Рабочий инструмент против визитки

Заменит ли мобильная версия сайта разработку «своего» приложения?

Сегодня, когда едва ли не все клиенты при разработке сайта сразу же заказывают у веб-разработчика и его мобильную версию, а иногда делают ее основной или вовсе единственной, поневоле встает вопрос: а нужно ли еще и тратиться на свое мобильное приложение? Что оно может предложить из того, что не способна реализовать мобильная версия сайта? Это «КС» обсудил с ключевыми участниками рынка мобильной разработки Новосибирска.

Инструмент вместо окна

tabl_mobileПо мнению генерального директора ИТ-компании EastBancTechnologies Дмитрия Талочкина, с функциональной точки зрения мобильный сайт может сделать все то же самое, что и приложение. «Преимущества приложения связаны, во-первых, с моделью распространения: сайт могут не найти, а вот приложение в AppleStore или AndroidMarket легко отыщется в специализированных подборках. В сложившихся экономических условиях мобильное приложение — это способ снижения затрат на дистанционное обслуживание клиентов», — отмечает Дмитрий Талочкин и добавляет, что разработка приложения наиболее оправданна в тех случаях, когда за счет самостоятельных действий потребителя можно сократить постоянные расходы на персонал и инфраструктуру.

«Когда вы создаете мобильный сайт, на устройстве отображается тот же контент, что и в основной версии страницы. Однако мобильный Интернет имеет свои особенности: относительно низкая скорость загрузки, небольшие экраны, ограниченные условия, в которых может находиться пользователь, — поясняет директор по стратегическому развитию ГК Azoft Иван Ожиганов. — Когда используется мобильное приложение, многие процессы проходят гораздо проще, нет лишней информации, утомляющей пользователя. Приложение всегда под рукой: не нужно пользоваться браузером, не нужно вписывать название сайта в адресной строке — достаточно кликнуть по иконке, которая всегда на виду и напоминает о компании».

По мнению руководителя команды мобильных разработок компании Sibers Игоря Чертенкова, мобильный сайт — как обычный, так и респонсивный (сайт с тем же адресом, содержимое которого автоматически адаптируется под размер экрана) — может быть полезным для компаний, чья цель — мобильный маркетинг с поддержкой нескольких платформ. Но не всегда. «Этот вариант обычно дешевле, однако сказать, что это «проще», не совсем верно. Если изначально на сайте не был предусмотрен респонсивный дизайн, то сайт придется значительно переделывать, — высказывается он. — Респонсивная верстка не решает всех проблем — к сожалению, мы не можем предусмотреть параметры всех девайсов. И если на телефоне определенной модели сайт будет выглядеть верно, то на другой он может «поехать». Так что если вам важно быстродействие и при этом необходимо использовать какой-то функционал смартфона, то нет ничего лучше, чем нативное, то есть написанное под конкретную платформу, приложение. В случае когда вам нужно только донести какую-то информацию до пользователя, который вряд ли будет пользоваться вашими услугами достаточно часто для того, чтобы оставить иконку вашего приложения в своем смартфоне, — мобильной версии сайта будет вполне достаточно».

«Мобильная версия сайта — это всего лишь дополнительный инструмент, применяемый для того, чтобы показать уже существующий сайт в приемлемом виде на мобильном устройстве, — высказывает свою точку зрения CEO компании Devicement (ГК i20) Руслан Исай. — Мобильное приложение в свою очередь — это способ развития бизнеса. Это новый канал взаимодействия с клиентами и пользователями, весомое конкурентное преимущество. Да, такая разработка требует и времени бизнес-аналитиков, маркетологов, и изменений в бизнес-процессах». Он приводит несколько примеров того, как офлайн-клиент может помочь компании по доставке воды: «С помощью мобильной версии клиенты компании могут зайти и заказать воду либо прочитать про воду и компанию — не более того. Тогда как мобильное приложение напомнит человеку, что ему пора выпить стакан воды. Специальная функция — фитнес-трекер — рекомендует количество воды, исходя из физической нагрузки. Ежедневник позволяет понять, что человек в отпуске и отменит автозаказ. Или просто данный ресурс дает возможность заказать воду одной кнопкой, более удобным, чем через сайт, способом».

По мнению технического директора компании DnkMobile Александра Журавлева, рассматривать мобильный сайт как альтернативу МП не всегда правильно, поскольку задачи перед этими продуктами стоят разные: «Мы уверены и не перестаем убеждать заказчиков в том, что мобильное приложение должно быть нужным, полезным и удобным инструментом для клиентов их бизнеса, даже если оно и не нацелено непосредственно на извлечение прибыли. Например, розничным торговым сетям не всегда нужно приложение с витриной их товаров, особенно если компания не специализируется на каналах online-продаж, для них гораздо интереснее на базе приложения построить бонусную систему лояльности для постоянных и новых покупателей и использовать приложение как маркетинговый инструмент».

Мобильные приложения могут быть очень полезны не только клиентам, но и сотрудникам: «С мобильными приложениями для телефонов и планшетов работают «в полях» торговые представители различных компаний, операторы торговых автоматов, работники складов и заводских цехов. Это удобно и дешево, ведь цена на Android-устройства начального уровня сейчас очень демократична, поэтому они могут заменить дорогостоящие терминалы сбора данных или постоянно устаревающие бумажные каталоги продукции», — приводит пример Дмитрий Талочкин.

«Выбирая решение, стоит ориентироваться на цели, которые должны быть достигнуты, — резюмирует исполнительный директор Magora Systems Павел Шевцов. — Хотите получить максимум от мобильных устройств — выбирайте приложение. Нужно просто сделать сайт удобным для просмотра на экранах смартфонов и планшетов — можно обойтись адаптивной версткой».

Кому НЕ нужны мобильные приложения?

Подойти к ответу на вопрос «Кому прежде всего нужны офлайн-клиенты для мобильных устройств?» проще с другой стороны, поняв, кому они могут быть не нужны. И таких компаний оказалось достаточно много.

В первую очередь сюда попадают те компании, которые пока еще сами не до конца знают, чего именно хотят. Еще год назад, общаясь с игроками рынка мобильных приложений, «КС» отмечал, что заказчики со временем становятся более грамотными и разборчивыми. Это по собственному опыту подтверждает и Александр Журавлев: «В целом мы наблюдаем взросление рынка, все больше заказчиков начинают обдуманно подходить к вопросу заказа приложений, понимают, для каких целей они будут его использовать, закладывают бюджеты и ресурсы на маркетинговые мероприятия, связанные с мобильными активностями».

И все же среди клиентов еще достаточно тех, кто не пошел дальше мысли «Почему бы и нет?» и нарисованной в голове заветной Красной Кнопки. Так, по словам коммерческого директора ImproveGroup (куда входит ImproveDigital) Николая Мортикова, работа с заказчиком начинается с трех простых вопросов: «В чем уникальность вашего продукта?», «Какую проблему вы планируете решить?», «Как сейчас люди решают эту проблему и почему они будут пользоваться вашим продуктом?» Если разумных ответов на эти вопросы нет — совместная работа, скорее всего, не принесет ничего хорошего. Ни заказчику, ни самой фирме невозможно создать хороший продукт по заказу вида «сделайте то, не знаю что, но синее и в крапинку».

Вторая группа — это те, кто смог составить план работы для себя и разработчиков, но сделал это с учетом ложных стереотипов: что свое мобильное приложение должно быть у каждого, что они стоят недорого и делаются быстро, что их может создать кто угодно и, наконец, что само их наличие автоматически приносит прибыль. «Бизнес-моделей, где мобильное приложение — самостоятельная, ни от кого не зависящая сущность — единицы, — поясняет Николай Мортиков. — Как правило, для того чтобы мобильное приложение начало приносить доход, необходимо установить множество партнерских связей. Например, если монетизация приложения планируется за счет рекламы, необходимо рекламодателей искать, заключать с ними контракты, а после — обслуживать. Для этой работы, возможно, потребуется сформировать клиентский отдел в 10–15 человек. Наличие такого отдела может быть критичным для бизнеса, но к непосредственной разработке приложения не иметь никакого отношения. Важно очень хорошо понимать модель будущего бизнеса и роль мобильного приложения в нем».

«Нужнее всего мобильные приложения крупному и верхнему сегменту среднего бизнеса либо имиджевым проектам, — добавляет Руслан Исай. — Из явных примеров — федеральные сети фитнес-центров, сервисных услуг, банки, крупные корпорации, объекты внимания большого количества людей — театры, СМИ. В противном случае затраты на разработку не будут соответствовать суммарной выгоде. Возвращаясь к примеру с водой, если у вас всего 500 клиентов, и даже если 50 из них воспользуются приложением, вряд ли они смогут окупить разработку приложения каким-либо способом».

Много, быстро, ненадолго — окупятся ли?

Отсюда плавно вытекает следующий вопрос: насколько велики шансы на то, что мобильное приложение вообще не окупится? Тем более что в ходе III Международной выставки MATE 2015, которая прошла в Москве этой весной, были в том числе затронуты и вопросы мобильных разработок. И один из ключевых, по их мнению, трендов этого направления можно обозначить двумя словами: «Задавить числом». На смену «долгоиграющим» многофункциональным приложениям приходят узкоспециализированные, но очень многочисленные программы-однодневки. «Раньше это показалось бы неслыханным: ведь на разработку требуется немало денег! Но теперь существуют платформы, с помощью которых создавать приложения становится все легче, и на это уходит меньше времени. Именно поэтому производители сконцентрируются на создании приложений, предназначенных для удовлетворения краткосрочных целей пользователей», — говорится в отчетном материале на сайте выставки.

Насколько велик в подобных условиях риск того, что заказанное приложение устареет раньше, чем окупит себя, и того, что вместо, например, одной разработки в год придется заказывать три-четыре в квартал? Второго, как считают эксперты, можно не бояться, чего нельзя сказать о первом. «Большинство мобильных решений, которые мы сейчас видим на рынке, увы, никогда не окупятся, — высказывает свою точку зрения генеральный директор ImproveGroup Степан Волков. — Окупаемость приложений зависит не от их размера или стоимости, а от подхода. Инвестиции можно «отбить», если к приложению относятся как к отдельному бизнес-продукту или бизнес-услуге. При этом срок окупаемости в среднем оценить невозможно, слишком много факторов на это влияет».

«Срок окупаемости будет зависеть от модели монетизации и того, насколько эффективно продвигается продукт, — считает Павел Шевцов. — Что касается срока жизни и сохранения актуальности — здесь речь идет не о замене, а, скорее, о развитии. Чтобы приложение оставалось востребованным, нужно над ним постоянно работать, ориентируясь на желания и нужды пользователей, расширять и модифицировать функционал. Ну и, конечно, оперативно исправлять ошибки, если таковые обнаруживаются».

Цифру в 3–6 месяцев окупаемости для крупных проектов в сфере интернет-торговли, где мобильное приложение является каналом продаж, называет Александр Журавлев. В то же время он добавляет, что для заказчиков, которые планируют использовать приложение как маркетинговый инструмент, срок окупаемости спрогнозировать немного сложнее. «Что касается актуальности, то «живет» приложение максимум два года — за это время меняются тенденции в дизайне, появляются новые устройства и новые версии операционных систем на девайсах и приложение требует обновления», — отмечает собеседник «КС».

«Нужно четко понимать, что не само приложение себя окупает, а план его внедрения и последующая возможность оптимизации рабочих мест и процессов, — высказывается Дмитрий Талочкин и приводит пример подобного плана. — Большая российская сеть строительных гипермаркетов разработала приложение для оформления командировок и авансовых отчетов для своих сотрудников, что позволило сократить расходы на бухгалтерию в магазинах по всей России за счет лицензий на программное обеспечение, оргтехники, бумаги. И разработка в этом случае окупилась всего за четыре месяца».

Купить готовую вещь или «сшить» под себя?

Возвращаясь к теме сайтов — если они способны ускорить и удешевить работу (и, возможно, переманить тем самым часть клиентов у мобильных разработчиков), есть ли такая возможность и у тех, кто выпускает приложения? Или же каждый новый продукт им приходится делать с нуля?

«Шаблонных решений нет, — уверен Иван Ожиганов. — Любой проект имеет свои бизнес-задачи, поэтому разработка приложения производится индивидуально под каждого нового заказчика. Безусловно, разработчики используют библиотеки языков программирования, позволяющие реализовать различные функции в мобильных приложениях. Так, в рамках программирования отдельных функций могут применяться стандартные подходы. Например, функция приложения, дающая пользователям возможность делиться контентом приложения в соцсетях».

С такой позицией не согласен Степан Волков. «Шаблонные решения есть — их называют «коробочными», — говорит эксперт. — Для различных предметных областей создаются шаблоны, которые потом будут адаптироваться под конкретного заказчика. Например, есть шаблон приложения для конференций, вставляется новый логотип — вот и новое приложение. Плюс такого решения в очень низкой цене и быстрой сборке. Минусы — шаблонность, неоригинальность решения, негибкость, невозможность развивать, ограниченный функционал».

Другие разработчики также рассказывают, что на определенных стадиях применяют типовые решения. «Конечно, мы используем какие-то собственные наработки, общие принципы в реализации функционала и популярные библиотеки. Это позволяет ускорить процесс, а значит — снизить стоимость без ущерба для качества. Но в конечном итоге каждый заказчик получает уникальный программный продукт», — отмечает Павел Шевцов.

С такой позицией соглашается и Дмитрий Талочкин. «Фундамент есть всегда, как раз этим и отличаются от новичков те компании, которые на рынке долго и давно. Никто не будет, например, 10 раз разрабатывать функцию оплаты или push-уведомлений. Сейчас разработка — это все-таки больше изучение бизнеса и встраивание в него технологий так, чтобы его оптимизировать».

В такой ситуации стоит ли пользоваться готовыми продуктами? «В Интернете появляется все больше конструкторов мобильных приложений, при помощи которых клиент может самостоятельно, не имея навыков программирования, создать простенькое мобильное приложение, которое часто повторяет функционал сайта-визитки, — приводит свой пример Александр Журавлев. — Но как с точки зрения качества полученного продукта, так и с точки зрения его масштабируемости и набора инструментов эти конструкторы очень ограничены. Создать в конструкторе продукт, которым будет пользоваться миллионная аудитория, вряд ли представляется возможным». Схожую точку зрения высказывает и Руслан Исай: «На рынке существуют решения для типовых случаев — ресторан, фитнес-клуб, служба доставки. На практике, если бизнес нашел пользу в собственном мобильном приложении, скорее всего, оно будет достаточно специфичным, интегрированным в конкретно взятый бизнес, и типовые заготовки не дадут ожидаемого результата. Типовые решения как раз нужны тем, кто не понимает, зачем им нужно мобильное приложение — это будет дешевый способ попробовать и забыть. Я не верю в способ «попробовал шаблон мобильного приложения, понравилось, заказал свое». В остальном ситуация схожа с разработкой веб-сайтов — существует достаточно большое количество типовых решений разного уровня абстракции».

«В любой разработке есть набор стандартных решений, они могут предоставляться как в качестве каких-то нативных компонент (музыкальный плеер или AppleMaps, к примеру), так и в качестве готовых решений, реализованных внутри фреймворков и библиотек, — добавляет Игорь Чертенков. — Когда есть возможность использовать готовые решения и тем самым удешевить разработку, никто не будет изобретать велосипед. «С нуля» разработка ведется обычно в двух случаях. Это либо очень простые приложения, где проще написать все самостоятельно, чем адаптировать готовые решения, либо приложения, в которых есть какие-то очень жесткие специфические требования. Обычно они бывают связаны с вопросами безопасности или быстродействия, но иногда и внешнего вида, дизайна».

Таким образом, собеседники «КС» сошлись во мнении, что «шаблоны» существуют, но вопрос об их применении напрямую зависит от специфики работы той или иной компании.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ДЕНИС БАЛУЕВ, генеральный директор компании «Секвения»:

— Если все потребности заказчика можно закрыть с помощью мобильной версии сайта, то точно так и стоит поступить. Приводя примеры того, что может обеспечить только мобильное оффлайн-приложение, во-первых, это получение точного местоположения пользователя, что важно для приложений по заказу такси, например. Во-вторых, хранение и доступ к информации даже в режиме офлайн (к слову, именно так работает мобильное приложение «Континент Сибирь»: материалы портала вы можете читать даже в самолете). Наконец, различная работа с графикой и видео, в том числе режим «дополненной реальности», когда на изображение фотокамеры в реальном времени накладывается дополнительный информационный слой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

СТЕПАН ВОЛКОВ, генеральный директор ImproveGroup:

— Мобильное приложение может приносить прибыль:

— если оно автоматизирует внутренние бизнес-процессы (например, приложение для водителей такси);

— если это брендированное приложение, представляющее собой дополнительный продукт или услугу от бренда (например, банк-клиент, который, как и сайт, может быть еще одним каналом продаж);

— если это какой-то невероятно успешный самостоятельный мобильный продукт, мобильный стартап (с их окупаемостью все очень сложно, особенно в России).

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ