска Новосибирское управление ФАС и центральный аппарат приняли решение о правомерности принятого комиссией решения, которое признало конкурс несостоявшимся и заключило концессионное соглашение с единственным участником ООО ПК «Багира-М». 20 августа постановлением администрации города Бердска было определено заключить концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения города Бердска с ООО ПК «Багира-М».

– Когда и где будут объявлены следующие конкурсы?

Где состоятся следующие конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры, сегодня определенно сказать невозможно, однако работа в этом направлении ведется по таким муниципальным образования, как Обь, Карасук, Купино, Линево, Маслянино, Мошково и другим.

– Евгений Сергеевич, ваш предшественник Денис Вершинин планировал создать энергосервисную компанию. Видите ли Вы в этом необходимость, и что от этого получит область?

Актуальность реализации мероприятий энергосбережения в бюджетных учреждениях по механизму энергосервисного контракта несомненна. Создание правительством Новосибирской области региональной энергосервисной компании потребует обеспечения специальных условий для организации её деятельности и фактического вмешательства в конкурентную среду по исполнению государственных и муниципальных заказов. Кредитование энергосервисных компаний ─ это функция лицензированной финансовой организации – банка, страховой компании и др. Возникновение финансового посредника с неким льготным кредитованием – проблематично в рамках действующего законодательства. На территории Новосибирской области достаточно организаций, которые ставят своей целью исполнение энергосервисных контрактов. Так, например, в настоящее время идет реализация крупного муниципального контракта на выполнение энергосервисных работ на 26 объектах Бердска, исполнителем которого является МУП «Комбинат бытовых услуг» г. Бердска — ЗАО «Радио и Микроэлектроника».

– Какие меры по преобразованию фонда модернизации ЖКХ готовятся?

В июле текущего года фонд перешел с трехдневного на пятидневный прием граждан работниками абонентского отдела. А с сентября время работы абонентского отдела фонда будет увеличено на 2 часа. Таким образом, граждане смогут прийти на прием с понедельника по пятницу с 8:00 до 19:00. Кроме того, с августа работники фонда проводят выездные приемы граждан с периодичностью 1 раз месяц в здании администраций районов города Новосибирска, на сайте организации размещен график приема. В рамках приема собственники помещений могут получить консультацию и необходимые справки, проверить начисления и задолженность в режиме онлайн, подать письменное заявление. Это позволит решить имеющиеся вопросы граждан по месту проживания. В целях информирования собственников помещений о новой системе капитального ремонта в ближайшее время будут выпущены методические пособия и брошюры. Также была усилена претензионная и судебная работа фонда по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. В настоящее время собственникам, имеющим задолженность свыше 6 месяцев, направлены досудебные претензии с требованием погасить задолженность, таких претензий 107 тысяч. Если и эта мера не принесет результат, то задолженность будет взыскиваться в судебном порядке. На сегодня уже имеются решения суда о взыскании задолженности с собственников помещений в пользу фонда.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ