«Жаль, если НГАТОиБ превратится в филиал Михайловского театра»

Текущий ремонт новосибирского театра оперы и балета стал одной из наиболее тревожных тем, обсуждаемых сегодня в кругах поклонников НГАТОиБ. Вопрос целесообразности реставрации и ее соответствия букве закона звучит сегодня из уст депутатов, общественных деятелей и простых горожан. Волнуют общество и отсрочка нового театрального сезона, и снятие с репертуара признанных и любимых спектаклей. Стремясь разобраться в ситуации, «КС» побеседовал об этих наболевших вопросах с экс-главой НГАТОиБ БОРИСОМ МЕЗДРИЧЕМ.

— Борис Михайлович, насколько вы считаете целесообразным текущий ремонт НГАТОиБ, и все ли, по вашему мнению, там проходит в рамках закона?

— Сейчас ремонт театра осуществляется по двум направлениям — это внешний ремонт (части фасадов, части кровли, примыкающего к театру восточного участка территории) и ремонт внутри здания НГАТОиБ. Поэтому надо разделять два этих процесса. Что касается фасадов, кровли и территории, то мы в свое время оформили для проведения этих работ всю необходимую документацию и согласовали ее с управлением государственной охраны объектов культурного наследия как в Новосибирске, так и в Москве. Кроме того, нами был выполнен ремонт части фасадов, кровли и другие работы. То есть я хотел бы подчеркнуть, что вся проектно-сметная документация была выполнена еще предыдущей дирекцией, поэтому сам факт сегодняшних работ по фасадам и кровле проводится по согласованным ранее документам. При этом управление должно контролировать качество этого ремонта.

Во всей ситуации с ремонтом НГАТОиБ есть некоторые не очень понятные моменты — например, тот факт, что работы начались раньше, чем были объявлены результаты тендера на них. Это нарушение закона и вопрос, который требует объяснений, потому что этот ремонт осуществляется на федеральные деньги, выделенные Министерством культуры РФ, и плательщиком по этим работам является театр. В таких случаях перед началом ремонтных работ должна быть обязательно организована конкурсная процедура.

Что касается внутренней части, то по ней мы вообще не делали никаких проектно-сметных работ. У нас в театре не было такой документации, потому что я считал и считаю до сих пор, что эти работы не являются первоочередными. Конечно, прошло уже 10 лет после реконструкции, и все же есть более приоритетные задачи, в которых сегодня действительно нуждается театр, чем замена кресел в зале. Важнее привести в порядок часть гримерок, зрительские туалеты, складские помещения и кое-что другое.

Во время реконструкции театра в 2005 году мы прежде всего направляли наши усилия на реконструкцию и техническое перевооружение сценического комплекса. Потому что считали, что эпицентром театра является сценический комплекс. Мы заменили все оборудование в сценической коробке, световые и акустические системы, пожарную технику, внутреннее телевидение и связь для управления спектаклем, нижнюю и верхнюю механизацию, оркестровую яму, планшет, всю инженерию, примыкающую к сценическому комплексу, — там было очень много работ. А потом поэтапно мы шли уже по самому зданию — логика была такая. Но, к сожалению, не было нужного количества денег, чтобы сделать все сразу.

— Но сейчас внутри театра ремонтные работы ведутся по другому принципу. Как вы к этому относитесь?

— Сейчас внутри меняют уклон большого зрительного зала — там планируется в партере подъем зоны для зрителей. Из-за этого уменьшится количество мест. Кстати, не только из-за подъема, но и из-за замены кресел. Я очень сомневаюсь, что кресла настолько необходимо менять, еще недавно с ними все было в порядке. Может возникнуть угроза акустике зала, т. к., насколько мне известно, в этот раз перед ремонтом не провели никакие акустические замеры. Ведь когда мы в прошлый раз ремонтировали зал, у нас работала целая компания из Германии, проводившая акустические замеры. Специалисты вызывали для этих замеров не просто весь оркестр, но даже отдельные группы инструментов — духовые, струнные и т. д. Это ведь все-таки театр оперы, и все работы, которые могут повлиять на качество звука, нужно делать профессионально и тщательно.

— То есть в случае с текущим внутренним ремонтом аналогичная акустическая оценка не проводилась?

— Нет, ее не было. Нет проектной документации. А ведь это памятник культуры — там охраняется все, не только стены. Я думаю, что сейчас новая проектная документация могла быть не подготовлена, у меня есть такое подозрение, потому что сделать качественно и согласовать эти документы в такие короткие сроки маловероятно. Плюс конкурсные работы на проведение внутреннего ремонта не были объявлены, что тоже подтверждает мои опасения.

Есть, правда, один нюанс: если плательщиком является не театр, а спонсор, как весной заявлял новый директор, то тогда конкурс проводить не нужно. Но согласованная проектно-сметная документация и разрешение Управления по охране ОКН необходимы в любом случае. Вдобавок у компании, проводящей внутренний ремонт, должна быть лицензия на работу с объектами культурного наследия. И сегодня неизвестно, существует ли упомянутая документация, выполнены ли эти условия.

Если я не ошибаюсь, в конце августа — начале сентября начальник Управления по государственной охране ОКН в Новосибирске Александр Кошелев направлял в театр предписание о прекращении ремонтных работ внутри здания. По крайней мере, так он сообщал прессе. Работа внутри здания без документов и разрешений незаконна. Но новый руководитель, очевидно, не прислушивается к мнению новосибирских властей, поэтому происходит то, что мы видим.

— А что вы думаете о смене аббревиатуры и репертуара театра?

— Смена аббревиатуры — вопрос вкуса… У меня это ассоциируется с какой-то техногенной картинкой, которая к театру имеет мало отношения. Я думаю, с исторической точки зрения это случайный эпизод, и старая аббревиатура может вернуться на место спустя время.

Что касается репертуара, пока об этом сложно говорить, потому что непонятно, что происходит. Я считаю, что общественность нужно было проинформировать и по поводу ситуации с ремонтом, и тем более по поводу намерений о смене репертуара, премьерах и так далее, ведь это и есть нормальный подход. Надо информировать зрителей. Все, что мы видим пока в балете, — это перенос постановок Михайловского театра. Жаль, если НГАТОиБ превратится из уникального репертуарного театра в филиал Михайловского…

То, что бывает выгодно финансово, к сожалению, часто становится полным обвалом в художественном плане. Директор театра обязан это понимать и сначала мыслить художественными категориями, а потом уже думать о прибыли. Арифметика тут никогда не должна быть впереди, ведь выпускается художественный продукт. Я всегда работал так, что художественная идея режиссера была главной, чтобы спектакль вышел именно в том виде, как придумал его режиссер. Это моя профессиональная позиция.

─ В своем недавнем интервью ТАСС известный дирижер, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев так отозвался о личности Владимира Кехмана: «У меня крайне негативное отношение к этой персоне. И дело не только в том, что не уважаю людей, которые берут деньги в долг, а потом не возвращают. Заговорив об антисемитизме Германа Грефа, Кехман перешел красную черту. При встрече руки ему не подам. Это точно». Как бы Вы могли бы прокомментировать эту позицию, разделяете ли Вы ее?

─ У меня нет оснований не соглашаться с мнением уважаемого Валерия Абисаловича.

— В каком рабочем статусе сейчас находятся артисты театра? Они в отпуске, на курсах повышения квалификации или уже на работе? Курсировала разная информация, но как все обстоит на самом деле?

— Балет сейчас уехал в Таиланд на фестиваль — этот договор подписывал еще я. Артисты оперы уже вышли на работу после обычного летнего отпуска. Вероятно, они сейчас заняты на репетициях.

— Какие у вас сегодня планы по дальнейшей профессиональной деятельности?

— Планы есть, и как только они примут реальный характер, когда будет подписан контракт, я сразу их озвучу. Я намерен продолжать свою профессиональную деятельность.

— Как вообще выглядит процедура назначения нового директора оперного театра?

— Это федеральный театр, и его руководителя назначает Министерство культуры РФ. При этом необходимо согласование с полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе и губернатором Новосибирской области. Я трижды проходил эту процедуру, и прекрасно понимаю степень влияния на репутацию Новосибирской области деятельности оперного театра.

К сожалению, Новосибирск теперь имеет отношение ко всем этим «банановым делам». Министерство культуры находится далеко в Москве и, возможно, просто не слышит того, что здесь происходит. И господину Кехману необходимо сегодня отвечать на конкретные вопросы.

А что вы можете сказать о предложении Эдуарда Тарана, высказанном весной 2015-го, по поводу формирования экспертной комиссии и организации конкурса на соискание должности директора НГАТОиБ?

— Так можно делать. Например, в Театре имени Сергея Образцова избрали директора именно таким способом. Тут, скорее, возник бы вопрос о составе этой комиссии — кто был бы экспертом для проведения такого отбора. Но надо сказать, что это нормальная процедура, иногда Министерство культуры РФ практикует и такой способ, помимо прямых назначений.

— Как вы считаете, мог бы найтись достаточно компетентный специалист на должность директора НГАТОиБ в самом Новосибирске? Многие задают вопрос, неужели среди новосибирских специалистов не нашлось человека, который сумел бы взять руководство театром в свои руки?

— Надо подумать, но это непростое дело.

─ В середине сентября Общественная палата Новосибирской области отправила Владимиру Кехману письмо с настоятельной просьбой назначить дату открытых слушаний, на которых горожане могли бы получить ответы на беспокоящие их вопросы о судьбе театра. Ответ на письмо был размещен на сайте НГАТОиБ, но не сообщает ничего конкретного. Как вы вообще относитесь к данной инициативе?

─ Это прямая функция общественной палаты – отражать мнение общественности, ее интересы, волнующие вопросы. Конечно, это все правильно. Я вижу, что пока ответ руководства театра носит формальный характер. Если в театр поступает такой документ, то этому нужно уделить больше внимания.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ