Меньше пены

Итоги шести месяцев 2015 года на рынке пива в Сибири

Первое полугодие 2015 года на фоне растущего теневого рынка пива продемонстрировало падение как производства напитка, так и объемов розничной продажи в Сибирском федеральном округе на 7,2% и 4,5% соответственно. Провал в объемах производства пива после закрытия завода наблюдается в Красноярском крае. Впрочем, на потреблении это практически не сказалось. Новосибирская же область «противоречива»: нарастив производство, регион оказался в лидерах по снижению показателя потребления.

 Произвести и потребить

Согласно данным центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в целом по России производство пива с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6% в период с января по июнь 2015 года сократилось на 8,6% к аналогичному периоду 2014 года. Зафиксировано падение производства за первое полугодие текущего года и в СФО на 7,2%. Впрочем, из 10 сибирских регионов, где производят пенный напиток, семь показали прирост. Самый существенный оказался в Забайкальском крае и составил 231,5%, следом идет Кемеровская область — 129,3% и затем Республика Бурятия с показателем 123,2%. В Новосибирской области динамика также «приростная» — 117%.

Объяснимо значительное падение производства пива в Красноярском крае почти на 80%. С 30 апреля прекратил свою деятельность завод «Балтика-Пикра» (ksonline.ru/news/-/id/18753). Производственная мощность предприятия составляла 2,9 млн гектолитров пива и 0,5 млн гектолитров безалкогольной продукции. Не лучшим образом складывается ситуация и в Иркутской области, где спад производства зафиксирован на уровне 39,2%.

Что же касается объемов розничной продажи, то здесь также наблюдается снижение как на федеральном, так и на окружном уровнях на 1,9% и 4,5% соответственно. При этом из 12 регионов потребление выросло в шести, в остальных сократилось. В тройку лидеров по увеличению темпов роста объемов розничной продажи в период с января по июнь 2015 года вошли Республика Хакасия — 109,5%, Республика Бурятия — 107,1% и Алтайский край — 102,9%, на 0,2% от республики «отстал» соседний Алтайский край.

Новосибирская область на этот раз продемонстрировала отрицательную динамику объема розничных продаж и даже возглавила тройку регионов с наибольшим спадом. Так, в регионе за первое полугодие объем розничных продаж сократился на 15,1%. Омская область также сократила потребление на 10,2%. Замыкает тройку лидеров Кемеровская область с результатом в 10%.

Кстати, несмотря на значительное снижение производства на уровне 80% пива в Красноярском крае, потреблять в регионе меньше не стали и даже нарастили его на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

 В печали

Крупнейшие зарубежные производители пенного напитка похвастаться своими достижениями в области объема продаж в очередной раз не могут. «Балтика» даже объявила период молчания.

Согласно отчету Heineken, в России по результатам первого полугодия объемы продаж снизились на 10%. А из-за валютных колебаний и снижения курса рубля объявленная выручка компании в России снизилась на 69 млн евро, хотя в целом в мире она выросла на 2%. Общий объем продаж в РФ снизился на 2,2%, пива — на 2%. Тем не менее в Heineken компенсируют «проседание» России и Греции объемами продаж с динамично растущих рынков Франции, Тайваня, Великобритании, ЮАР, которые напротив демонстрируют высокие показатели. На те же 10% только прироста вышли Китай, Бразилия, Испания и Вьетнам.

В «Балтике» данных о производстве и потреблении напитка не предоставили, сославшись на «период молчания».

В Российском союзе пивоваров указывают, что с 2008-го до 2014 года объемы производства пива в стране снизились более чем на 30%. По данным участников рынка, только в I квартале 2015 года производство пива в России сократилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Как уже не раз писал «КС» (ksonline.ru/stats/-/id/4016), спад является результатом существенного ужесточения законодательного регулирования отрасли в области оборота и производства пива, а также резкого повышения ставки акциза на пиво при незначительном росте ставки акциза на крепкие алкогольные напитки. Предприятия вынуждены закрываться.

 Действие ограничительных мер

С 2008 года в России прекратили работу 12 крупных пивоваренных заводов. Речь идет о Санкт-Петербурге (2008–2009), Новотроицке (2009), Курске (2012), Новочебоксарске (2013), Москве и Ростове-на-Дону (2014), Челябинске и Красноярске (май 2015 года). Малых предприятий, по информации Российского союза пивоваров, закрылось еще больше.

ПивоСитуацию может исправить «обоснованное и предсказуемое» государственное регулирование, надеются в союзе пивоваров. «Считаем, что пивоваренная отрасль должна быть выделена в отдельную категорию регулирования. Также улучшению ситуации в отрасли могли бы способствовать «законодательные каникулы» для пивоваров, например, на 1,5 года до 1 января 2017 года не принимать никаких новых ограничительных мер для пивоваренного бизнеса и снижения акцизной ставки для пива и напитков на его основе», — выражают консолидированное мнение в сообществе.

В свою очередь управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь компании «Балтика» Ольга Егорова считает, что изменить отрицательную динамику можно только грамотным и предсказуемым регулированием отрасли и работой по совершенствованию структуры потребления алкогольных напитков в России: «Однако при этом продолжается обсуждение новых инициатив, которые могут оказать дальнейшее негативное влияние на результаты пивоваренной индустрии, такие как введение ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), лицензирования, ограничение объема ПЭТ-упаковки для пива.

Несмотря на то что отрицательные отзывы на запрет ПЭТ-упаковки поступали от ФАС РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства энергетики РФ, Минвостокразвития РФ и от более чем 20 субъектов Федерации, сейчас в Государственной думе находятся на рассмотрении два законопроекта, касающиеся ограничения использования ПЭТ-тары при производстве пива», — говорит Ольга Егорова.

На данный момент в Госдуме действительно зарегистрирован законопроект, прошедший в июне 2014 года первое чтение, который запрещает продажу алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке емкостью более 0,5 л с 2016 года. В 2015 году 1 июля зарегистрировали еще один, согласно которому с 1 января 2016 года запрещаются производство и оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре. Оба документа фактически предполагают полный запрет производства пива в полимерной упаковке, а это около 50% рынка, утверждают в союзе пивоваров.

По мнению членов сообщества, запрет полиэтиленовой упаковки приведет к увеличению потребления более доступных крепких алкогольных напитков.

«Принимая во внимание отрицательное отношение многих общественных групп к бутылкам слишком большого размера, пивовары согласны на разумное ограничение максимального объема, при условии его постепенного внедрения, с итоговым установленным максимальным размером в 1,5 литра с 1 января 2017 года», — отмечают в союзе пивоваров.

По оценкам экспертов союза, снижение максимального размера с 2,5 до 1,5 литра приведет к сокращению рынка на 8–10%, закрытию нескольких заводов, потере 3–4 тысяч рабочих мест. Кроме того, государственный бюджет недосчитается 10–15 млрд рублей.

Что же касается ЕГАИС, то Госдума в начале июля приняла в третьем чтении законопроект о внедрении системы в пивное производство с 1 июля 2016 года.

Предприятия, выпускающие более 300 тыс. дкл пива, сидра или медовухи в год, должны будут установить счетчики ЕГАИС до 1 июля 2016 года для организации учета объемов закупок, хранения, поставок и розничной продажи продукции, говорится в документе. При этом из финальной версии законопроекта исключили крупных и средних пивоваров в городах с населением менее 3 тыс. человек, производителей вина из собственного винограда, вина с защищенным географическим наименованием и розничную продажу пива, медовухи и сидра. Всего в России, по подсчетам союза пивоваров, около 850 пивзаводов, из них 150–200 подпадают под действие законопроекта.

По ожиданиям директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, к концу 2015 года может произойти небольшое падение потребления пива в пределах 3–4%. «Но обусловлен он тем, что в последние годы уменьшилось количество молодого населения приблизительно на 5–6 млн человек», — поясняет причины отрицательной динамики Вадим Дробиз.

При этом в России растет теневой рынок пива. Директор ЦИФРРА говорит, что Росстат «улавливает» его. В 2015 году разница между объемами розничных продаж, которые дает Росстат, и объемами производства (при этом импорт и экспорт настолько мизерны, что их можно не учитывать, уточняет собеседник «КС») составляет около 1,5 млрд литров пива, то есть не менее 15% рынка пива страны. «Так, за последнее время в печать попадает много данных о неуплате акцизов крупными компания, как это случилось в Ульяновске, который за 2013 год не уплатил более 1 млрд рублей. При этом я верю, что западные компании этим не балуются в отличие от российских. Основа нелегального рынка — это малые и средние российские компании, и прежде всего это разливное пиво. Думаю, что нелегально более половины всего разливного пива», — убежден Вадим Дробиз.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ