«Если ты заряжен на успех, то стараешься уловить и развить каждую полезную идею»

Глава компании «НовосибирскСнабСбыт» АЛЕКСАНДР ФИЛАТОВ начинал свой профессиональный путь с простого заводского труженика, однако в дальнейшем сумел реализоваться и как руководитель, и как политик, и как предприниматель. Накануне своего 75-летнего юбилея он рассказал «КС» о подходах к управлению бизнесом, о своем видении актуальных проблем экономики и предпринимательства, а также оценил результаты прошедших выборов.

Становление бизнеса

— Александр Михайлович, какие основные этапы на своем профессиональном пути вы считаете особенно важными?

— Начать хотел бы с того, что мне очень повезло с родителями. Мой отец был очень хорошим мотористом, механизатором. Он привил мне трудолюбие и сознание того, что человек должен работать хорошо, на совесть. Отец у нас не пил, не курил, и это я тоже перенял у него. Всю жизнь я воздерживаюсь и от алкоголя, и от курения. Ну, а мама добрейший человек, она воспитала нас хорошими, порядочными людьми. Нас у родителей было пятеро, я — четвертый ребенок.

Дальше мне повезло, что я поступил в Томский политехнический институт. Потому что там я не только получил образование, но и встретил свою жену, Тамару Александровну (в прошлом году мы отпраздновали золотую свадьбу). У нас родилась дочь Наталья, которая теперь является коммерческим директором нашего предприятия, зять Андрей прекрасный специалист, технический директор. А в 1990 году родился наш внук Александр.

Еще одним важным этапом для меня стала работа на заводе электронной промышленности «Экран». В те годы он был очень прогрессивным, современным. Мы изготавливали электронно-оптические приборы — например, приборы ночного видения и фотоэлектронные умножители. Представьте, насколько это сложная аппаратура, если она может зафиксировать из космоса даже энергию зажженной на Земле спички.

На заводе за 10 лет я прошел путь от мастера цеха до генерального директора по коммерческим вопросам, и в этой должности проработал на «Экране» еще 18 лет. В 1988 году переведен приказом председателя Госснаба СССР на должность заместителя начальника Западно-Сибирского Управления материально-технического снабжения. Как я восторгался, когда приезжал на коллегии Госснаба в Москву, тому, как легко и активно они внедряют новшества в работу, чего у нас в Сибири на тот момент еще не было. А потом, в 1990-е годы, общая ситуация в стране изменилась, и по многим причинам я принял решение уйти на свое нынешнее предприятие, правда, тогда это было Управление снабжения и сбыта Облисполкома.

Расскажите об истории создания вашей компании и вашем предпринимательском пути. Как вы пришли к этому этапу вашей жизни? Какие трудности пришлось преодолеть?

— Когда я пришел в Управление снабжения и сбыта, мы довольно быстро поняли, что нам нужно сделать эту организацию самостоятельной, независимой организацией. И независимо от штата Облисполкома мы начали создавать новосибирскую государственную коммерческую фирму.

Мы прошли ряд преобразований: сначала в акционерное общество открытого типа, после этого преобразовали компанию в общество с ограниченной ответственностью — так оно существует и по сей день. Конечно, мы прошли и путь приватизации, консолидации акций.

Основой основ нашего успеха всегда было постоянное стремление к развитию. В 1990-е годы большую часть предприятий волновал один вопрос: как выжить в новых экономических условиях? Не зря ведь эти годы называют «лихими». Наличных денег практически не было, а заработную плату людям нужно было как-то выдавать. Как мы решали эту ситуацию: ставили 20-тонный контейнер в центре города, покупали, где могли, всякую мелочь — спички, сигареты, мыло — и продавали. На мелочь у людей все-таки находились деньги. И благодаря этим мерам у нашей организации были наличные. В результате мы ни разу не сорвали зарплату нашим сотрудникам — платили деньгами, а не товаром, как в других компаниях. Может быть, именно это и позволило нам сохранить специалистов.

Сначала мы выполняли в основном заказы администрации области. Поставляли товары, в том числе строительные, по всем районам области. Это были материалы, необходимые школам, больницам и т. д. Но вместе с этим мы понимали, что работа с госзаказами — это ненадолго, и скоро государство возьмет эти денежные потоки под контроль. Поэтому параллельно мы начали разрабатывать новое направление — заниматься внешнекоммерческими связями.

Развивая эти связи, мы стали сотрудничать с Индией — заниматься поставками чая и кофе, потом вышли на Европу — начали закупать у них товары категории «одежда/обувь», т. к. в России на тот момент этой продукции было недостаточно. То есть мы максимально расширяли наш ассортимент. А для того чтобы этим заниматься, нужны были и более грамотные люди, и оборудование, и площади. Мы построили очень много складов — и теплых, и холодных, — благоустроили их и прилегающие территории. Мы начали внедрять компьютеры, одними из первых внедрили Интернет — а для всего этого требовались уже и новые специалисты.

 — Как изменилась деятельность компании за эти годы? На что сегодня ориентируется руководство «НовосибирскСнабСбыта»? Какие коррективы были внесены в его работу в связи с кризисом?

— Если говорить про нашу отрасль, то, на мой взгляд, задачей бизнеса сегодня является обеспечение достойного уровня сервиса арендаторам. Даже во времена, когда в стране очередной кризис, и лишних средств у людей нет, они все равно стремятся к лучшему. Важно, чтобы люди чувствовали, что здесь им лучше, комфортнее, чем в любом другом месте. И если ты заряжен на успех, то стараешься уловить и развить каждую полезную идею, независимо от того, в сколь трудных условиях находишься.

Мне много приходилось объяснять сотрудникам, что они не должны бояться слова «услуги». Мне довелось посетить Францию, Италию, Германию, другие страны — я наблюдал, анализировал, как в этих странах строят бизнес. И я увидел, что их чистота, культура, уровень сервиса — те положительные моменты, которые стоит перенять и нам.

Чуть позже мы начали развивать второе направление работы — сдавать в аренду складские площади, привлекать арендаторов. Во вторую половину 1990-х годов появилось новое поколение молодых предпринимателей. Они были энергичные и быстрые, но кроме этого, у них ничего не было. Бизнесмены новой волны начали активно возить товары из Европы, но хранить привезенное им было негде. А мы могли предложить хорошие склады, подъездные рампы, железнодорожные пути — словом, всю инфраструктуру. И когда стало ясно, что это направление оправдывает себя, мы его резко усилили — расширили спектр закупок, наладили контакты с более серьезными импортерами. К слову, так мы познакомились с австрийско-немецкой фабрикой Vossen, открыли сеть магазинов, стали работать напрямую с фабрикой и продолжаем наше сотрудничество около 20 лет.

Потом компания начала понемногу заниматься инвестициями на финансовом рынке, исходя из принципа, что экономику предприятия надо диверсифицировать — ведь тогда легче переживать кризисы.

В первый кризис 1998 года мы успели построить несколько складов, во время второго в 2008-м мы построили красивое здание, в котором сегодня располагается наша компания. Текущий кризис мы, конечно, ощущаем, как и все, но не так сильно, как могли бы. Мы понимаем, что многим новосибирским предпринимателям сейчас непросто, и поэтому стараемся идти на уступки нашим партнерам. Я лично встречаюсь со всеми руководителями компаний-арендаторов, и, как правило, иду навстречу людям. И всегда говорю своим сотрудникам: уважайте партнеров, как себя. Мы всегда стараемся искать реальный выход из положения.

Власть и бизнес

— Как вы оценивание эффективность стратегии импортозамещения? В каких отраслях сегодня легче проводить такую политику, а где приходится особенно трудно?

— На мой взгляд, проще всего его реализовывать в легкой промышленности, с товарами народного потребления — с одеждой, обувью и так далее. Сегодня в России эта отрасль неплохо развита, но пока зажата. Причем многие руководители фабрик сами виноваты в этом — они создали себе ситуацию сильной зависимости от импортных закупок сырья. Самое досадное, что за границей закупается даже то, что можно было спокойно заказать у местных производителей. Тем не менее у этой отрасли есть шансы постепенно отказаться от импорта, начать закупать у российских производителей, и тогда начнется настоящее развитие.

Сложнее, конечно, с электроникой и компьютерной отраслью. К сожалению, если сегодня нам ограничат доступ к импортным комплектующим, то заместить их российской продукцией будет сложно. Однако задача перейти на отечественное в этой отрасли поставлена, и надо, конечно, к этому стремиться.

Что касается, например, сельского хозяйства, то сегодняшняя ситуация меня удивляет: где это было видано, чтобы наш сибирский крестьянин покупал семена где-то за рубежом? Все должно быть свое! Сейчас, когда возникла необходимость, у нас в Новосибирске стали производить значительно больше собственного мяса птицы — настолько, что даже поставляем в другие регионы. А сколько овощей, фруктов, ягод у нас в этом году! Стоило бы дать людям возможность реализовать всю эту продукцию.

— Во многом качество бизнес-среды региона определяется и эффективностью взаимодействия с властями. Как вы оцениваете результаты осенних выборов в Новосибирске?

Я считаю, что досрочное голосование нужно отменить, потому что это вызывает у людей недоверие. А недоверие к политикам в свою очередь приводит к низкой явке и прочим проблемам. Политикам вообще стоит подумать, что сделать, чтобы люди снова им поверили. Я бы очень хотел, чтобы у общества были основания верить своим политикам. Независимо от того, какую партию или личность выбирает человек, он должен быть уверен, что наши политические деятели хотят блага своей стране. Общество хочет, но пока не может доверять им. Значит, нужно думать, как вернуть это доверие. Сейчас идет новая «волна» политиков, и я считаю, что молодежи во власти должно быть больше. У всех застарелых политиков в подкорке остались различные догмы, которые очень тяжело преодолеть, в то время как для эффективной работы сегодня нужны люди гибкие, живо реагирующие на изменения времени. В политике требуются люди новой эпохи, которые понимают, как развивать наше общество и государство. И конечно, независимо от возраста, политик должен быть профессионалом.

 — В текущей ситуации многие компании все чаще ориентируются на сегмент малого и среднего бизнеса. Что, на ваш взгляд, ожидает его в Новосибирской области в среднесрочной перспективе? Многие малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными компаниями. Видите ли вы какой-то выход из этой ситуации?

Во всем мире малый бизнес пользуется поддержкой государственных структур. Хотелось бы, чтобы и в нашей стране малый бизнес был защищен государством. Во-первых, чтобы развивать свое дело, предприниматель должен иметь четкую уверенность в правовой защите: в том, что его никто не захватит, не обидит, что он имеет поддержку государства, силовиков и т. д. Во-вторых, малый бизнес остро нуждается в доступных кредитах в рамках господдержки. Государство должно работать над программами льготных кредитов. То же касается и доступности торговых площадей. Например, стоило бы ограничить сдачу арендных площадей иногородним компаниям в пользу компаний местных, новосибирских.

В развитых странах до 60% оборота товара приходится на малый бизнес, ведь крупный ритейл неповоротлив, а малый быстрее реагирует на изменяющиеся интересы потребителя. Но при этом малый бизнес сильнее нуждается в поддержке, ему нужно создать условия. Например, если просто так торговать на улице незаконно, значит, надо делать больше ярмарок, обеспечивать людям возможность сбыть урожай. Кроме этого, местные власти должны обеспечить предпринимателям защиту от засилья крупных иногородних компаний — например, ввести ограничения по количеству иногородних резидентов в Новосибирске, чтобы могли развиваться в первую очередь наши предприниматели.
Очень много значит для компаний и рост тарифов, особенно на электроэнергию. Для многих предприятий, использующих мощное оборудование, затраты на электроэнергию бывают весьма значительными. Сейчас рост тарифов на электроэнергию происходит, на мой взгляд, необъективно. Энергии у нас в стране производят с избытком, но при этом на нее нет должного спроса. Сейчас около 40% мощностей генерации свободны, и возникает проблема, как восполнить эти затраты. Путь выбирается не самый справедливый — повышают тарифы. Многие предприниматели жалуются на рост стоимости электричества. Им отвечают, что энергия в Сибирь поступает с Урала, и поэтому так дорого стоит. Я по специальности инженер-энергетик, и у меня сразу возникает вопрос: зачем нам брать дорогую электроэнергию с Урала, если у нас есть своя, дешевле, и мы ее тоже поставляем в другие регионы? Вот в чем вопрос. У нас столько ГЭС, недавно запустили и Саяно-Шушенскую после аварии. Вот что губит предприятия. Как выживет малый бизнес, особенно производство, если у него различные установки потребляют значительное количество электроэнергии? Да он только на ней одной и разорится.

«Когда есть цели, есть и энергия»

Расскажите о перспективах «НовосибирскСнабСбыта» на ближайшие годы. Планируете ли вы развивать какие-то новые направления?

— Во-первых, мы намерены развиваться в строительстве. Пока это направление только в стадии планирования, поэтому конкретикой поделиться еще не готов. Во-вторых, мы вышли на туристическое направление: не так давно открыли базу отдыха «Усть-Алеус», в районе с. Спирино, и этот проект уже оправдывает себя. Казалось бы, туристический бизнес — не наше профильное направление, но опытным путем выяснилось, что для нас это очень перспективная деятельность, так что теперь мы планируем развиваться и в этой сфере.

Интересна ли вам благотворительность?

— Да, сегодня мы очень много помогаем НГАТОиБ и Театру музкомедии, помимо этого, вместе с депутатом Законодательного собрания Захаровым В. П. мы регулярно поддерживаем областные детские дома. Помогаем именно материально. Я думаю, благотворительность — это нормально, и делать это должны все, в этом никакой гордости нет.

— Помогаете ли начинающим предпринимателям? Выступаете ли инвестором каких-то интересных проектов?

— Если я уверен в честности предпринимателя и вижу, что он способен внятно описать, чего хочет, то почему бы ему не помочь? Ведь малому предпринимательству нужны, в сущности, не такие уж большие финансовые вложения. Другое дело, что начинающих бизнесменов должно поддерживать государство — например, через систему бизнес-инкубаторов. При этом опытные, крупные предприятия можно привлекать как инвесторов. В этом случае нам не придется разбираться, честен ли каждый конкретный начинающий предприниматель — на этом этапе государство выполнит свои обязательства. Угроза для инвесторов состоит именно в том, что ты не знаешь, с кем имеешь дело. Если бы была налажена схема «инкубатор — государство — инвесторы», тогда было бы прекрасно.

Какими принципами вы руководствуетесь сегодня, чтобы оставаться энергичным и жизнерадостным?

— Есть «люди-генераторы» и «люди-потребители». И «потребитель», пока молод, еще имеет какую-то дополнительную энергию, но когда становится старше, теряет ее. Чтобы оставаться энергичным, нужно генерировать, создавать что-то и знать, как работать, — что такое ответственность. Когда у тебя есть идеи, есть цели, когда ты задумываешься о своем здоровье, то на созидательные задачи остается больше энергии. Сегодня я работаю так же много, как и всегда, и мне это очень нравится.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ