Интригующее молчание и очередь в кассу

Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» 10 августа пригласил зрителей и журналистов на презентацию грядущего 96-го сезона. Главный режиссер Тимофей Кулябин торжественно разрезал ленточку на входе в театр и пригласил зрителей и прессу ознакомиться с перформансом-предисловием к грядущей премьере «Трех сестер» и, конечно, заглянуть в только что открывшиеся театральные кассы.

Самые прагматичные выстроились в очередь за билетами, самые сентиментальные покупали сувенирную продукцию, самые любопытные предпочли разбрестись по фойе и включиться в перформанс. Любопытных оказалось больше.По полу со скупой методичностью малярным скотчем размечены гостиная, спальни, прихожая – весь дом Прозоровых, героев пьесы Антона Чехова «Три сестры», предстал перед гостями театра. В каждом из условных пространств текла собственная жизнь: герои будущего спектакля пили чай, гладили пеленки, щелкали по экрану планшетов, учили итальянский, — кто во что горазд. Возможность рассмотреть актеров в костюме и гриме на расстоянии вытянутой руки, безусловно, заинтриговала зрителей и приблизила театр к целевой аудитории. Безмолвная жизнь персонажей в предлагаемых обстоятельствах была озвучена через наушники. Только так можно было услышать детский плач, бизнес-новости по радио или стук вилок и звон бокалов.

Организаторы заботливо приглашали присесть на стул и послушать, и не менее заботливо блюли неприступность прозрачных границ, весьма прозрачно напоминавших о триеровском «Догвилле». Публика – кстати, в основном молодежь, что не может не радовать на фоне постоянного стремления театров к омоложению аудитории – смотрела, слушала, размышляла. Интрига, которую так мастерски умеет нагнетать в ожидании своих постановок новый главный режиссер «Красного факел», так и осталась интригой. Чуть раньше поклонники творчества Тимофея Кулябина смогли ознакомиться с тизерным роликом спектакля, доступном на сайте театра, но тизер на то и тизер, чтобы озадачивать. В финале этого двухминутного черно-белого видео Ирина Кривонос, Дарья Емельянова и Линда Ахметзянова (собственно, будущие три сестры) в полном молчании остаются на перроне первого пути новосибирского вокзала – поезд на Москву уехал прямо из-под носа, но с третьей платформы…

три сестрыЖелающим отгадывать маркетинговые паззлы не помешает внимательно изучить рекламную листовку спектакля: в ней, частности, говорится, что спектакль идет с русскими субтитрами. Журналисты не преминули задать режиссеру прямой вопрос, Тимофей Кулябин прямо ответил: «Всех секретов раскрывать сейчас не буду, у нас будет отдельная большая пресс-конференция непосредственно перед премьерой. Но проект действительно крайне необычный и для меня, и для артистов, и для зрителей. Необходимость в субтитрах действительно есть, спектакль будет идти с субтитрами. Более того, не только русскими, мы сразу готовим еще на трех языках, французском английском и немецком, просто для того, чтобы впоследствии мы могли играть его для иноязычной аудитории – такие заказы уже есть. Почему именно с субтитрами, я вам расскажу чуть позже. Здесь есть некий секрет, в связи с которым так долго, практически два года, и шла работа над спектаклем».

Тот же буклет обещает нам настоящий парад жанров: черная комедия, психологическая драма, триллер: «Чем дальше, тем резче становится перемена настроения и атмосферы, тем отчаяннее звучат знакомые чеховские лейтмотивы». «Поскольку в пьесе Чехова четыре акта, мы решили сохранить эту композицию и оставить четыре акта продолжительностью порядка 50 минут каждый. Чехов написал такую пьесу, в которой четыре действия, четыре времени года, четыре времени суток», — уточнил Тимофей Кулябин. В целом спектакль будет длиться больше четырех часов, поэтому в театре решили начинать его показ несколько раньше: он будет идти с 17 часов,в основном по выходным, чтобы по окончании зрители могли спокойно добраться до дома. По словам постановщика, спектакли можно будет увидеть на так называемой камерной, или средней, сцене театра: само действие будет происходить на подмостках большой сцены, там же будут размещаться и зрители (150-170 человек за раз). Спектакль, по формату вполне подходящий для малой сцены, которая в настоящий момент ремонтируется после пожара, пройдет в менее привычном и более просторном пространстве. Впрочем, подобные игры не новость для новосибирской публики: вывести зрителя на сцену и развернуть его лицом в зрительный зал совсем недавно решил, например, главный режиссер тетра «Глобус» Алексей Крикливый в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (премьера 11 и 12 сентября).

три сестрыВ эти дни театралам придется успевать повсюду – именно на 11 и 12 сентября выпадает и долгожданная краснофакельская премьера «Трех сестер». Впрочем, увидеть это новое прочтение хрестоматийного чеховского текста можно будет и раньше: предпремьерный показ пройдет 6 сентября в рамках XIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге. Кроме того, в октябре «Три сестры» приглашены в Москву на Международный фестиваль «Территория». Если говорить о тексте, то за Антона Павловича Чехова на этот раз можно не переживать. «Практически текст не купирован, только какие-то небольшие моменты, потому что пьеса огромная. В общем, ни сюжетная канва, ни действующие лица не изменены, все строго. Постановка, как принято сегодня говорить, «классическая». Это слово в том понимании, в котором его сегодня чаще всего употребляют СМИ, наверное, можно употребить и в данной ситуации. Это постановка по классическому сюжету, не «по мотивам»», ─ уточнил Тимофей Кулябин.

Действие перенесено в наши дни, но, по мнению постановщика, в данном спектакле акцент сделан не на времени и не на месте, а совсем на другом. На чем именно, попробуем разгадать с помощью того же буклета. «Уехать из провинциальной глуши, служить науке, работать – в семье Прозоровых, перенесенной режиссером в современность, все согласны друг с другом и каждый стремится навстречу счастью. Как из этого общего порыва рождается трагедия, героям спектакля до самого финала не дано понять, – и не только потому, что друг друга они по-настоящему не слышат», ─ написано в нем белым по черному. Нам также удалось узнать, что при всей любви Тимофей Кулябина к кинематографу на сей раз нам покажут чистый театр. Никаких видео-проекций или фильмов-в-спектакле на сей раз не ожидается, а названия кинематографических жанров были подкинуты зрителю скорее просто для затравки.

три сестрыВ создании спектакля также участвовали художник Олег Головко и художник по свету Дениса Солнцев, оба – постоянные соавторы Тимофея Кулябина. Актерский состав перечислять не станем, это практически весь достаточно сильный на данный момент костяк труппы. Хочется пожелать спектаклю удачи: зрительской, фестивальной, кассовой, сценической. И еще хочется, чтобы судьба будущей премьеры определялась в первую очередь его художественным уровнем, а не маркетинговой активностью или причудами культурной политики. Впрочем, сам Тимофей Кулябин утверждает, что, несмотря на недавние события, связанные с «Тангейзером», лично он совершенно спокойноработает над премьерой и не ощущает давления театральной цензуры. «Мне никто не мешает, но это скорее вопрос к каждому конкретному режиссеру или театральному менеджеру», — заверил Тимофей Кулябин, завершая непродолжительное общение с прессой. Как известно, умение держать паузу особенно ценится в театре.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ