Нелояльная компания

Избирательная кампания в Новосибирске выходит на финишную прямую. В целом она проводится достаточно корректно, без масштабного применения черных технологий, антиагитации или обмена взаимными обвинениями. Некоторое исключение составили округа, где представители надпартийной коалиции, ориентирующейся на мэра Новосибирска Анатолия Локтя, противостоят действующим депутатам, не входящим в состав управляемого большинства городского совета.

31 августа новосибирское отделение «Единой России» сообщило о «провокации оппонентов» против одного из своих кандидатов. На своем сайте ЕР выложила информацию о том, что на 31-м округе в Октябрьском районе распространяются листовки, цель которых «дискредитировать» председателя комиссии по социальному развитию совета депутатов Новосибирска Андрея Андрейченко. В агитке с изображением парламентария и с символикой ЕР в ироническом ключе и без какой-либо конкретизации говорится, что кандидат выдвигается в горсовет уже в четвертый раз и «обещает выполнить все, что обещал выполнить последние 15 лет». В новости на сайте ЕР акцентируется внимание, что технологии используют конкуренты, но не приводится предположений насчет того, какую именно политическую силу они представляют.

Подобные листовки со столь же абстрактными обвинениями могли бы появиться и на других округах, где выдвигаются «опытные» парламентарии, отработавшие в совете депутатов несколько сроков. Но пока такие материалы не попадались на территориях, где баллотируются, например, председатель горсовета Дмитрий Асанцев (выдвигается в третий раз), вице-спикер совета депутатов Новосибирска Ренат Сулейманов (идет на выборы в пятый раз) или Ростислав Шило (в четвертый раз). Немало «старожилов» и в законодательном собрании, среди них, в частности Вениамин Пак (с 2001 года), Иван Мороз (с 1997 года), Владимир Карпов (переизбирается в пятый раз), Андрей Шимкив (переизбирается в четвертый раз).

На 31-м округе, помимо Андрейченко, в депутаты выдвигаются еще три человека. Один из них ведет довольно активную кампанию на территории. Это представитель КПРФ Денис Плотников. В его предвыборной газете легко обнаружить завуалированную критику единоросса. На одной из страниц рассказывается о проблемах военного городка № 17, задаются вопросы в духе, «чем помог бывший депутат Горсовета?», ставится под сомнение выполнение наказов и так далее. Имя «депутата» при этом не называется.

Некоторым из тех, кто наблюдает за избирательной кампанией в Новосибирске, показалось, что нечто похожее происходит на округе № 20 в Кировском районе. По территории ходит газета, в которой также ставится под сомнение эффективность депутатской работы одного из парламентариев, собирающихся переизбираться в горсовет. Речь о выдвиженце «Гражданской платформы», независимом депутате Владимире Алексееве. Его в своих информационных материалах критикует единоросс Дмитрий Колпаков. Среди текстов встречаются рассуждения о недостатках благоустройства некоторых объектов, расположенных на округе. Имя депутата, который, если следовать логике статьи, несет за эти недочеты ответственность, как и в случае с Андрейченко, не называется.

В газете, где критикуется Алексеев, акцентируется внимание на том, что депутаты с соседнего округа реализовали добрые дела на гораздо большую сумму, чем это удалось представителю «Гражданской платформы». Смысл сводится к тому, что Алексеев не умеет отстоять наказы своих избирателей. При этом не упоминается, что трое из тех депутатов, которым «это удается лучше», как минимум состоят в постоянной комиссии совета депутатов Новосибирска по наказам. (Дмитрий Асанцев, Александр Бестужев и Александр Тарасов). А один из них (Дмитрий Асанцев) эту структуру возглавляет. Действительно, объемы и суммы, необходимые на выполнение взятых на округах обязательств, у депутатов неодинаковые, иногда разница достигает нескольких десятков миллионов рублей. Кто-то составляет очень обширный план работы на созыв. Но перечень наказов позже корректируется представителями различных инстанций. Конечно, чем список больше, тем больше в нем останется. При этом, у ряда собеседников «КС» из числа городских парламентариев есть мнение, что членам комиссии проще узнать и «отстоять» бюджетную строчку, которая не будет вычеркнута из наказов специалистами районной администрации и мэрии.

Эксперты «КС» считают, что истории на двух вышеназванных округах роднит не только критика действующих депутатов без упоминания их фамилий. Те, кто следят за новосибирской политикой, обращают внимание на то, что и Андрейченко, и Алексеев считаются людьми, которые не входят в круг лояльных мэрии парламентариев. «Тонкие» намеки на то, что им не место в горсовете, исходят вроде бы от выдвиженцев разных партий, которые, с другой стороны, входят в политический лагерь, близкий к городской администрации, возглавляемой лидером КПРФ. Это особенно очевидно в случае с кандидатом от коммунистов Денисом Плотниковым, конкурирующим с единороссом Андрейченко.

Что касается Дмитрия Колпакова (который соперничает с Владимиром Алексеевым), то он является членом «Единой России». И, кроме того, он возглавляет Затулинский филиал известного в Новосибирске фонда «Общее дело», является помощником единоросса, председателя комиссии по местному самоуправлению в совете депутатов Новосибирска Александра Бестужева. Последний в свою очередь — директор «Общего дела». В руководство фонда, помимо него, входит ряд других авторитетных парламентариев города (Александр Тарасов, спикер горсовета Дмитрий Асанцев) и области (Евгений Подгорный и Вениамин Пак). Растущее влияние команды «Общего дела» в Новосибирске — давно осознанный факт. Известно также, что члена президиума политсовета регионального отделения ЕР Вениамина Пака и первого заместителя мэра Новосибирска Виктора Игнатова связывают давние отношения политического партнерства.

У Андрея Андрейченко к тому же богатая история взаимоотношений с представителями команды «Общего дела». Некоторое время назад депутат наряду с Дмитрием Асанцевым рассматривался в качестве кандидата на пост председателя городского парламента. Ряд собеседников «КС» предполагают, что Андрейченко, который не скрывает, что является сторонником скорее Владимира Городецкого, чем Анатолия Локтя, может оцениваться как неудобная фигура при планировании раскладов в будущем составе горсовета, если у него получится переизбраться с хорошим результатом. Похожую мысль комментаторы редакции высказывали и на старте избирательной кампании, когда произошло увольнение Андрейченко с поста директора Центра зимних видов спорта.

Эти две истории предвыборного противостояния привлекают дополнительное внимание в контексте рекомендаций, которые партийное руководство давало кандидатам на старте избирательной кампании. На партшколе, на партконференции и других мероприятиях «Единой России» звучали установки «не влезать в дрязги», «если будете искать чернуху на соперника, то и он в ответ найдет». Представителям ЕР советовали в первую очередь в своих агитационных материалах «рассказывать о себе, а не о конкурентах».

Как пояснил корреспонденту «КС» представитель руководства новосибирского обкома КПРФ, похожие установки транслировались и выдвиженцам от коммунистов: прежде всего, говорить об общей партийной цели, главным проводником которой является избранный полтора года назад мэр Анатолий Локоть. То есть, как написано на предвыборных уличных щитах «Сохранить хорошее, сделать лучше». Опытные руководители избирательных штабов регулярно напоминают, что неприкрытая антиагитация, направленная против конкурента на округе, чревата судебными исками. Хотя вполне возможно, что критика оппонентов в агитационных материалах без указания их фамилий, — это как раз один из способов избежать разбирательств в судах. Кстати, снимать конкурентов с выборов в судебном порядке есть возможность только до 5 сентября. Подать иски будет можно, но особого резона в этом нет — процедура не быстрая, вряд ли конкурента успеют снять. Некоторые собеседники «КС» полагают, что именно поэтому самые жесткие приемы участники избирательной кампании решили приберечь на конец избирательного цикла. В этом смысле, нападки на Андрейченко и Алексеева могут служить пробным шаром.

Партийное руководство КПРФ затруднилось ответить, используют ли, например, представители ЕР антиагитацию в листовках и газетах к кандидатам-коммунистам. Впрочем, одновременно и усомнилось, что подобное допускают по отношению к единороссам кандидаты-коммунисты. Что касается статьи, в которой критикуется депутатская деятельность Андрейченко, ее содержание секретарь новосибирского обкома КПРФ Владимир Карпов прокомментировал уклончиво: «Если кто-то где-то недорабатывает, об этом можно и нужно говорить. Но информация должна быть объективной, только по конкретным фактам. Если допускается несправедливая критика, то мы с этим будем разбираться отдельно».

Признаки контрагитации коммуниста против единоросса проливают дополнительный свет на отношения КПРФ и «Единой России» в Новосибирске и статус межпартийных договоренностей, если таковые были достигнуты. На многих округах в городской совет депутатов и заксобрание коммунисты вообще не выставили кандидатов (в частности, практически излишне уточнять, что избавлены от соперников-коммунистов представители «Общего дела», несмотря на то, что они выдвигаются по традиционным промышленным, «пролетарским» территориям левого берега Новосибирска, где для КПРФ, казалось бы, участие – дело принципа). На других округах, напротив, соперничество принимает острые формы. Фактически это свидетельствует о том, что межпартийные договоренности, если они вообще имеют место, на кого-то распространяются, на кого-то нет. Другое объяснение – ситуация в округах спущена на уровень неформальных частных договоренностей: официальные партийно-штабные инстанции готовы регулировать их лишь в ограниченной мере.

Владимир Карпов со своей стороны не отрицает, что договоренности складываются на округах, где «депутаты работают десятилетиями», но отвергает их существование на межпартийном уровне. «Отсутствие наших кандидатов на части округов свидетельствует не о договоренностях. Многих наших представителей еще до утверждения их кандидатур на партийной конференции выбили из кампании с помощью административного ресурса. Принудили снять. Есть способы. Что касается взаимных обязательств и договоренностей, они, несомненно, существуют. Это касается территорий, где депутаты работают десятилетиями. Вообще эта кампания отличается от других, и иной ее сделала «Единая Россия». Даже если бы и стояла цель достигнуть каких-то взаимных договоренностей, как вы это себе представляете? Избирательным штабом ЕР руководит Москва. Вы видите, что единороссы между собой-то договориться не могут, не то, что с нами» — заметил Карпов в беседе с корреспондентом «КС».

«Континент Сибирь» в ближайшее время планирует рассказать и о некоторых других технологиях, которые привлекли внимание политических экспертов во время избирательной кампании в Новосибирской области.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ