Юрий Зозуля: «Политический вице-губернатор выставляется в качестве сакральной жертвы»

Депутат законодательного собрания Новосибирской области, член «Единой России» ЮРИЙ ЗОЗУЛЯ в интервью «Континенту Сибирь» рассуждает о возможных кадровых перестановках в регионе. Парламентарий рассказал о давлении на депутатский корпус перед выборами спикера заксобрания и о том, почему он считает возможную отставку политического вице-губернатора Александра Титкова противоестественной.

 

«Смена спикера — отражение трендов «Единой России»

— Прошло меньше месяца после окончания масштабной избирательной кампании. Как вы оцениваете итоги выборов в Новосибирской области?

— Я не вижу каких-то особых проблем. Причем, на мой взгляд, выборы прошли успешно не только для «Единой России». В Новосибирской области вообще сложилась уникальная ситуация некоего общего удовлетворения итогами кампании. И ЕР, и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия» — мне думается, удовлетворены все.

Но основная интрига, разумеется, заключалась не только в результатах выборов, а и в последующих расстановках в истеблишменте. В первую очередь, в том, кто станет спикером, и каким образом будет построена работа законодательного собрания Новосибирской области с точки зрения структуры, персонального состава комитетов и так далее.

— Интрига начала закручиваться за полгода до выборов как минимум. Перспективу смены главы областного парламента обсуждали несколько месяцев. Насколько перемены, произошедшие в заксобрании Новосибирской области, были действительно неожиданными? И для кого неожиданными? Сейчас много говорится о том, что ставка на переизбрание Ивана Мороза — это ошибка политического блока областного правительства.

— Некоторые политические игроки были искренне удивлены не только исходом тайного голосования за будущего председателя, но и самим фактом выдвижения Андрея Шимкива на эту должность. Подобная реакция вызывает умиление. То, что Андрей Иванович пойдет в спикеры, было секретом Полишинеля. Он не скрывал своих планов баллотироваться на пост председателя. Более того, еще в июне, уже после завершения праймериз (а не до их начала), эти планы были озвучены губернатору Новосибирской области. Так что я не знаю, каким образом, например, политический блок мог ввести в заблуждение главу области, как он мог его неправильно проинформировать. Губернатор знал, что многие депутаты имеют свое мнение об итогах работы Ивана Мороза на посту спикера.

Кое-кто пытался формировать тенденциозное отношение к деятельности депутатов, которые не готовы были поддерживать Ивана Мороза

— Иван Мороз был председателем заксобрания всего один созыв. Обычно подобные смены не происходят так быстро.

— Каждому времени свои герои. Сейчас, по-видимому, востребован новый стиль управления. Оглядываясь назад, в тучные годы, мы видим, что основной задачей спикера тогда было всего лишь обеспечение функционирования заксобрания, поддержание существующего уровня. Но все изменилось. Теперь законодательное собрание должно вместе с исполнительной властью обеспечить поступательную динамику развития области. Необходимо преодоление кризисных тенденций. Это требует от главы парламента иных навыков, знаний и подходов к управлению.

Смена спикера — отражение трендов, заданных «Единой Россией». Хочу напомнить, что мы шли на выборы с принципами «обновления». Новая форма деятельности партии, новые люди и новое содержание— это то, о чем ЕР говорила всю избирательную кампанию. Вполне логично, что в итоге появились новые люди, а они, в свою очередь, должны были создать новое содержание, то есть, новую структуру законодательной власти.

— «Единая Россия» поддержала на партийной конференции Ивана Мороза в качестве спикера. Андрей Шимкив — самовыдвиженец на выборах председателя законодательного собрания, но он член фракции ЕР. Даже партия сейчас подает победу Шимкива как свой успех. Вроде бы ничего особенного и не произошло.

— Правильно. Понимаю, что у нас ситуация была не как в Иркутской области, где за пост главы региона конкурировали кандидаты от «Единой России» и от КПРФ. У нас же соперничали в заксобрании два человека в рамках одной фракции. Смешно звучит, когда кто-то пытался представить конкуренцию между Морозом и Шимкивом как борьбу злых и добрых сил. Дело — в сути роли и места заксобрания в системе государственной власти области, в подходах к системе управления, в принципах построения отношений с людьми, в том, чего мы ждем от председателя законодательного собрания. Вот в чем разница между Иваном Морозом и Андреем Шимкивом.

Некоторые члены фракции ЕР голосовали вопреки решению депутатского объединения, поддерживая Шимкива. Безусловно, с этой точки зрения, его избрание — результат протестного голосования. Но это протест не против политики партии, не против основ государственности, как сейчас пытаются представить. Исход тайного голосования — реакция на неудачный выбор партийного руководства, которое сделало ставку на персону Ивана Мороза. Андрей Шимкив многие годы проходил в заксобрание как одномандатник и по своей воле вступал во фракцию «Единая Россия». Наивно полагать, что у него с этой партией кардинально расходятся взгляды на жизнь.

Вдруг с изумлением говорят: «ведь законодательное собрание может стать центром». А в чем сюрприз?

Он публично озвучил свой взгляд на систему управления, он говорил, что законодательное собрание должно стать одной из реальных ветвей власти, а не оставаться фактически структурным подразделением областной администрации. Вот основной лейтмотив так называемого «протестного голосования» среди членов фракции «Единая Россия». Мы как обсуждали сотни вопросов, так и будем их обсуждать. Бюджет, социальные программы — все это будем прорабатывать и дальше. Но акценты, безусловно, изменятся. Заксобрание должно восприниматься правительством как партнер. Просто пришло время вспомнить, что законодательная и исполнительная власть — это не младший и старший партнеры. Они равны, каждый берет свою долю ответственности за решения.

— Об этом сейчас и говорят: при Шимкиве законодательное собрание может стать еще одним самостоятельным центром принятия решений в регионе…

— Меня удивляет, что вдруг начали с изумлением говорить: «ведь законодательное собрание может стать центром». В чем сюрприз? Поразительно совсем другое: то, что до сих пор один из органов государственной власти не являлся каким-либо значимым центром. Такое ощущение, что мы букварь открыли, обнаружили знакомые буквы и теперь удивляемся, как же так, мы их раньше не использовали в своей речи. Это же элементарно, это азбука государственного управления.

«Титков оказался не в том месте не в то время»

— Андрей Шимкив, как известно, беспартийный. Как вы считаете, не последуют ли попытки затянуть его в партию? Чтобы в руководстве ЕР в Новосибирской области, как и раньше, присутствовали глава исполнительной и глава законодательной власти региона.

— Я не знаю, насколько это соответствует действительности, в том числе, собственным представлениям Андрея Шимкива. Но абсолютно уверен, что эффективность деятельности любого руководителя на этой должности зависит не от партийной принадлежности, а от интеллектуальных способностей, профессиональных навыков и человеческих качеств.

— Андрей Шимкив перед выборами поднимал тему «административного давления». Насколько все было серьезно?

— Образ Шимкива излишне демонизировался перед выборами главы заксобрания. Очень странная ситуация: депутатом от ЕР ему становиться можно, а спикером, получается, нет? Я не очень погружен в механизм принятия политических решений, не готов ставить оценки. Но на мой взгляд, кое-кто намеренно пытался сформировать тенденциозное отношение, в том числе в Администрации Президента, к деятельности депутатов, которые не готовы были поддерживать Ивана Мороза. Таким образом, в интересах отдельных людей мазали грязью некоторых из единороссов.

Под раздачу попадали все те, кто имел несчастье обладать собственной точкой зрения на то, кто станет председателем заксобрания. Депутатов начали записывать в заговорщики, бунтари, вешать на них ярлыки революционеров, чуть ли не разрушителей основ государственности. Причем, все это относилось к людям, которые своим авторитетом формируют отношение избирателей к «Единой России». А в чем их вина? В том, что о своей позиции они заявили честно? Вместо диалога в Москву начали передаваться рассказы о том, что в Новосибирске зреет заговор, нужно что-то делать иначе случится страшное — второй «Парнас» в рамках «Единой России».

— Вы говорите о давлении и на вас лично?

— А как еще мне расценивать один из фрагментов? Например, публикацию агентства REGNUM, которая была распространена вечером 28 сентября накануне выборов председателя заксобрания. Этот интернет-ресурс со ссылкой на некий источник, «близкий к руководству ГК «Ростех»», писал о том, что в Новосибирской области может смениться руководитель местного представительства корпорации. Якобы деятельность нынешнего главы представительства Юрия Зозули вызывает большое недовольство в федеральном центре. Неназванный источник говорил, что «политическая деятельность Юрия Викторовича, когда он, избравшись в региональный парламент по спискам «Единой России», ведет «раскольническую деятельность», не нравится федеральному руководству «Ростеха»».

Как расценивать эту публикацию как не попытку шельмования да еще и с выходом в информационную плоскость? Голосование за спикера состоялось 29 сентября, в тот же день в этом агентстве прошло опровержение информации «о возможной смене представителя Госкорпорации в Новосибирской области». Никакого давления? Удивительно.

— Как, по-вашему, произошедшие события отразятся на выборах в Госдуму в Новосибирской области? По какому сценарию они будут проходить?

— Я буду только рад, если внутреннее противостояние, которое мы прошли, приведет к консолидации депутатского корпуса. Консолидация вовсе не означает, что у всех одна и та же точка зрения, главное — общность целей. Очень надеюсь, что мы пойдем по этому пути, а не по пути дальнейшего инспирирования внутриэлитных конфликтов в Новосибирской области. Бездумные попытки назначить крайних только усугубят внутренний конфликт, который выльется в пассивность или в противоречия. Ни то, ни другое не способствует успеху избирательной кампании в Государственную думу.

— Есть ли ожидания относительно команды, которая будет отвечать за выборы в Госдуму в Новосибирской области? В воздухе витает ожидание перестановок в областном правительстве. Не сегодня-завтра может быть объявлено об отставке в политическом блоке.

— Безусловно, для начала нужно провести общий анализ ситуации в Новосибирской области. Не являются праздными вопросы: почему депутатов не слышали, кто их не слышал, каким образом выстраивалась аналитика до голосования за будущего спикера, как транслировалась информация, воспринималась ли она или отвергалась, насколько корректно и объективно передавалась в Москву?

Надеюсь, мы не пойдем по пути дальнейшего инспирирования внутриэлитных конфликтов в области

Как я ранее говорил, не исключаю, что сейчас начнутся попытки найти виновного. Все понимают, что спикер заксобрания Новосибирской области — не креатура губернатора. Это человек, который избирался без поддержки главы области. Но нужно не искать виноватых, а проанализировать, что случилось и сделать правильные выводы.

Если следовать логике итогов выборов, то отставка «политического» вице-губернатора Александра Титкова противоестественна. На мой взгляд, он выставляется в качестве сакральной жертвы, которую нужно принести, чтобы снизить градус напряжения. В интервью «Континенту Сибирь» губернатор говорил, что абсолютно доволен работой политического блока по итогам выборов в заксобрание и горсовет. И теперь что? Ищем крайних? Титков оказался не в том месте не в то время — таковы правила игры? Кто одобрял его предложения и шаги? Я бы не стал делать из Александра Петровича записного злодея. Если уж говорить о сегодняшней ситуации, то тогда и партийное руководство должно разделить ответственность за произошедшее вместе с вице-губернатором — они работали в тесном тандеме. Думаю, что может встать вопрос: кто должен быть во главе партийной организации в Новосибирской области перед выборами в Госдуму.

«Многие сегодняшние проблемы — это наши вчерашние бестолковые решения»

— Владимир Городецкий говорил, что в правительстве Новосибирской области произойдут кадровые перестановки. На ваш взгляд, какие подразделения они должны затронуть?

— Уже около года социальный блок правительства Новосибирской области курирует вице-губернатор Виктор Шевченко. Я так и не понял, в чем заключается его функционал и какая польза от его работы? Деятельность любого вице-губернатора должна быть заметна. Какие темы замыкаются на нем? Особенно много вопросов у меня по линии здравоохранения. Считаю, что на сегодняшний день отсутствует сколько-нибудь связная политика в области развития районов. Мы много говорим о колоссальных кадровых проблемах с медицинскими специалистами районах области. Что-нибудь меняется? Ни программа модернизации, ни программа «Земский доктор», запущенная при участии федерального бюджета, не позволили переломить ситуацию — проблемы остались. Много жалоб по поводу деятельности районных больниц, системы льготного лекарственного обеспечения. Лекарства выдаются не по принципу нужности конкретному пациенту, а по принципу — что закупили чиновники нашего областного Минздрава. Таких вопросов, что называется, вагон и маленькая тележка.

— Дело в персоналиях? Экономическая ситуация тоже не самая благоприятная…

— Причем тут деньги, если люди часто жалуются на хамское отношение? Депутаты, которые избираются от сельских территорий, получают массу вопросов от своих избирателей и не получают ответов. Или получают невнятные отписки. Меня они точно не устраивают.

Я склонен говорить о крайней неэффективности министерства. И можно бесконечно пытаться за шелухой цифр и победных реляций скрывать истинное положение вещей. Можно и на меня обижаться за мою позицию. Но я транслирую настроение людей, которые приходят ко мне, как к депутату, на прием и жалуются.

Мы не будем относиться к экономике, как в шутке КВН НГУ: «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и чаще доить».

Нужно анализировать работу и других ведомств. Например, профобразование находится вне компетенции министерства образования. Считаю, что эта ситуация требует пересмотра. Необходимо обеспечить преемственность образования от общеобразовательной к профессиональной школе. Если говорить непосредственно о профподготовке: деньги на содержание системы выделяются, но непонятно, сколько выпускников училищ затем трудоустраиваются. Получается забавная ситуация: система просто напросто работает сама на себя. Мы так часто повторяем слова о дефиците специалистов в промышленности, и при этом совершенно не создаем условий для того, чтобы нужные кадры появились.

— Руководство области говорит о приоритете развития сельских территорий. Как вы оцениваете работу блока, который курирует Василий Пронькин?

— Он курирует очень важное направление и показывает себя как настоящий профессионал. Развитие села — колоссальный ресурс, который может обеспечить существенный рывок Новосибирской области. Но программа господдержки села требует существенного реформирования. Важно, чтобы субсидии распространялись на поддержку гектара пашни и на конечный продукт.

И, конечно, не дело, когда крестьяне получают помощь от государства через полгода, а то и через год после того, как влиты собственные инвестиции. Деньги обесцениваются, люди недовольны, чувствуют себя обманутыми — программа не достигает цели…

Очень важно, что началась разработка госпрограммы комплексного развития сельских территорий. Это то, чего нам всегда не хватало — объединения и синхронизации межведомственных усилий по формированию не только производства на селе, но среды и культуры жизни в сельских районах области.

— В нынешних экономических условиях многие проблемы могут обостриться. Бюджетный вопрос одним из первых встанет перед депутатами нового созыва.

— Бюджет 2016 года будет очень сложным. Могут возникнуть серьезные вопросы не по развитию, а даже по поддержанию сложившейся структуры. И нужно реально понимать, что многие сегодняшние проблемы — это наши вчерашние бестолковые решения. Те или иные проекты придется поддерживать точечно. Но возрастут требования к их экономической эффективности, к возможностям их реализации. К выбору проектов, достойных поддержки стоит подходить более тщательно. Бюджет не дает нам права на ошибку. И я считаю, что те усилия, которые прилагаются, в частности, первым зампредом правительства области Владимиром Знатковым, достойны всяческого уважения. Да, не все получается сразу. И ситуация с бюджетом вполне определяется поговорокой «Сколько денег, столько песен». Задача — поиск источников пополнения доходной части бюджета. Очень радует, что экономический блок правительства области пытается найти решение этого вопроса не путем поиска новых налогов и сборов, а путем поиска новых идей и проектов для развития производств в области. В таких условиях должна существенно возрасти и роль Агентства инвестиционного развития области, как координатора межведомственных усилий по развитию промышленного и научного потенциала Новосибирской области. Но все мы должны реально понимать, что ряд сегодняшних решений и инициатив дадут эффект лишь спустя два-три года. Не потому, что кто-то лодырь. Просто часто нельзя построить и запустить новое производство быстрее чем за полтора-два года. Только спустя некоторое время мы увидим существенный эффект. Но если мы ничего не будем делать сегодня, то у нас не будет достойного завтра.

Я уверен: мы не будем относиться к нашей экономике, как в шутке КВН НГУ: «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и чаще доить».

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ