Мэри Назари: «Кино — это коллективное сновидение»

Новосибирский кинотеатр «Победа» в содружестве с московским кинотеатром «Пионер» предложил зрителям новый проект. Впервые на большом экране можно будет увидеть шедевры мирового кинематографа, никогда не выходившие в широкий российский прокат. Фестиваль вполне символично стартовал культовым фильмом Федерико Феллини «Сладкая жизнь» 28 сентября, в день рождения великолепного Марчелло Мастроянни. Идейный вдохновитель фестиваля «Наконец-то в кино», сценарист и продюсер, директор сети кинотеатров «Пионер» МЭРИ НАЗАРИ лично представила проект новосибирским зрителям и ответила на вопросы «КС».

 — Мэри, в чем для вас ценность программы «Наконец-то в кино»?

— Показывая на большом экране классические фильмы, мы «возвращаем» им первоначальный режиссерский замысел, ведь все эти фильмы режиссеры снимали в уверенности, что они будут показаны в кинотеатре, а не по телевизору. Теперь они становятся доступны для нового поколения зрителей. Эта тенденция возникла в мире примерно пять лет назад с появлением сложной и довольно дорогой техники, которая позволяет переводить фильмы в цифру без потери качества или даже с его улучшением. Первый раз я увидела отреставрированный фильм на Каннском фестивале, это был «Психо» Хичкока. Возможно, вы обратили внимание, что «Сладкая жизнь» была восстановлена при поддержке фонда Gucci: большие бренды сегодня понимают важность благородной задачи по спасению мирового культурного наследия. Некоторые фильмы реставрируют при поддержке компании Louis Vuitton, также существует фонд Мартина Скорсезе, в который вносят средства многие американские и европейские компании, другие формы сотрудничества.

— Как возникла идея поделиться программой «Наконец-то в кино» с новосибирскими зрителями?

— Кинотеатр «Пионер» был образован в 2009 году, когда предприниматель и очень тонкий, прозорливый человек Александр Мамут понял, что Москве просто необходимо место, где люди могут собираться, смотреть хорошее кино, обмениваться впечатлениями за столом в прекрасном недорогом ресторане и покупать книжки. Идея была реализована, такое место появилось. Надо сказать, что о «Победе» я впервые услышала от наших общих французских коллег из Unifrance (крупная государственная структура, которая занимается продвижением французской культуры в мире). Они рассказали, что в центре Сибири есть очень красивый кинотеатр с интересной программой. Постепенно стало понятно, что мы работаем в одном поле, разрабатываем одну платформу. Когда я приехала в Новосибирск, действительность превзошла все мои ожидания. Создать и развивать такой кинотеатр — своего рода подвижничество: любые культурные институции испытывают огромное сопротивление среды. Если бы такой кинотеатр, как «Победа» или «Пионер», существовал в какой-нибудь европейской стране, у него обязательно были бы государственные дотации — это замечательная, осмысленная инвестиция в культуру. «Вложения в культуру более выгодны, чем инвестиции в углеводороды», — любит повторять создатель «Пионера» Александр Мамут. Поэтому во многих странах такие кинотеатры, независимо от формы собственности, имеют льготы по аренде и коммунальным платежам и прямую поддержку государства. Надеюсь, мы тоже до этого доживем.

— Получает ли «Пионер» господдержку?

— К сожалению, могу сказать только, что как члены ассоциации европейских кинотеатров Europa Cinemas мы получаем небольшие гранты, например, на переоборудование, от этой организации (насколько я знаю, «Победа» тоже в нее входит). Но прежде всего мы существуем благодаря нашим любимым зрителям, «Пионер» работает как самовоспроизводящаяся экономическая модель.

— Кинотеатр — это все-таки бизнес?

— Да, но его не стоит сравнивать с другими бизнесами. Изначально Александр Мамут был готов дотировать «Пионер», так как считал его чрезвычайно важным проектом. Но мы должны работать хотя бы на уровне рентабельности. Если бы кинотеатр был нерентабелен, это означало бы, что мы настолько не знаем своего зрителя, что не можем предложить программу, ради которой он приедет к нам и купит билет. Мне кажется, если кинотеатр не окупается, то это вопрос плохо выстроенных отношений со зрителями.

— Коммерческий успех, на Ваш взгляд, может служить показателем профессионализма в коммуникации со зрителем?

— Да, я считаю, что мы нашли некий баланс.

— И даже без попкорна? Ведь это не последняя строчка в доходной части любого кинотеатра.

— Это основная строчка: себестоимость попкорна невелика, его продают во всех кинотеатрах. Но кино без попкорна — наша принципиальная позиция, и пока все получается. Мы настолько приучили к ней своих зрителей, что даже в наших открытых кинотеатрах в парке Горького и в Сокольниках его почти не покупают. Видимо, зрители уже приняли концепцию кино без попкорна.

— Как бы вы описали ваших зрителей?

— Наша целевая аудитория почти не имеет возрастных границ — это люди, которые интересуются искусством кино, прежде всего люди думающие, уважающие себя и других. Поэтому у нас, в отличие от некоторых сетевых кинотеатров, не бывает шума и мусора. Речь идет о взаимном уважении, потому что кинотеатр предполагает коллективное восприятие. Все-таки мы социальные существа, и нам интересно смотреть на реакцию других людей, переживать эмоции в кругу себе подобных. Поэтому ключевое слово для определения нашей аудитории — ценность. Это люди, которые ценят кино, наш кинотеатр, уважают себя и окружающих. Каждый человек — невероятная ценность.

— Насколько успешным на практике показал себя формат летних кинотеатров?

— Когда московские парки стали очень быстро менять свой облик, мы решились на эксперимент с форматом открытого кинотеатра. Очень приятно, что мы не ошиблись, но есть и проблемы: в Москве сложный климат, часто идут дожди и резко меняется погода, к тому же летом у нас практически белые ночи, что затрудняет показ. Но люди готовы терпеть некоторые неудобства, настолько захватывающий аттракцион они получают. Кроме того, на этих площадках мы организуем лекции, фестивали, детские кружки, в этом году в качестве эксперимента успешно опробовали формат театра под открытым небом. Так что я горячо рекомендую предпринимателям, которым интересны культурные инвестиции не с точки зрения приумножения денежных средств, а с точки зрения попытки оставить след в этой жизни, попробовать себя в этом формате. Считаю, что в Сибири это будет интересно, а мы, конечно же, готовы к консультациям и открыты к общению.

— Репертуар летних кинотеатров отличается от «Пионера» на Кутузовском?

— Конечно, мы предлагаем чуть более широкий репертуар, чуть шире программируем, потому что понимаем, что в парках гораздо больше людей, и у них гораздо шире вкусы. Но это непринципиальные отличия.

— Вы любите показывать зарубежные фильмы без дубляжа, с субтитрами. В летних кинотеатрах тоже?

— Да, но не всегда. Фильмы без дубляжа хороши тем, что позволяют услышать живые голоса актеров, а ведь это половина образа. Но это не самоцель, и если мы хотим предложить зрителям фильм, который в нашем прокате есть только в дублированной версии, мы его показываем. Важнее, чтобы люди привыкли ходить в кино хотя бы раз в месяц. Если говорить о статистике, в России есть две проблемы: цена билетов и количество кинотеатров. Кино — это самое дешевое развлечение, поэтому кино должно быть доступным и по цене, и географически. Кстати, как это было в советское время.

— Были свои плюсы и в плановой экономике?

— Просто у советского труженика было мало развлечений, а государство понимало, что людям нужны зрелища. Поэтому массово строились кинотеатры и билеты были очень дешевыми, зато почти не было зарубежных фильмов, репертуар редко обновлялся. Это, кстати, минус плановой экономики и закрытого общества. Сегодня средняя цена билета в России 280 рублей, это очень много, учитывая, что официальная зарплата в регионах около 20 тысяч. Чтобы каждый человек мог позволить себе ежемесячный семейный выход, нужно строить больше кинотеатров и делать билет дешевле. Есть некий ритуал — сходить в кино, потом зайти, например, в ресторан и обсудить фильм. И это замечательно, потому что кино — это еще и передача неких общечеловеческих ценностей.

— Возникает диалог с автором по поводу увиденного.

— Кроме того, возникает некое размышление, чрезвычайно важное для формирования внутреннего мира человека. Умение размышлять, рефлексировать, общаться с самим собой — важный мыслительный навык, без этого человек не вполне человек, мне кажется. Как психолог по первому своему образованию могу вспомнить тезис о том, что homo sapiens — лишь название вида, а человек появляется тогда, когда появляется сознание, которое базируется на внутреннем диалоге о своем месте в жизни, о целях, о смысле. Фильмы, в том числе классические, как раз об этом.

— Фильмы Феллини — это и волшебный аттракцион, и философские размышления, и социальная проблематика…

— Конечно, Феллини был гением. К тому же в 50–70-х годах во многих странах произошел расцвет кинематографа: в Италии была своя история, неореализм, в России — удивительное оттепельное кино, которое впервые повернулось к человеку. В центре внимания оказалась не масса, не цех, не дивизия, а личность. Кино обратилось к внутреннему миру человека, и мы получили ряд шедевров, которые останутся в истории. Но жизнь идет, все меняется, я не хочу назвать это прогрессом или регрессом. Конечно, кино в целомочень изменило сознание человека. По сути, это коллективные сны, которых до кино человек даже не представлял себе.

— Хотя технически это лишь иллюзия, игра света и тени?

— И эта иллюзия рождает некие смыслы сразу у нескольких людей, собравшихся вместе. Сейчас человек стоит на пороге нового изменения в связи с появлением Интернета: мы информационно зависим друг от друга, мы все в одном поле. Мы меняемся, кино меняется тоже, но у меня нет пессимистических предчувствий, мы все-таки социальные и очень зависимые другот друга существа. И это величайшее достижение человечества, когда в темноте кинозала можно всем вместе встретиться, поплакать, посмеяться и выйти на свет совсем другим человеком.

— Как вы относитесь к выдвижению на «Оскар» от России фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова? Кого из современных отечественных режиссеров особенно цените?

— Никак не отношусь — наш оскаровский комитет существует уже много лет, но редко выдвигает что-то по-настоящему интересное и актуальное из того, что снято в России.

— А если бы в роли оскаровского комитета были вы?

— Я бы подумала, не готова ответить сразу. Безусловно, я считаю одним из самых интересных российских режиссеров вашего земляка Андрея Петровича Звягинцева, и считаю выдвижение «Левиафана» в прошлом году достойным выбором. И хотя его в результате не наградили, сам факт говорит о многом. С сожалением могу констатировать (не только как директор кинотеатра, но и как продюсер), что российская индустрия кино в глубоком кризисе. Не готова ставить диагноз или прописывать рецепты, но сегодня у нас снимается гораздо меньше фильмов, чем можно и должно. Страна с таким кинематографическим бэкграундом, системой образования, преемственностью поколений, с таким количеством талантливых людей и сложных жизненных коллизий снимает до обидного мало фильмов.

— Могут ли решить проблему предложения законодателей о квотировании, дополнительном налогообложении показов зарубежного кино и так далее?

— Мне кажется, чем меньше чиновники включаются в сложный процесс создания произведения искусства, тем лучше. Приведу пример. Кинопрокат в современной России развивался практически без государственного участия: в 1994 году Черномырдин принял постановление об освобождении продажи билетов от НДС, и за 15 лет силами отечественных предпринимателей достигнуто невероятное — у нас 4000 экранов. Отрасль с минимальным государственным регулированием стала невероятно быстро развиваться, при том что это сложный бизнес. А сейчас государство вдруг заинтересовалось прокатом и стало предлагать какие-то несистемные меры. Считаю в корне неверным суждение о том, что раз государство дает деньги, то оно и должно регулировать содержание фильмов.

— Однако этот тезис стал очень популярным.

— Это популярная, но ошибочная мысль. Государство само не производит денег, а лишь распределяет средства налогоплательщиков. Поэтому говорить о каком-то госзаказе неверно. Считаю, что можно выстроить систему, стимулирующую производство фильмов: у нас не такие маленькие деньги даются на развитие кино, просто они неэффективно распределяются. Пусть гранты на дебют будут меньше, совсем не обязательно давать начинающему режиссеру миллион долларов, сумму можно уменьшить в три раза, особенно с учетом цифровых технологий, удешевляющих производство. Но пусть выпускники профильных вузов имеют возможность сделать первый фильм, это необходимо для профессионального становления.

— Мы уже полгода живем под знаком «Тангейзера», и по вопросу свободы творчества и госрегулирования искусства каждый занимает ту или иную позицию.

— Каждый волен занимать собственную позицию, но есть какие-то базовые вещи. Если автор не совершает насилия напрямую по отношению к зрителю, если нет противоречий требованиям законодательства, то пусть расцветают сто цветов. Время — довольно сильная вещь, оно отсеет худшее и сохранит лучшее. Это прекрасно, что у нас есть Звягинцев, но плохо, что он уже 10 лет дебютант. Нужно больше дебютов, больше грантов, больше фильмов, нужна среда для развития индустрии. Молодые люди, полные драйва, должны пробовать свои силы в кино, а потом индустрия и сама жизнь встроят их в формат. Без этого питательного бульона не возникнут шедевры, без ремесла не возникнет магия. Я очень люблю, например, режиссера Николая Хомерики, он один из немногих, кто владеет этим волшебством.

— Как обстоят дела с российским кино в «Пионере»?

— Начав регулярно показывать отечественное кино, мы кардинально поменяли тренд: до этого авторские фильмы никогда не попадали в хорошие кинотеатры. И хотя выручка поначалу была небольшой, мы считали своей миссией показать людям кино, которое снимается в нашей стране. Иногда говорят про квоты — так вот, мы превышаем все квоты по показу российских фильмов и считаем важным привлечение внимания к собственной культуре.

— Какие фильмы из программы «Наконец-то в кино» вы особо рекомендуете?

— Мы очень тщательно отбирали фильмы, все они прошли в кинотеатре «Пионер» с аншлагом. Первый показ «Сладкой жизни» в Новосибирске подтвердил огромный интерес вашей публики к этому проекту, большой зал был полон, и это очень приятно. В вашем городе мы хотим поменять формат фестиваля и предлагаем зрителям принять участие в формировании программы. Так что любой желающий может направить свои пожелания в кинотеатр «Победа», и мы постараемся привезти то, что вы захотите.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ