«Если в кризис не работать, то когда еще?»

«КС» составил рейтинг участников рынка веб-разработки и интернет-продвижения по итогам первого полугодия 2015 года

 

Участники сибирского рынка веб-разработки и интернет-продвижения не теряют оптимизма, несмотря на общую экономическую ситуацию в стране. В конце 2014 года эксперты прогнозировали «КС», что в 2015 году рынок будет расти и дальше, но темпы снизятся — примерно на 40% в денежном выражении. Оправдались ли эти ожидания? Как вынуждены менять свою стратегию и тактику крупнейшие игроки? Кто стал лидером, а кто аутсайдером по итогам полугодия? Об этом — в материале «КС».

От строгого разделения — к пакетным предложениям

Подводя итоги первого полугодия, «КС» решил составить рейтинг ключевых компаний рынка веб-разработки, SEO и SMM-продвижения, а также интернет-рекламы в СФО. В качестве ключевого показателя для ранжирования был выбран оборот от оказания услуг каждой из описанных выше категорий. Редакция «КС» запрашивала эти данные у самих участников рынка, и на основе данных от компаний, раскрывших свои показатели, сформировала итоговый рейтинг, результаты которого представлены в таблице.

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что крупные игроки все чаще предпочитают сосредоточить все усилия на одном направлении (разработка, продвижение или реклама), полностью отказавшись от остальных. Эту тенденцию «КС» выделял и ранее при рассмотрении рынка. Однако сейчас на верхних строчках по Сибири по-прежнему остаются такие «только SEO-компании», как Intelsib, такие «только разработчики», как ITConstruct, и такие «только рекламные агентства», как INDEX. Но кое-что изменилось: в статистике оборота по «непрофильным» направлениям появились пусть и не слишком большие, но суммы — несмотря на то что количество заявок по данным направлениям по-прежнему равно нулю. То есть маятник начинает качаться в обратную сторону — клиенты снова, как несколько лет назад, заказав проект в веб-студии, просят их же сделать, например, поисковое продвижение этого самого проекта.

Примером такой работы может служить компания JustLook, у которой 73% оборота составляют разработка и продвижение и 27% SEO-продвижении. Это по деньгам. А если рассматривать заявки, то все 100% приходятся на разработку, а SEO является не более чем дополняющей услугой. Аналогичной стратегии придерживается и «Космос-Веб»: заявки поступают в основном на разработку, но в статьях дохода есть и SEO, и реклама.

Подобная стратегия, по мнению экспертов, может стать оптимальной для веб-студий «средней» оборотной группы, она поможет удержаться на плаву, увеличивая прибыль не за счет подъема цен или привлечения новых покупателей, а за счет допуслуг для уже имеющихся — это даст им максимум дохода при минимуме затрат.

«Итоги подводить пока рано»

Мнения участников рынка о выводах, озвученных «КС», а также прогнозах развития рассматриваемых сегментов разошлись, но большинство опрошенных редакцией специалистов сошлись на том, что итоги подводить пока еще рано. «В нашей отрасли второе полугодие куда активнее первого, плюс для долгосрочных постоплатных контрактов, начавшихся в январе-феврале, еще не пришло время выставления счетов, поэтому биллинг первого полугодия не так интересен, как суммарный биллинг за год», — поясняет CEO digital-агентства Wow Николай Глухих. Состояние дел в самой компании он описал так: «Пока удается избегать сокращений, производство загружено, единственным серьезным потрясением стало тотальное ужесточение условий оплаты: рублевая постоплата в 30–60 дней после завершения проекта сейчас воспринимается особенно болезненно».

Директор агентства интернет-рекламы INDEX Анастасия Марышина согласна с тем, что первое полугодие было сложным периодом, стало труднее привлекать новых клиентов в силу общей неопределенности в экономике, нестабильности валют и тенденции сокращения маркетинговых бюджетов, а также возросшей конкуренции на рынке Новосибирска. «Мой прогноз на 2015 год в конце 2014-го был таким: стагнация или незначительный рост в пределах 10–20%. Пока что эти прогнозы сбываются», — резюмирует собеседница «КС».

итВ свою очередь директор студии KINETICA (входит в состав «Спайк») Алексей Самойлов выделяет интересную особенность рынка, связанную с тем, что темп роста увеличился, но не за счет заказчиков из Сибири. «Как и в кризис 2008 года, федеральные заказы интенсивнее потекли в регионы засчет лучшего соотношения цена/качество. К этому тренду прибавилось желание «избавиться» от дешевеющих рублевых накоплений, успеть заказать «сайт своей мечты» по докризисным ценам, — рассказывает Алексей Самойлов. — Рынок интернет-рекламы показал значительный рост и на федеральном, и на региональном уровнях, правда, за счет контекстной рекламы и микробюджетов от малого бизнеса. Ведь контекст — это даже и не совсем реклама, это лидогенератор, особенно востребованный в кризис». Также собеседник «КС» констатирует рост оборота по SEO, и тоже за счет кризиса. «В целом первое полугодие мы оцениваем для себя и для рынка позитивно. Рекламодатель встряхнулся, сдул пыль с долгостроев, оживился», — радуется Алексей Самойлов.

Запросы клиентов: меньше разработки, больше рекламы

Эксперты также подчеркивают значительное изменение портрета клиента с начала года: за разработку проектов они готовы платить меньше, хотя главное, что по-прежнему готовы. Однако от предложений по рекламе и продвижению не отказываются, несмотря ни на что, и некоторые готовы платить за это даже больше, чем раньше. «Для некоторых клиентов интернет-продвижение станет единственным источником привлечения клиентов, — говорит директор агентства DirectLine Денис Осадчий. — При этом можно прогнозировать рост направления контекстной рекламы как управляемого и наименее инертного канала. Изменение экономической ситуации в целом внесло свои коррективы в динамику роста сферы. В крупных московских агентствах это ощущается особенно остро за счет сокращения рекламных бюджетов у крупных федеральных рекламодателей и брендов и оттока средних в более мелкие и недорогие агентства. В регионах ситуация более ровная — на место клиентов, которые сокращают маркетинговые бюджеты либо просто закрываются, приходят новые клиенты — те, кого кризис и спад продаж на 20–30–50% заставляет пересматривать сложившиеся подходы». В связи с этим участники рынка сейчас уделяют еще больше внимания глубокой аналитике результатов рекламных кампаний, построению аналитики до продаж. Те компании, у кого есть компетенция в этой области (внедрение и интеграция CRM клиента с сайтом, с системой аналитики и call-трекингом, и в результате отслеживание эффективности всех маркетинговых расходов), могут рассчитывать на рост в этом сегменте.

Еще на одну интересную особенность обращает внимание генеральный директор компании Intelsib Борис Беланов. «В течение первого полугодия изменилось многое: появилось больше «опасающихся» и «обжегшихся». Этот тренд мы связываем, во­первых, с нестабильной экономической ситуацией — первые несколько месяцев года бизнес приспосабливался к новым условиям. Наблюдались панические сокращения рекламных бюджетов. Ситуация выровнялась к марту. В связи с изменениями на рынке бизнес стал более внимательно относиться к вопросам эффективности использования рекламных вложений, что совпало с изменением стратегии компании — переориентацией в сторону так называемого Perfomance Based Marketing (концепция, целью которой является достижение конкретных, измеримых результатов. — «КС»)», — поясняет глава Intelsib.

Практически все опрошенные «КС» участники рынка признают тенденцию к сокращению бюджетов заказчиков в целом, к более осторожному планированию расходов. Но это, как считают они, не критично, и веб-рынок, в частности, реклама и продвижение, может удержаться за счет количества: «Рынок интернет-рекламы продолжает расти в соответствии с прогнозами аналитиков, в первую очередь за счет контекстной рекламы. При этом стоит учитывать, что традиционный подход к контекстной рекламе перестал удовлетворять искушенных клиентов. Появилось понимание того, что с точки зрения бизнеса нужен не высокий CTR (показатель кликабельности. — «КС»), а максимальное количество заявок по минимальной цене», — отмечает Борис Беланов. Это подтверждают и итоги полугодия: в большинстве случаев оборот веб-компаний в денежном значении возрос по сравнению с прошлым годом не так значительно, как количество поданных заявок.

«Да, действительно, есть отрасли, в которых компании вынуждены существенно сокращать маркетинговые бюджеты. Непосредственно в digital-сфере этот процесс выражается в повышенном внимании к анализу результатов рекламных кампаний, более тщательном отслеживании конверсии и прибыли, которую данные инструменты приносят. Однако даже при тщательном рассмотрении правильно выстроенное продвижение услуг компании в Интернете оказывается оптимальным инструментом привлечения новых клиентов, поэтому сокращение таких бюджетов все-таки является редкой и крайней мерой, — говорит генеральный директор компании JustLook Михаил Кириченко. — При этом мы наблюдаем феноменально быстрый рост компаний ряда других отраслей, и этот рост с лихвой компенсирует возможные потери от первого типа клиентов».

В свою очередь директор компании «Космос-Веб» Василий Чупис не полностью согласен с коллегами, отмечая, что рост веб-рынка есть, но добавляя, что по ощущениям динамика роста меньше, чем в прогнозе экспертов. «Да, на рынке изменения есть, клиенты стали по другому относиться к бюджетам на разработку (для «Космос-Веб» это основной род деятельности. — «КС»), но при этом большинство из них увеличили бюджеты на продвижение в Интернете, что в свою очередь привело к перераспределению клиентов среди интернет-агентств. Изменит ли это картину в целом — пока не ясно», — замечает эксперт.

Примечательно, что по компаниям, специализирующимся именно на веб-разработке, кризис ударил сильнее, чем по рекламщикам — если без рекламы клиент обойтись вряд ли сможет в наше непростое время, то заказ какого-нибудь нового проекта, который может окупиться далеко не сразу, скорее предпочтут отложить «на потом». Впрочем, некоторые разработчики ищут выход из тупика, делая ставка на «антикризисные» предложения, помогающие оптимизировать расходы заказчиков. Так, директор студии ITConstruct Роман Петров видит в качестве таковых готовые интернет-магазины. По его словам, возможность попробовать интернет-торговлю «на вкус» позволяет владельцам веб-проектов более обдуманно распоряжаться бюджетом, вкладывая его в нужные для бизнеса вещи.

По опыту прошлых лет и прошлых спадов

Стоит отметить, что многие компании, попавшие в рейтинг «КС», успели застать еще кризис 2008 года и сейчас готовы воспользоваться достигнутым в то время опытом, чтобы удержаться на плаву. Или даже набрать сил, предугадав реакцию клиентов: рост интересов к регионализации и интернетизации. «Экономическая ситуация ухудшается, и это приведет потребителя к поиску наиболее доступных продуктов, — считает директор ООО «Вебселлерс» Алексей Иванчин. — В то же время у потребителя уже сложился стереотип, что наиболее дешевые товары нужно искать в Интернете. Это значит, что потребитель массово пойдет за товарами в Интернет. За потребителем потянется и бизнес. Значит, и мы будем активнее помогать налаживать мосты между бизнесом и его клиентами в Интернете. В то же время сегмент B2B будет вынужден искать новые точки роста в регионах, сейчас наиболее эффективная среда, где можно найти новых дилеров и расширить свой сбыт — это Интернет».

«В кризис 2008 года рынок активно рос благодаря оттоку бюджетов из других сегментов в интернет-рекламу, — вспоминает директор «Студии ЯЛ» Алексей Радкевич. — Сейчас та же ситуация — многие агентства за Уралом активно развиваются благодаря начавшейся миграции клиентов из центра в регионы. По крайней мере, это в полной мере касается нашей компании». Согласны с данным утверждением и рекламные агентства: «Сейчас, как это было уже в 2008–2009 годах, мы наблюдаем перераспределение бюджетов в онлайн из офлайн медиа и наращивание присутствия в Интернете, особенно среди крупных клиентов», — говорит Анастасия Марышина.

Второе полугодие 2015-го — время подводить итоги

«Многие боятся сентября, но в целом, думаю, рынок будет расти, особенно в нижнем и среднем сегментах, — оптимистично заявляет директор по продажам «Студии ЯЛ» Илья Тимофеев. — Сейчас для клиентов особенно важен контроль результатов. Деятельность агентств станет более прозрачной, нацеленной на конкретные бизнес-задачи заказчика».

Анастасия Марышина также возлагает большие надежды на второе полугодие 2015 года. В INDEX надеются вырасти во втором полугодии на 30–40% к аналогичному периоду прошлого года как за счет привлечения некоторых крупных федеральных игроков, работа с которыми велась на протяжении последнего года, так и за счет развития собственной филиальной сети, позволяющей охватить большое количество средних и мелких региональных клиентов.

«Если резюмировать, мы видим стабильный рост 30% и уверены в том, что к Новому году тенденция не ослабеет, а возможно усилится», — солидарны с коллегами в Студии 38 (Иркутск).

По мнению Алексея Самойлова, в наступившем полугодии ожидается «бодрое перераспределение рекламных бюджетов», в частности, из федеральных агентств в региональные. Эту новость можно считать хорошей для сибирских интернет-агентств и веб-студий. «Правда, только для тех, кто умеет работать, потому что и ожидания клиентов будут высокими», — поясняет Алексей Самойлов.

Впрочем, не все участники рынка так оптимистично смотрят на итоги второго полугодия. «На наш взгляд, 2015 год (и вторая его половина в частности) не покажет значительного прироста к 2014 году, — считает Денис Осадчий. — Однако произойдет перераспределение бюджетов между агентствами и видами рекламы в пользу «продающих» контекстной, таргетированной рекламы и услуг повышения конверсии сайтов и аналитики».

Роста по отношению к 2014 году ожидают и в Intelsib. «Уже сейчас мы вышли на показатели прошлого года. Так или иначе, бизнес стал понимать, что нужно учиться в рамках новых экономических реалий, значительных колебаний курса валют. В целом по рынку: будут уходить компании, предоставляющие шаблонные услуги. Ужесточение требований поисковых систем приведет к переориентированию клиентов с услуг мелких компаний и фрилансеров в пользу более крупных игроков», — высказывает свою точку зрения Борис Беланов.

Подводя итог, в целом настроения участников рынка можно охарактеризовать как умеренно оптимистичные, и для их описания можно привести цитату Михаила Кириченко, услышанную от одного из клиентов его компании: «Если в России не работать в кризис, то времени на работу не останется».

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ