Вернуть к жизни

Эксперты считают, что в масштабах России объемы выпуска медицинской продукции в Новосибирской области достаточно скромны, да и говорить об обилии высококонкурентной продукции не приходится. Вместе с тем медпромышленность не испытывает недостатка внимания со стороны властей региона. Более того, дальнейшие перспективы развития экономики Новосибирской области правительство связывает в том числе именно с производством медтехники и фармпрепаратов. «КС» попытался выяснить, как чувствуют себя участники этого рынка и какие направления производства имеют наиболее сильные позиции.

По информации минпромторга, сегодня в Новосибирской области работают 44 компании, производящие медицинскую технику и медицинское оборудование. В январе-августе ими было выпущено продукции на 412,31 млн руб. (117,8% к аналогичному периоду прошлого года). Среди компаний, имеющих наиболее прочные позиции на рынке, эксперты упоминают ЗАО «Сибирский научно-исследовательский и испытательный центр медицинской техники (оборудование для хирургии), ЗАО «НЭВЗ-Керамикс» (керамические изделия медицинского назначения для травматологии, ортопедии и стоматологии) и АО «Ангиолайн» (разработка и производство коронарных стентов и катетеров). Представители бизнеса обращают внимание на тот факт, что в Новосибирской области конкурентная продукция выпускается только в нескольких направлениях. Одно из них — рентгеновское оборудование. Здесь работают такие предприятия, как ЗАО «Ренекс», ООО «Предприятие «Медтех», ООО «УНИСКАН», Институт прикладной физики и ИЯФ СО РАН.

В тени зарубежных коллег

В лечебных учреждениях региона установлено в большинстве своем зарубежное оборудование. Только в текущем году на рынок области, по данным Новосибирской таможни, было поставлено медтехники на $4,2 млн (за 2014-й — на $7,5 млн). Основными странами-поставщиками являются Китай (почти 50% ввозимых изделий медицинского назначения), Япония, США и Ирландия (порядка 11% ввезенных на каждую из стран). Кроме того, зарегистрированы разовые поставки медицинской техники из Германии, Австрии и Польши.

Объемы экспорта гораздо скромнее: порядка $200 тыс. Поставки осуществлялись в США — вывозились программно-технические комплексы для автоматизации научных исследований биологических объектов; в Украину экспортировались устройства оториноларингологические «Долфин», в Японию, Индию, Германию и Республику Корею поставлялись оптические элементы из искусственно выращенных кристаллов, применяемые в том числе в медицинской технике.

При этом «освоенным» рынком сбыта для новосибирских производителей остаются страны СНГ. Например, в Беларусь рентгеновские усиливающие экраны и устройства для рентгеновского исследования детей поставляет ЗАО «РЕНЕКС», а медицинские отсасыватели в Казахстан и Таджикистан — ООО «Элема-Н».

Не без трудностей

Эксперты оценивают положение отрасли как сложное, указывая на то, что медпромышленность долгое время находилась в упадке из-за приоритета, отдаваемого при закупках зарубежному оборудованию. Не было и достаточного внимания со стороны властей. «Ситуация, которая сложилась сегодня в части производства как медицинской техники, так и фармацевтической продукции, стала критической, поскольку за годы структурных преобразований, которые проходили в промышленности и экономике, мы подрастеряли свои достижения, — считает президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов. — Надо сказать, что эта отрасль долгое время не могла найти «хозяина». Производство медтехники было подчинено то министерству промышленности, то министерству здравоохранения».

Сегодня производители выделяют такие барьеры для ведения бизнеса, как негативное отношение многих врачей к российским разработкам и, соответственно, приоритет импортного оборудования при проведении закупок, а также сложность и длительность регистрационных процедур.

По мнению директора АО «Ангиолайн» Андрея Кудряшова, большинство людей, отвечающих за обеспечение системы здравоохранения расходными материалами и лекарствами, «де факто не заинтересованы в том, чтобы отечественная продукция замещала импортную». «В первую очередь это связано с тем, что у них уже есть устоявшиеся связи в работе с западными компаниями, — сообщил «КС» Андрей Кудряшов. — Еще одним барьером для внедрения в реальную медицину продуктов российского производства является субъективное отношение ко всему отечественному, стереотип, что произведенные в стране товары имеют не лучшее качество». Директор ООО «Предприятие «Медтех» Владимир Лабусов рассказал «КС», что введение в России системы госзакупок через аукционы по ФЗ-44 или ФЗ-223, на его взгляд, привело к тому, что профильные специалисты и главврачи медучреждений постепенно были отстранены от принятия решения о закупке того или иного аппарата. «В подавляющем большинстве случаев такие решения принимаются в муниципальных или областных министерствах здравоохранения, — отметил господин Лабусов. — По нашему опыту случаи, когда непосредственные пользователи аппаратов смогли повлиять на чиновника, принимающего решение о закупке, очень редки. Чаще эти чиновники руководствуются другими принципами выбора поставщика. А составить аукционную документацию, чтобы снизить конкуренцию, — это дело техники», — подвел итог собеседник.

Представители бизнеса говорят и об увеличении сроков процедуры регистрации новых продуктов. «Сегодня при внедрении оборудования в реальную медицину сложно определить, каким образом можно пройти регистрацию новых изделий и получить регистрационное удостоверение, — поделилась с «КС» коммерческий директор ООО «Элема-Н» Светлана Пономарева. — Непонятен сам алгоритм прохождения такой процедуры». Согласен с коллегой и Андрей Кудряшов: «Если раньше процедура занимала полгода, то после внесения изменений в закон растянулась до одного, а то и двух лет. При этом сильно усложнилась процедура улучшения продукции, теперь она сопоставима с регистрацией нового продукта. Соответственно, российским производителям медоборудования либо невыгодно вводить минимальные улучшения, либо они не могут провести их в разумные сроки, и идея устаревает», — резюмировал он.

Светлана Пономарева обращает внимание на непредсказуемость рынка. «На спрос оказывает влияние множество факторов, в том числе и мода. Сейчас принято, что в каждом частном кабинете должен быть ЛОР-комбайн, это говорит о высоком статусе клиники», — приводит пример она.

Новые возможности для новосибирских производителей открываются в связи с изменениями в законодательстве, а также с ориентиром страны на импортозамещение. «В Постановлении правительства от 5 февраля 2015 года № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий иностранного производства, в отношении которых устанавливается ограничение допуска при закупках для государственных и муниципальных нужд, — сообщил президент новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов. — Этот документ включает достаточно широкий комплекс оборудования, в том числе томографы, рентгеновскую технику. Такой шаг должен способствовать развитию отрасли, появлению оборотных средств», — отметил он.

Однако, например, директор ООО «Предприятие «Медтех» Владимир Лабусов уточнил, что в области закупок рентгеновского оборудования «улучшений нет, в связи с кризисом просто уменьшился объем закупок».

«С принятием постановлений, ограничивающих закупки зарубежного оборудования, мы должны предоставлять сертификат страны происхождения, чтобы доказать, что наше предприятие — отечественный производитель, — рассказал господин Лабусов. — Для получения этого сертификата нам приходится нести дополнительные затраты на организацию системы учета закупаемых импортных комплектующих».

С опорой на научные центры

Сегодня власти региона в качестве ключевых проектов в области развития медпромышленности выделяют проект медтехнопарка на базе НИИТО им. Цивьяна и объединение нескольких компаний под началом НИИПК им. Мешалкина с перспективой строительства собственного технопарка. В проекте программы реиндустриализации экономики региона, например, этот проект имеет название «Зеленая долина».

В объединении усилий НИИПК им. Мешалкина и компании «Ангиолайн» (функционирует совместное предприятие — Эндоваскулярная лаборатория) многие эксперты видят хорошие перспективы развития экономики региона. В настоящий момент компания «Ангиолайн» имеет 10%-ную долю на российском рынке коронарных стентов в количественном выражении.

По мнению врача по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению кардиохирургического отделения интервенционной кардиологии НИИПК им. Мешалкина Евгения Кретова, конкуренцию импортным аналогам может составить продукция, направленная на лечение пациентов с ишемической болезнью сердца. «Одна из совместных разработок НИИПК им. Мешалкина и компании «Ангиолайн», которую мы сейчас продвигаем, — это биоабсорбированный стент, он отличается от обычного тем, что изготовлен из специального материала и самопроизвольно растворяется через два года», — отметил Евгений Кретов. По его данным, также хорошие перспективы импортозамещения есть и в такой области, как лечение пациентов с приобретенными пороками сердца.

Генеральный директор медико-технологического парка Екатерина Мамонова уточнила, что основная задача сегодня — максимально сократить время от идеи до внедрения инновационного продукта в реальную систему здравоохранения. «Например, проект по производству эндопротезов из нанокерамики реализовывался порядка пяти лет, — отмечает собеседница «КС». — Вся инфраструктура, которую мы строим, направлена на то, чтобы сократить это время. Мировая практика показывает, что можно выводить подобные проекты за три года, с учетом регистрационной процедуры».

По информации директора Сибирского научно-исследовательского и испытательного центра медицинской техники Дмитрия Белика, около 90% высокотехнологичной медицинской техники имеет в своем составе «электронную начинку». Этот факт, по мнению господина Белика, позволяет говорить о возможности создания в Новосибирской области приборостроительного кластера, в который могут войти предприятия оборонной отрасли. По данным эксперта, уже начаты работы по созданию медицинских систем для снижения смертности при деструктивном апноэ в ОАО «НИИ электронных приборов», создана медицинская система по лечению трофических язв при сахарном диабете в ОАО «НИИИП — завод Коминтерна». «Нужно отметить, что оборудование, закупленное за рубежом, в течение последних лет начинает выходить из строя, — говорит Дмитрий Белик, — поставка комплектующих запасных частей, ремкомплектов, учитывая санкции и изменения на валютном рынке, делает проблематичным его полноценное использование в лечебных учреждениях. В ближайшие 3–5 лет оно просто может выйти из строя», — предупреждает он.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ